Публикации
Как учителю избежать профессионального выгорания
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как учителю избежать профессионального выгорания
Автор: Любовь Александровна Степанова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как учителю избежать профессионального выгорания
Автор: Любовь Александровна Степанова
Как учителю избежать профессионального выгорания
Вначале учебного года работа может завалить лавиной задач исрочных дел. Чтобы совсем справиться инедопустить профессионального выгорания узнайте, какие признаки могут быть тревожными сигналами. Выполните простое упражнение, чтобы провести ревизию профессиональных интересов. Ипроверьте себя покороткому чек-листу. Также внедрите всвою жизнь полезные привычки, которые будут поддерживать психологическое здоровье. Вконце статьи– шесть шагов, чтобы адаптироваться после отпуска, итехники расслабления, которые можно проводить прямо нарабочем месте.
Каковы признаки профессионального выгорания
Педагог идоктор психологических наук Шалма Амонашвили очень точно описал труд учителя: Водном уроке учителя содержится столько уроков, сколько детей. Это как матрешка вматрешке. Детей много, аучитель один. Илишь утонченная учительская мудрость позволяет сделать так, чтобы каждому ребенку досталось именно свое.
Каждый день учителя– это огромный пласт эмоциональной иинтеллектуальной нагрузки. Необходимость постоянного самоконтроля. Высокая доля ответственности заобразовательный результат. Постоянная вовлеченность врешение проблем учеников. Новсегдали расплатой заутонченную мудрость является эмоциональное выгорание?
Что такое выгорание.Термин был введен внауку в1974году американским психиатром Гербертом Фройденбергером. Онизучал психологическое состояние волонтеров служб психического здоровья. Ихсостояние характеризовалось истощением личностных ресурсов. Причиной тому были стресс, усталость, разочарования, которые связаны сработой, резко завышенные требования волонтеров ксобственным ресурсным возможностям.
Признаки выгорания.Упрофессионалов всфере человек– человек постепенно снижается уровень проявления внимания клюдям. Нехватает ресурсов сопереживать. Происходит утрата позитивного отношения кпрофессии. Любая пауза вработе доставляет огромную радость. Глубоко ощущается бессмысленность того, что происходит вокруг.Усталость ираздражительность становятся постоянными спутниками жизни: наработе– мечты оботдыхе, анаотдыхе– думы оработе.
Этапы выгорания.Выгорание– естественный процесс для деятельности, которая предполагает интенсивное общение вэмоционально нагруженной профессиональной среде. Онимеет свою динамику, этапность развития вовремени иконкретные поведенческие проявления. Проверь себя напрофессиональное выгорание почек-листу далее.
Академик Виктор Бойко выделяет три фазы, которыми можно определить степень эмоционального выгорания. Первая фаза– напряжение,– при которой появляется усталость отпрофессиональной деятельности. Следующая– фаза сопротивления нарастающему стрессу– сопровождается чувством, что эмоциональное привлечение кработе икоммуникации вызывает избыточное переутомление. Последняя фаза– истощение, опустошенность, обесценивание собственных достижений.
Как недопустить эмоционального выгорания
Обратной стороной выгорания является состояние психологического здоровья. Оно характеризуется тем, что человек выступает субъектом своей жизнедеятельности, обладает внутренним источником активности, является двигателем развития.
Признаки профессионального здоровья.Крепкое профессиональное здоровье определяется оптимизмом, позитивным взглядом нажизнь, общительностью ичувством юмора. Здоровый специалист умеет поощрять себя заситуативные успехи идостижения, оценивает собственные возможности иумеет сказать нет, если предложение выходит заихграницы. Атакже такой человек стремится обрести личностный смысл работы, которой онзанимается.
Чтобы двигаться всторону здоровья, требуется управлять изменениями вжизни. Любое управление предполагает целеполагание, планирование иконтроль результата. Поскольку, если незнаешь куда плыть, ниодин ветер нестанет попутным.
Ревизия профессиональных интересов, упражнение.Вспомните, что фразы ядолжен иянемогу блокируют вашу энергию. Должен напоминает ярмо нашее, янемогу заводит втупик.
Совсем другое дело яхочу или янехочу. Поразмышляйте обэтом. Выполните упражнение, которое поможет конкретизировать ваши потребности ижелания. Отнеситесь кработе сполной серьезностью. Исключите спешку.
