Публикации
конспект занятия по теме "Ленин"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект занятия по теме "Ленин"
Автор: Ирина Николаевна Прозорова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект занятия по теме "Ленин"
Автор: Ирина Николаевна Прозорова
«Сохраним память о Ленине»\Содержаниестр.Введение3Биография В. И. Ленина 6 Роль В.И. Ленина в Октябрьской революции10 Интересные факты о Ленине 11 Почему Владимир Ульянов стал Лениным? 12 Так что же нужно знать о Ленине? 13 Отношение к Ленину в Китае 15 Заключение 19Список литературы20Введение21 января 2024 года исполнилось ровно сто лет с момента ухода создателя Советского Союза Владимира Ленина. Так почему Ленин? Потому что Ленин является главной фигурой ХХ века.Он впервые на планете Земля попытался построить новый мир, в котором правил труд. Где главным смыслом жизни были справедливость, дружба народов, добро в каждой семье. Ленин прожил всего неполных 54 года, но вы сегодня на планете не найдёте ни одной крупной библиотеки, где бы не было его Полного собрания сочинений. Он предвидел практически все крупнейшие события на сто лет вперёд.Когда Горький спросил одного из рабочих, почему вы так любите Ленина, тот ответил: «Он прост, как правда. И мы любим его за то, что он принёс нам мир. Что он развивает заводы и фабрики. Что он всё делает для того, чтобы страна была умной, счастливой и уверенно смотрящей в будущее».Ненавидимый некоторыми и почитаемый многими, Владимир Ленин до сих пор является противоречивой политической фигурой, чьи действия и убеждения вызывают много споров во всём мире, но при этом его значение в истории невозможно переоценить.Известный писатель Захар Прилепин утверждает, что «Ленин — самый знаменитый русский в мировой истории. Что хотите с этим делайте, но вот это факт!». Поэтому мне стало интересно побольше узнать об этом человеке, потому что я очень люблю историю. Актуальность исследования: Мы, русские, по-прежнему, несмотря на распад Советского Союза, живем, во многом, в мире, построенном Лениным. В каждом большом и небольшом городе России есть проспект, сквер, площадь или улица Ленина. По количеству памятников, стоящих в России (и не только), Ленин тоже вне конкуренции. Но большинство моих одноклассников и даже взрослых людей очень мало знают о Ленине. Хотя наши бабушки и дедушки, и многие мамы и папы носили маленькие красные звездочки с его изображением. Теперь только в старых семейных альбомах можно отыскать фотографии, где юные дедушки и бабушки в кругу своих сверстников в пионерских галстуках стоят на торжественной линейке, отдают салют под звуки горна и барабана. А на команду старшего пионервожатого: «Будь готов!» – дружно отвечают: «Всегда готов!». У кого-то папы и мамы еще застали то время, когда их принимали в пионеры, и они тоже давали клятву: «Торжественно обещаю верно, служить делу Ленина и Коммунистической партии...» Это уже история.После распада Советского Союза в 90-х годах о Ленине как-то подзабыли. Но человек должен знать историю своей страны и народа. История нас учит мудрости, воспитывает любовь к Родине, патриотизм. Познание истории помогает по-новому взглянуть на мир, повлиять на будущее страны.Кто-то из великих людей сказал: «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее». Каждая страна должна знать своих героев.Объект исследования – личность и деятельность Владимира Ленина.Предмет исследования – выявление уровня знаний учащихся гимназии о Владимире Ленине. Цель исследования – сохранение исторической памяти о человеке, изменившего ход истории нашей страны. Задачи исследования:Рассмотреть биографический путь Ленина; Узнать интересные факты о Ленине; Проанализировать отношение к Владимиру Ленину и его роли в истории России; Проанализировать отношение к Владимиру Ленину в Китае; Провести анкетирование среди учащихся 2 - 4 классов; Познакомиться с памятниками Ленину в Ижевске; Подвести итоги исследования. 1. Теоретическая часть1.1. Биография В. И. ЛенинаВладимир Ленин (Ульянов) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск). Здесь прошли его детские и юношеские годы.В доме Ульяновых всегда царили согласие и любовь. Илья Николаевич был образцовым семьянином, горячо любящим мужем и отцом. В семье было восемь детей (двое из них умерли совсем маленькими). Владимир Ильич был четвертым по рождению. Оставшиеся Анна, Александр, Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария росли близкими по возрасту парами. Родители старались дать им разностороннее образование, воспитывали их честными, трудолюбивыми, чуткими к нуждам народа, трудящихся. Впоследствии все они стали революционерами - борцами за справедливость.