Публикации
Формирование познавательных УУД учащихся в процессе решения логических задач.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование познавательных УУД учащихся в процессе решения логических задач.
Автор: Павлюкова Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование познавательных УУД учащихся в процессе решения логических задач.
Автор: Павлюкова Наталья Николаевна
Формирование познавательных УУД учащихся в процессе решения логических задач.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит как на уроке математики, так и во внеурочной деятельности. Очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения предмета нет, и не может быть. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на уроках идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы
для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения учебных задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи.
Познавательные УУД
Общеучебные Логические Постановка и
действия учебные действия решение проблемы
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить:
Простые логические действия
Составные логические операции
сравнение данных;
опознание объектов;
анализ-выделение элементов и единиц из целого; расчленение целого на части;
синтез-составление целого из частей;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию (Сериация является необходимым условием формирования у детей понятия числа);
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение –выведение общности для целого класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
вывод следствий;
установление аналогий.
построение отрицания;
утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной;
общий приём решения задач.
Общий прием решения задач включает:
знания : этапов решения, методов решения, типов задач, оснований выбора
способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи;
владение: предметными знаниями(понятиями, определениями терминов,
правилами, формулами, логическими приемами и операциями).
Компоненты общего приема решения задач:
Анализ текста задачи (семантический, логический, математический).
Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных
средств.
Установление отношений между данными и вопросом.
Составление плана решения задачи.
Осуществление плана решения.
Проверка и оценка решения задачи.
Анализ текста задачи
семантический
Направлен на обеспечение понимания содержания текста, предполагает:
1)Выделение и осмысление:
- отдельных слов, терминов, понятий как житейских, так и математических,
- грамматических конструкций (если…, то, после того, как… и т.д.),
- количественных характеристик объекта, задаваемых словами – кванторами (каждого, какого-нибудь, любое, некоторое, всего, одинаковые, разные, и т.д.
2) Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации.
3) Выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).
логический
Предполагает:
- умение заменять термин их определениями,
- выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятий, процессов, явлений).
математический
Включает анализ условия и требования задачи. При этом анализ условия происходит исходя из требования задачи.
Анализ условия направлен на выделение:
а) объектов (предметов, процессов).
б) величин, характеризующих каждый объект.
в) характеристик величин.
Анализ требования направлен на выделение:
- неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).
УУД представляют перейти от обучения как преподнесения обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию педагогов в выборе содержания и методов обучения.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации образовательной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Под универсальными учебными действиями будем понимать совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Предмет математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных УУД. На своих уроках использую технологию проблемного диалога, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Учащиеся ставят и решают проблемы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – это открытие и формулирование нового знания.Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учащихся затруднение. Это могут быть противоречивые факты, разные точки зрения, столкновение разных мнений учащихся, а также противоречие между житейским представлением ученика и научным фактом.При побуждающем диалоге возможно появление неточных или неверных формулировок учебной проблемы. Нельзя реагировать на них отрицательной оценкой, нужно побуждать репликами: Кто думает иначе? Кто еще хочет высказаться?Подводящий к теме диалог. Он не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые пошагово приводят учащихся к формулированию темы урока. Все звенья этой цепочки опираются на уже пройденный материал, а последнее (обобщающее) позволит учащимся сформулировать тему урока.Сообщение темы с мотивирующим приемом. При этом учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес применением яркого пятна, захватывающего внимание обучающихся: сказка, легенда, случай из жизни, эксперимент и т.д.Таким образом, технология проблемно – диалогического обучения способствует развитию самостоятельности учащихся, активизирует их творческую и познавательную деятельность, формирует универсальные учебные действия. Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель – группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый
имеет право на ошибку.
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения заданий, у учащихся формируются универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). Целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся формулируют тему урока.
На каждом уроке использую план открытия новых знаний, который уч-ся ( с моей помощью) составили сами.
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
повторяем то, что уже знаем
выполняем пробное действие
встречаем затруднение
находим путь
закрепляем то, что открыли
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит как на уроке математики, так и во внеурочной деятельности. Очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения предмета нет, и не может быть. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на уроках идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы
для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
уметь устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения учебных задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи.
Познавательные УУД
Общеучебные Логические Постановка и
действия учебные действия решение проблемы
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить:
Простые логические действия
Составные логические операции
сравнение данных;
опознание объектов;
анализ-выделение элементов и единиц из целого; расчленение целого на части;
синтез-составление целого из частей;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию (Сериация является необходимым условием формирования у детей понятия числа);
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение –выведение общности для целого класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
вывод следствий;
установление аналогий.
построение отрицания;
утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной;
общий приём решения задач.
Общий прием решения задач включает:
знания : этапов решения, методов решения, типов задач, оснований выбора
способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи;
владение: предметными знаниями(понятиями, определениями терминов,
правилами, формулами, логическими приемами и операциями).
Компоненты общего приема решения задач:
Анализ текста задачи (семантический, логический, математический).
Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных
средств.
Установление отношений между данными и вопросом.
Составление плана решения задачи.
Осуществление плана решения.
Проверка и оценка решения задачи.
Анализ текста задачи
семантический
Направлен на обеспечение понимания содержания текста, предполагает:
1)Выделение и осмысление:
- отдельных слов, терминов, понятий как житейских, так и математических,
- грамматических конструкций (если…, то, после того, как… и т.д.),
- количественных характеристик объекта, задаваемых словами – кванторами (каждого, какого-нибудь, любое, некоторое, всего, одинаковые, разные, и т.д.
2) Восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации.
3) Выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).
логический
Предполагает:
- умение заменять термин их определениями,
- выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятий, процессов, явлений).
математический
Включает анализ условия и требования задачи. При этом анализ условия происходит исходя из требования задачи.
Анализ условия направлен на выделение:
а) объектов (предметов, процессов).
б) величин, характеризующих каждый объект.
в) характеристик величин.
Анализ требования направлен на выделение:
- неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).
УУД представляют перейти от обучения как преподнесения обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию педагогов в выборе содержания и методов обучения.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации образовательной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Под универсальными учебными действиями будем понимать совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Предмет математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных УУД. На своих уроках использую технологию проблемного диалога, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Учащиеся ставят и решают проблемы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – это открытие и формулирование нового знания.Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учащихся затруднение. Это могут быть противоречивые факты, разные точки зрения, столкновение разных мнений учащихся, а также противоречие между житейским представлением ученика и научным фактом.При побуждающем диалоге возможно появление неточных или неверных формулировок учебной проблемы. Нельзя реагировать на них отрицательной оценкой, нужно побуждать репликами: Кто думает иначе? Кто еще хочет высказаться?Подводящий к теме диалог. Он не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые пошагово приводят учащихся к формулированию темы урока. Все звенья этой цепочки опираются на уже пройденный материал, а последнее (обобщающее) позволит учащимся сформулировать тему урока.Сообщение темы с мотивирующим приемом. При этом учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес применением яркого пятна, захватывающего внимание обучающихся: сказка, легенда, случай из жизни, эксперимент и т.д.Таким образом, технология проблемно – диалогического обучения способствует развитию самостоятельности учащихся, активизирует их творческую и познавательную деятельность, формирует универсальные учебные действия. Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель – группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый
имеет право на ошибку.
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения заданий, у учащихся формируются универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). Целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся формулируют тему урока.
На каждом уроке использую план открытия новых знаний, который уч-ся ( с моей помощью) составили сами.
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
повторяем то, что уже знаем
выполняем пробное действие
встречаем затруднение
находим путь
закрепляем то, что открыли
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.