Напишите 10 предложений, которые начинаются словами Ядолжен. Затем напишите второй список, который начинается словами Янемогу. После того как вызаписали 20 фраз, зачеркните все слова могу идолжен изамените ихсловом хочу. Прочтите измененные списки. Прислушайтесь ксвоим чувствам. Что произошло, когда глагол должен уступил место глаголу хочу? Как вариант, можно ощутить больше свободы, легкости, воодушевления.
Переход кдействиям.Обратите внимание наформулировки, которые вызывают сопротивление. Какие действия, события хотите выбросить изсвоей жизни? Позвольте себе сделать это налисте: добавьте или исключите вформулировках частицу не. Когда закончите исключать нежелательные действия, подумайте, чтобы выдобавили вкачестве альтернативного действия? Запишите это. Еще раз прочтите список. Что возможно сделать уже сейчас, чтобы запустить процесс реализации ваших желаний? Что вам позволяет так думать? Какими ресурсами выобладаете? Вкаких ресурсах испытываете потребность? Какими источниками пополнения ресурсов воспользуетесь?
Результат упражнения.Как видите, уже вэтом месте отпечали поповоду потенциальной загруженности выперешли кпланированию изменений всторону реализации собственных интересов. Выконкретизировали направление профессионального иличностного роста научебный год. Выназначили милые сердцу события, которыми станете жить втечение года. Выперераспределили энергию ивнесли значимый вклад всохранение эмоциональных ресурсов.
Приумножьте радость иудовольствие отработы.Учителю целесообразно менять местами цель исредства. Если целью выбирать личностный ипрофессиональный рост самого учителя, аучебный процесс рассматривать лишь как средство достижения этой цели, токачество образовательного результата приумножится без дополнительных нагрузок. Ведь профессионализм заразителен для окружающих, аличность формирует личность.
Поэтому ставьте цели, регулируйте эмоциональный фон, соблюдайте гигиену труда. Обязательными предметами контроля выберите уважительное отношение кпрофессиональному опыту исвоим интересам. Учитесь говорить нет тому, что входит вконфликт свашими желаниями или превышает ресурсные возможности. Заботливо обходитесь сосвоими чувствами, атакже начните свободно иадресно ихвыражать.
Отношение котрицательным эмоциям.Если освободить проблему отэмоций, останется только ситуация. Отрицательные эмоции– это здоровая реакция организма нанедостаток или избыток чего-то. Это история про неоправданные ожидания, нереализованные потребности, про конфликт ваших интересов, желаний, ценностных установок. Ошибкой будет искать способы нечувствовать то, что вынехотите чувствовать. Имужеством станет целенаправленное иосознанное самонаблюдение. Воспользуйтесь списком вопросов для самонаблюдения ниже.
Как помочь самому себе
Проведите профилактику профессионального выгорания. Чтобы сохранить эмоциональное здоровье, организовывайте себе антистрессовые мероприятия.
Заведите журнал благодарностей идостижений.Каждый вечер записывайте туда три вещи, закоторые выблагодарны прошедшему дню, итри своих достижения, даже если они вам кажутся незначительными.
Развивайте свои сильные стороны.Сделайте то, что увас хорошо получается, чтобы обрести уверенность всебе, апотом нацельтесь наболее сложную задачу. Вам ненужно видеть всю лестницу целиком, просто сделайте первый шаг– как сказал Мартин Лютер Кинг.Что выхотелибы улучшить всвоей жизни? Подумайте, какие действия выможете предпринять прямо сейчас, чтобы сделать первый шаг вправильном направлении.
Планируйте побеги отрутины.Зоопарк, кинотеатр, концерт, филармония, стадион– любые места, где выможете получить яркие впечатления. Сходите вкафе или купите новую книгу скулинарными рецептами– непременно сглянцевыми страницами иаппетитными картинками. Дом, который наполнен вкусными ароматами отприготовленных блюд, подарит ощущение радости ивам, ивашим близким.
Станьте туристом всвоем родном городе.Обычно люди исследуют достопримечательности только вовремя путешествий, новыможете удивиться, когда узнаете, сколько классных вещей находится навашем собственном заднем дворе.
Экспериментируйте сновым рецептом.Рискните написать стихотворение, нарисовать картину или найдите интересную идею ипопробуйте воплотить еевжизнь. Творческое самовыражение иобщее ощущение благополучия взаимосвязаны.