Володя Ульянов рос резвым, здоровым, жизнерадостным ребенком. Внешностью он был очень похож на отца, от него унаследовал и веселый, общительный характер. Он был неутомимым зачинщиком различных игр и забав. Из воспоминаний родных известно, что он был очень справедлив в играх, терпеть не мог драк. «Это не игра, это безобразие, я в нем участвовать не буду», - заявлял он, когда игра переходила в драку. Любознательный, он пяти лет научился читать и много времени проводил за книгами.С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской классической гимназии. Уже в эти годы в его поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина и организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал с постели, — причем его никто не будил, - бежал мыться по пояс, убирал постель. До завтрака он всегда успевал повторить уроки и в половине девятого был в гимназии, идти до которой надо было несколько кварталов. Так было ежедневно; в течение восьми лет установленный режим не нарушался. Вот что вспоминает его одноклассник Наумов: «Владимир Ульянов в школьной жизни довольно резко отличался от всех нас - его товарищей. Начать с того, что он ни в младших, ни тем более в старших классах, никогда не принимал участие в общих детских и юношеских забавах и шалостях, держась постоянно в стороне от всего этого и будучи беспрерывно занят или учением или какой-либо письменной работой. Гуляя даже во время перемен, Ульянов никогда не покидал книжки и, будучи близорук, ходил обычно вдоль окон, весь уткнувшись в своё чтение. Единственно, что он признавал и любил, как развлечение, - это игру в шахматы, в которой обычно оставался победителем даже при единовременной борьбе с несколькими противниками.Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной любознательностью и необычайной работоспособностью. Повторяю, я все шесть лет прожил с ним в гимназии бок о бок, и я не знаю случая, когда Володя Ульянов не смог бы найти точного и исчерпывающего ответа на какой-либо вопрос по любому предмету. Воистину, это была ходячая энциклопедия, полезно-справочная для его товарищей и служившая всеобщей гордостью для его учителей». Живой, пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником; переходя из класса в класс, он получал первые награды. Он обращал на себя внимание своей собранностью, умением довести начатое дело до конца, общительностью, искренностью и простотой в обращении с товарищами, готовностью помочь им в подготовке трудных уроков. Среди молодежи он был известен не только как хороший шахматист, но и как хороший пловец и конькобежец. Как только Ульянов появлялся в классе, тотчас же его обычно окружали со всех сторон товарищи, прося то перевести, то решить задачку. Ульянов охотно помогал всем, но насколько мне тогда казалось, он всё же недолюбливал таких господ, норовивших жить и учиться за чужой труд и ум.По характеру своему Ульянов был ровного и скорее весёлого нрава, но до чрезвычайности скрытен и в товарищеских отношениях холоден: он ни с кем не дружил, со всеми был на «вы», и я не помню, чтоб когда-нибудь он хоть немного позволил себе со мной быть откровенным. Его душа воистину была чужая, и как таковая, для всех нас, знавших его, оставалась, согласно известному изречению, всегда лишь «потёмками».В общем, в классе он пользовался среди всех его товарищей большим уважением и деловым авторитетом, но вместе с тем, нельзя сказать, чтоб его любили, скорее — его ценили. Помимо этого, в классе ощущалось его умственное и трудовое превосходство над всеми нами, хотя надо отдать ему справедливость — сам Ульянов никогда его не выказывал и не подчеркивал.Ещё в те отдалённые времена Ульянов казался всем окружавшим его каким-то особенным. Особенно Володя любил историю. А самое любимое его занятие – изучать латинский язык. Многих интересует вопрос: сколько языков знал Владимир Ульянов. 10 языков. Хорошо знал немецкий, французский, английский. Читал по-польски, по-итальянски. Понимал чешский, греческий, изучал латинский, старославянский.В 1887 году семья Ульяновых пережила трагедию. Старшего брата Ленина – Александра, казнили за подготовку покушения на царя. Под впечатлением случившегося, Владимир почувствовал праведный гнев к царскому строю. В. И. Ленин увлекается революционной литературой. После гимназии Ленин уезжает в Казань и поступает там в университет на юридический факультет. Именно тогда его серьезно начала интересовать политика. Его выгнали за участие в политических беспорядках. В возрасте 21 год он экстерном окончил юрфак Петербургского университета. Затем Владимир Ленин организует «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начинает активную борьбу против самодержавия. За свою деятельность Ленин был арестован, провел год в тюрьме, а затем направлен в ссылку. После ссылки он жил во многих странах Европы.