Публикации
Суть функциональной грамотности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Суть функциональной грамотности
Автор: Алимова Елена Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Суть функциональной грамотности
Автор: Алимова Елена Викторовна
Суть функциональной грамотностиФормирование понятия функциональной грамотности происходило на 1970-е годы. В то время данный термин обозначал набор навыков чтения и письма для решения текущих бытовых задач. В следующие 40 лет функциональная грамотность стала более важной, чем базовая. Она приобрела особое значение в обучении и развитии школьников.Сегодня функционально грамотные школьники являются показателем качества образования. Наличие академических знаний уже не достаточно для жизни. Упор сместился на способность использовать имеющиеся знания и навыки в определенных жизненных ситуациях.Характеристики учащихся с хорошо развитыми навыками функциональной грамотности:способность успешно решать широкий круг повседневных задач; умение общаться и находить решения в различных социальных ситуациях; способность грамотно использовать основные навыки чтения и письма; установление междисциплинарных связей путем изучения и оценки одних и тех же фактов и явлений с разных точек зрения. В целом, это междисциплинарный навык, связанный с результатами изучения школьной программы и, более конкретно, с универсальной учебной деятельностью (личностной, познавательной, регулятивной и коммуникативной). Это ключевое понятие ФГОС. Иными словами, функциональная грамотность – это не просто новое направление, а важнейшая тенденция развития образования в России и мире, которую уже сейчас должны учитывать все современные учителя-профессионалы. Разумеется, введение школьных знаний в реальную жизнь – это не то, что вдруг осознали специалисты в области образования, а то, что многие опытные и знающие учителя практикуют много лет. Оживленные дебаты на эту тему просто показывают, куда сместился фокус развития образования. Так, существенные изменения в ЕГЭ и ОГЭ в последние годы иллюстрируют влияние функциональной грамотности. Акцент делается не просто на знание фактов, дат и формул, а на их реальное использование. Упор идет на то, чтобы научить детей анализировать, систематизировать, отбирать и объединять данные, чтобы в результате получились определенные выводы. Читательская грамотностьСегодня детям не нужна мотивация, чтобы научиться читать. Без этого они не смогут полноценно пользоваться Интернетом – это ясно любому маленькому ребенку. Однако не все понимают, что чтение – это не просто визуализация текстовых символов в уме.Это понимание и ощущение смысла, логики и эмоционального посыла текста. Важно уметь рассуждать о прочитанном: восстанавливать текст своими словами и делать выводы. Необходимо также видеть между строк: различать главное и второстепенное, замечать аллюзии, понимать аллегорию и сатиру. Чтение позволяет представлять себе больше о вымышленном мире, чем о нем рассказывается, живо воображать его прошлое, будущее, альтернативные события и т. д.Чтобы ученики стали заядлыми книголюбами, им нужно не просто научиться читать, а понять, как литература может ответить на их собственные вопросы.Математическая грамотностьУченики, а иногда и их родители, часто спрашивают себя: «Зачем сегодня люди тратят десять лет на изучение математики, если у каждого есть мобильный телефон и калькулятор?».Кто-то может ответить, что ментальная арифметика тренирует рабочую память и сохраняет мозг острым. Но есть и другие способы поддерживать ум в тонусе.Есть и более важное объяснение: чтобы уметь пользоваться калькулятором, нужно научиться считать. Без понимания логики математики невозможно осознать, почему обычный калькулятор не может решить простое уравнение «2 + 2 x 2», или объяснить, почему правильный ответ «6», а не «8».Нужно прекратить абстрактный счет, чтобы необходимость изучения арифметики в школе не ставилась под сомнение. В повседневной жизни есть много вещей, в вычислении которых необходима математическая функциональная грамотность:пропорции ингредиентов в рецепте; сдача в магазине; проверка счетов за коммунальные услуги на наличие ошибок; вес багажа (чтобы не платить за него в аэропорту). Ученики должны понимать, что в математике важны не арифметические действия, а логика вычислений. Что к чему прибавляется, что из чего вычитается, что на что умножается, что на что делится. И это вопросы, на которые невозможно ответить с помощью калькулятора.Творческое мышлениеСпособность к творческому мышлению нужна не только художникам, поэтам и другим гуманитариям. Она необходима всем, чтобы увидеть привычные вещи под другим углом зрения. Для того чтобы сделать повседневную жизнь более приятной, эффективно решать сложные проблемы, создавать что-то новое, нужна определенная смелость, ум и воображение. Именно поэтому слово «креативный» часто встречается в описаниях технических должностей инженеров, программистов и дизайнеров.Творческому мышлению не нужно учить. Каждый ребенок рождается с совершенно свежим взглядом на мир, его сознание еще не засорено стереотипами и социальными условностями. Поэтому задача школы – хотя бы попытаться не подавить эту уникальность. Детей поощряют выражать свои собственные взгляды.На практике этому способствуют проектное обучение, ТРИЗ, сочинения на неочевидные темы и любые задания, не предполагающие единственно правильного ответа.Критическое мышлениеСовременные молодые люди зачастую смотрят на жизнь с определенным скептицизмом. Тенденция подвергать сомнению все взгляды, ценности и идеалы может восприниматься как признак «трудных времен», но на самом деле это развитый механизм преодоления трудностей.