Съедайте пару кусочков горького шоколада каждые несколько дней.Считается, что флавоноиды, кофеин итеобромин, которые содержатся вшоколаде, улучшают внимательность иумственные способности.
Начните впитывать радость оттого, что уже имеете.Быть оптимистом– это незначит игнорировать неприглядные стороны жизни. Это значит уметь фокусироваться наконструктивных моментах.
Практикуйте осознанность.Учитесь присутствовать здесь исейчас иполноценно проживайте каждый момент. Добиться состояния осознанности помогут спорт, медитации, экстремальный отдых.
Найдите время, чтобы просто посмеяться.Пообщайтесь сдругом, который поднимает вам настроение, посмотрите комедию или милые видеоролики винтернете. Смех помогает уменьшить беспокойство.
Позвольте себе отдохнуть отэлектронных устройств.Надень оставьте смартфон дома, отключите оповещения, звуковые сигналы ивообще все, что вас отвлекает. Посвятите время живому общению, займитесь чем-нибудь интересным сродными илидрузьями.
Танцуйте, пока выполняете работу подому.Так выбудете нетолько заниматься делами, ноиулучшать самочувствие: танцы снижают уровень кортизола– гормона стресса истимулируют синтез эндорфина– гормона радости. Аеще это дополнительная физическая нагрузка иразвитие гибкости.
Раз внеделю принимайте теплую ванну.Попробуйте добавить морскую соль, чтобы расслабиться иповысить уровень магния, которого может нехватать организму врезультате стресса.
Высыпайтесь.Часто мир видится всерых тонах лишь из-за хронического недосыпа ипереутомления. Устройте себе сонный выходной, понежьтесь впостели. Спать лучше впрохладной комнате. Установлено: кто спит 7–8часов при температуре 17–18градусов, дольше остается молодым.
Пересматривайте любимые фильмы.Психологи рекомендуют смотреть фильмы сосчастливым концом, чтобы повышать уровень эндорфинов.
Слушайте любимую музыку.Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться вмузыку, отключившись отваших мыслей.
Занимайтесь физической культурой.Лучше всего насвежем воздухе. Наденьте спортивный костюм, кроссовки ипобегайте 10минут. Физические упражнения недолжны быть изматывающими.
Полдня внеделю проводите так, как вам нравится.Плавайте, танцуйте, гуляйте, общайтесь сдрузьями либо наслаждайтесь минутами одиночества счашкой ароматного кофе.
Говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова.Одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить оттяжелых срывов. Незабывайте говорить хорошие слова ивсвой адрес. Ведь выэто заслужили.
Делайте что-нибудь вне зоны комфорта.Найдите вжизни место для азарта иприключений. Как говорил Альберт Эйнштейн, кто никогда несовершал ошибок, тот никогда непробовал что-то новое.
Создавайте ощущение размеренности ипостоянства.Привычные бутерброды, чай, кофе водно итоже время позволят почувствовать вам, что день начался как всегда. Это повышает ощущение стабильности иуверенности.
Как адаптироваться после отпуска?
Сохраните себе простые техники, которые помогут расслабиться прямо нарабочем месте. Впамятке собраны легкие физические идыхательные упражнения. Атакже воспользуйтесь технологией шести шагов, которые помогут настроиться напродуктивный рабочий год.
Первый шаг.Составьте список причин, побуждающих вас выходить наработу. Уточните мотив, ценность изначение работы для самого себя.
Второй шаг.Составьте список, чем вам нравится заниматься. Вспомните, когда вывпоследний раз этим занимались. Найдите время для любимых занятий.
Третий шаг.Подготовьте группу поддержки: регулярные встречи сдрузьями, родственниками, коллегами. Окружите себя людьми, скем можно проговаривать проблемы.
Четвертый шаг.Выработайте программу укрепления физического здоровья: регулярные упражнения, здоровое питание, прогулки. Даже легкая ежедневная зарядка поутрам может сильно повлиять наэмоциональное состояние.
Пятый шаг.Продумайте программу укрепления психического здоровья: саморегуляция, релаксация, управление временем. Книги ионлан-лекции помогут найти удобные способы саморегуляции.
Шестой шаг.Каждый день делайте какую-нибудь глупость: попускайте мыльные пузыри, поиграйте вклассики, погримасничайте узеркала идр. –все, что принесет положительные эмоции изаставит вас улыбнуться.
Вначале учебного года работа может завалить лавиной задач исрочных дел. Чтобы совсем справиться инедопустить профессионального выгорания узнайте, какие признаки могут быть тревожными сигналами. Выполните простое упражнение, чтобы провести ревизию профессиональных интересов. Ипроверьте себя покороткому чек-листу. Также внедрите всвою жизнь полезные привычки, которые будут поддерживать психологическое здоровье. Вконце статьи– шесть шагов, чтобы адаптироваться после отпуска, итехники расслабления, которые можно проводить прямо нарабочем месте.
Каковы признаки профессионального выгорания
Педагог идоктор психологических наук Шалма Амонашвили очень точно описал труд учителя: Водном уроке учителя содержится столько уроков, сколько детей. Это как матрешка вматрешке. Детей много, аучитель один. Илишь утонченная учительская мудрость позволяет сделать так, чтобы каждому ребенку досталось именно свое.
Каждый день учителя– это огромный пласт эмоциональной иинтеллектуальной нагрузки. Необходимость постоянного самоконтроля. Высокая доля ответственности заобразовательный результат. Постоянная вовлеченность врешение проблем учеников. Новсегдали расплатой заутонченную мудрость является эмоциональное выгорание?
Что такое выгорание.Термин был введен внауку в1974году американским психиатром Гербертом Фройденбергером. Онизучал психологическое состояние волонтеров служб психического здоровья. Ихсостояние характеризовалось истощением личностных ресурсов. Причиной тому были стресс, усталость, разочарования, которые связаны сработой, резко завышенные требования волонтеров ксобственным ресурсным возможностям.
Признаки выгорания.Упрофессионалов всфере человек– человек постепенно снижается уровень проявления внимания клюдям. Нехватает ресурсов сопереживать. Происходит утрата позитивного отношения кпрофессии. Любая пауза вработе доставляет огромную радость. Глубоко ощущается бессмысленность того, что происходит вокруг.Усталость ираздражительность становятся постоянными спутниками жизни: наработе– мечты оботдыхе, анаотдыхе– думы оработе.
Этапы выгорания.Выгорание– естественный процесс для деятельности, которая предполагает интенсивное общение вэмоционально нагруженной профессиональной среде. Онимеет свою динамику, этапность развития вовремени иконкретные поведенческие проявления. Проверь себя напрофессиональное выгорание почек-листу далее.
Академик Виктор Бойко выделяет три фазы, которыми можно определить степень эмоционального выгорания. Первая фаза– напряжение,– при которой появляется усталость отпрофессиональной деятельности. Следующая– фаза сопротивления нарастающему стрессу– сопровождается чувством, что эмоциональное привлечение кработе икоммуникации вызывает избыточное переутомление. Последняя фаза– истощение, опустошенность, обесценивание собственных достижений.
Как недопустить эмоционального выгорания
Обратной стороной выгорания является состояние психологического здоровья. Оно характеризуется тем, что человек выступает субъектом своей жизнедеятельности, обладает внутренним источником активности, является двигателем развития.
Признаки профессионального здоровья.Крепкое профессиональное здоровье определяется оптимизмом, позитивным взглядом нажизнь, общительностью ичувством юмора. Здоровый специалист умеет поощрять себя заситуативные успехи идостижения, оценивает собственные возможности иумеет сказать нет, если предложение выходит заихграницы. Атакже такой человек стремится обрести личностный смысл работы, которой онзанимается.
Чтобы двигаться всторону здоровья, требуется управлять изменениями вжизни. Любое управление предполагает целеполагание, планирование иконтроль результата. Поскольку, если незнаешь куда плыть, ниодин ветер нестанет попутным.
Ревизия профессиональных интересов, упражнение.Вспомните, что фразы ядолжен иянемогу блокируют вашу энергию. Должен напоминает ярмо нашее, янемогу заводит втупик.
Совсем другое дело яхочу или янехочу. Поразмышляйте обэтом. Выполните упражнение, которое поможет конкретизировать ваши потребности ижелания. Отнеситесь кработе сполной серьезностью. Исключите спешку.
Напишите 10 предложений, которые начинаются словами Ядолжен. Затем напишите второй список, который начинается словами Янемогу. После того как вызаписали 20 фраз, зачеркните все слова могу идолжен изамените ихсловом хочу. Прочтите измененные списки. Прислушайтесь ксвоим чувствам. Что произошло, когда глагол должен уступил место глаголу хочу? Как вариант, можно ощутить больше свободы, легкости, воодушевления.
Переход кдействиям.Обратите внимание наформулировки, которые вызывают сопротивление. Какие действия, события хотите выбросить изсвоей жизни? Позвольте себе сделать это налисте: добавьте или исключите вформулировках частицу не. Когда закончите исключать нежелательные действия, подумайте, чтобы выдобавили вкачестве альтернативного действия? Запишите это. Еще раз прочтите список. Что возможно сделать уже сейчас, чтобы запустить процесс реализации ваших желаний? Что вам позволяет так думать? Какими ресурсами выобладаете? Вкаких ресурсах испытываете потребность? Какими источниками пополнения ресурсов воспользуетесь?
Результат упражнения.Как видите, уже вэтом месте отпечали поповоду потенциальной загруженности выперешли кпланированию изменений всторону реализации собственных интересов. Выконкретизировали направление профессионального иличностного роста научебный год. Выназначили милые сердцу события, которыми станете жить втечение года. Выперераспределили энергию ивнесли значимый вклад всохранение эмоциональных ресурсов.
Приумножьте радость иудовольствие отработы.Учителю целесообразно менять местами цель исредства. Если целью выбирать личностный ипрофессиональный рост самого учителя, аучебный процесс рассматривать лишь как средство достижения этой цели, токачество образовательного результата приумножится без дополнительных нагрузок. Ведь профессионализм заразителен для окружающих, аличность формирует личность.
Поэтому ставьте цели, регулируйте эмоциональный фон, соблюдайте гигиену труда. Обязательными предметами контроля выберите уважительное отношение кпрофессиональному опыту исвоим интересам. Учитесь говорить нет тому, что входит вконфликт свашими желаниями или превышает ресурсные возможности. Заботливо обходитесь сосвоими чувствами, атакже начните свободно иадресно ихвыражать.
Отношение котрицательным эмоциям.Если освободить проблему отэмоций, останется только ситуация. Отрицательные эмоции– это здоровая реакция организма нанедостаток или избыток чего-то. Это история про неоправданные ожидания, нереализованные потребности, про конфликт ваших интересов, желаний, ценностных установок. Ошибкой будет искать способы нечувствовать то, что вынехотите чувствовать. Имужеством станет целенаправленное иосознанное самонаблюдение. Воспользуйтесь списком вопросов для самонаблюдения ниже.
Как помочь самому себе
Проведите профилактику профессионального выгорания. Чтобы сохранить эмоциональное здоровье, организовывайте себе антистрессовые мероприятия.
Заведите журнал благодарностей идостижений.Каждый вечер записывайте туда три вещи, закоторые выблагодарны прошедшему дню, итри своих достижения, даже если они вам кажутся незначительными.
Развивайте свои сильные стороны.Сделайте то, что увас хорошо получается, чтобы обрести уверенность всебе, апотом нацельтесь наболее сложную задачу. Вам ненужно видеть всю лестницу целиком, просто сделайте первый шаг– как сказал Мартин Лютер Кинг.Что выхотелибы улучшить всвоей жизни? Подумайте, какие действия выможете предпринять прямо сейчас, чтобы сделать первый шаг вправильном направлении.
Планируйте побеги отрутины.Зоопарк, кинотеатр, концерт, филармония, стадион– любые места, где выможете получить яркие впечатления. Сходите вкафе или купите новую книгу скулинарными рецептами– непременно сглянцевыми страницами иаппетитными картинками. Дом, который наполнен вкусными ароматами отприготовленных блюд, подарит ощущение радости ивам, ивашим близким.
Станьте туристом всвоем родном городе.Обычно люди исследуют достопримечательности только вовремя путешествий, новыможете удивиться, когда узнаете, сколько классных вещей находится навашем собственном заднем дворе.
Экспериментируйте сновым рецептом.Рискните написать стихотворение, нарисовать картину или найдите интересную идею ипопробуйте воплотить еевжизнь. Творческое самовыражение иобщее ощущение благополучия взаимосвязаны.
Съедайте пару кусочков горького шоколада каждые несколько дней.Считается, что флавоноиды, кофеин итеобромин, которые содержатся вшоколаде, улучшают внимательность иумственные способности.
Начните впитывать радость оттого, что уже имеете.Быть оптимистом– это незначит игнорировать неприглядные стороны жизни. Это значит уметь фокусироваться наконструктивных моментах.
Практикуйте осознанность.Учитесь присутствовать здесь исейчас иполноценно проживайте каждый момент. Добиться состояния осознанности помогут спорт, медитации, экстремальный отдых.
Найдите время, чтобы просто посмеяться.Пообщайтесь сдругом, который поднимает вам настроение, посмотрите комедию или милые видеоролики винтернете. Смех помогает уменьшить беспокойство.
Позвольте себе отдохнуть отэлектронных устройств.Надень оставьте смартфон дома, отключите оповещения, звуковые сигналы ивообще все, что вас отвлекает. Посвятите время живому общению, займитесь чем-нибудь интересным сродными илидрузьями.
Танцуйте, пока выполняете работу подому.Так выбудете нетолько заниматься делами, ноиулучшать самочувствие: танцы снижают уровень кортизола– гормона стресса истимулируют синтез эндорфина– гормона радости. Аеще это дополнительная физическая нагрузка иразвитие гибкости.
Раз внеделю принимайте теплую ванну.Попробуйте добавить морскую соль, чтобы расслабиться иповысить уровень магния, которого может нехватать организму врезультате стресса.
Высыпайтесь.Часто мир видится всерых тонах лишь из-за хронического недосыпа ипереутомления. Устройте себе сонный выходной, понежьтесь впостели. Спать лучше впрохладной комнате. Установлено: кто спит 7–8часов при температуре 17–18градусов, дольше остается молодым.
Пересматривайте любимые фильмы.Психологи рекомендуют смотреть фильмы сосчастливым концом, чтобы повышать уровень эндорфинов.
Слушайте любимую музыку.Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться вмузыку, отключившись отваших мыслей.
Занимайтесь физической культурой.Лучше всего насвежем воздухе. Наденьте спортивный костюм, кроссовки ипобегайте 10минут. Физические упражнения недолжны быть изматывающими.
Полдня внеделю проводите так, как вам нравится.Плавайте, танцуйте, гуляйте, общайтесь сдрузьями либо наслаждайтесь минутами одиночества счашкой ароматного кофе.
Говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова.Одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить оттяжелых срывов. Незабывайте говорить хорошие слова ивсвой адрес. Ведь выэто заслужили.
Делайте что-нибудь вне зоны комфорта.Найдите вжизни место для азарта иприключений. Как говорил Альберт Эйнштейн, кто никогда несовершал ошибок, тот никогда непробовал что-то новое.
Создавайте ощущение размеренности ипостоянства.Привычные бутерброды, чай, кофе водно итоже время позволят почувствовать вам, что день начался как всегда. Это повышает ощущение стабильности иуверенности.
Как адаптироваться после отпуска?
Сохраните себе простые техники, которые помогут расслабиться прямо нарабочем месте. Впамятке собраны легкие физические идыхательные упражнения. Атакже воспользуйтесь технологией шести шагов, которые помогут настроиться напродуктивный рабочий год.
Первый шаг.Составьте список причин, побуждающих вас выходить наработу. Уточните мотив, ценность изначение работы для самого себя.
Второй шаг.Составьте список, чем вам нравится заниматься. Вспомните, когда вывпоследний раз этим занимались. Найдите время для любимых занятий.
Третий шаг.Подготовьте группу поддержки: регулярные встречи сдрузьями, родственниками, коллегами. Окружите себя людьми, скем можно проговаривать проблемы.
Четвертый шаг.Выработайте программу укрепления физического здоровья: регулярные упражнения, здоровое питание, прогулки. Даже легкая ежедневная зарядка поутрам может сильно повлиять наэмоциональное состояние.
Пятый шаг.Продумайте программу укрепления психического здоровья: саморегуляция, релаксация, управление временем. Книги ионлан-лекции помогут найти удобные способы саморегуляции.
Шестой шаг.Каждый день делайте какую-нибудь глупость: попускайте мыльные пузыри, поиграйте вклассики, погримасничайте узеркала идр. –все, что принесет положительные эмоции изаставит вас улыбнуться.