Узнав о начале Февральской революции 1917 года и отречении Николая II от престола, Ленин засобирался в Россию. В октябре 1917 года произошел государственный переворот под руководством Ленина. Вся власть оказалась в руках большевиков. Ленин — безусловно, умный и трудолюбивый человек. Несмотря на постоянные переезды, В. И. Ленин очень плодотворно трудился: он издавал газету “Правда”, работал над своими работами. Владимир Ленин умер 21 января 1924 года. Его тело поместили в Мавзолей, специально построенный на Красной площади в Москве, где с тех пор оно находится под наблюдением медиков и охраны.А через пять дней после смерти Ленина, 26 января 1924 года город на Неве (в то время Петроград) переименовали в Ленинград. Это сделали, чтобы почтить память вождя. По утверждению Жукова, такое переименование было логичным, поскольку город хранит воспоминания не только об основании по указу Петра I, но и о событиях, связанных с революцией.Роль В.И. Ленина в Октябрьской революцииОктябрьская революция, совершённая под руководством Владимира Ленина, стала одним из крупнейших событий российской истории в 20-м столетии.Причины Октябрьской революцииИсторики по-разному оценивают причины Октябрьской революции 1917 года. Люди были недовольны большим разрывом в уровне жизни правительства и народа, хотели устранить социальную несправедливость, уравнять людей в правах и обязанностях и искоренить мировые войны. К объективным причинам недовольства определенной прослойки населения можно отнести:Экономическую нестабильность и кризис, который стал следствием участия в Первой мировой войне; Сложности крестьянского вопроса; Сложные жизненные условия и низкий уровень образования у людей. Значительную роль сыграли харизматичный лидер (В.И. Ленин) и четкая организации у партии большевиков.Цели Октябрьской революцииОстановить войны; Добиться экономического и социального равенства; Воплотить в жизнь лозунги «землю — крестьянам», «фабрики — рабочим». Итоги Октябрьской революции.В результате Октябрьской революции 1917 г. изменился государственно-политический, идеологический и общественно-экономический строй страны, ликвидирован капитализм, построено социалистическое общество. Она привела также к глобальным изменениям в системе международных отношений, способствовала развитию революционных процессов и национально-освободительного движения в мире.Ленин играл ключевую роль в подготовке и проведении революции. Он разработал стратегию и тактику большевиков, которые включали в себя использование массовых протестов, создание Советов (рабочих и солдатских советов) и вооруженное восстание против временного правительства.В октябре 1917 года Ленин возглавил вооруженное восстание, которое привело к свержению временного правительства и установлению большевиков у власти. Он стал председателем Совета Народных Комиссаров, фактически главой государства.Интересные факты о Ленине1.Владимир Ильич был настоящим трудоголиком и много работал, несмотря на большие проблемы со здоровьем. 2.Шахматы — страсть Ленина. Играть в шахматы он начал еще в 8 лет, тренируясь с отцом и братом.3. К кошкам Ленин был не равнодушен, мог идти с заседания и по пути подобрать новую питомицу. Одна американская журналистка, беря интервью у Надежды Крупской (жены Ленина) первым делом спросила: «А где же тринадцать кошек мистера Ленина?».4. Владимир Ленин увлекался спортом всерьез. Он, по воспоминаниям соратников и друзей, занимался (и с большим успехом) боксом, коньками, греблей, совершал при любой возможности длительные велосипедные и пешие прогулки, поднимался в горы. Как сам говорил вождь мирового пролетариата своему товарищу Николаю Валентинову, у настоящего революционера «должны быть мышцы, а не тряпка».5. Вообще Ленин — самый публиковавшийся автор в истории человечества. Ему даже хотели дать Нобелевскую премию.Почему Владимир Ульянов стал Лениным?Вопрос о том, как и откуда весной 1901 года у Владимира Ульянова появился псевдоним Ленин, интересовала многих. Этим псевдонимом он стал подписывать свои печатные работы. И именно под этой фамилией вошел в историю. Семья с такой фамилией проживала в Петербурге. Владимир Ульянов был знаком с ее членами. В 1900 году один из братьев, Сергей Ленин, когда возникло подозрение, что власти откажут в выдаче Ульянову заграничного паспорта, передал ему паспорт своего отца Николая Ленина, исправив в нем дату рождения. Но на самом деле у Ленина было более 100 различных псевдонимов. Наиболее распространенные - Тулин, Старик, Статист, Фрей, Ильин, Петров. Так что же нужно знать о Ленине?Ленин известен, прежде всего, как один из вождей великой Октябрьской революции 1917 года, когда пришел конец династии Романовых, правившей 300 лет, а на мировой карте появилось новое государство, получившее название СССР (Союз Советских Социалистических Республик), в котором родились наши мамы и папы. Наступило время свершений, новых побед. Создавались колхозы, поднимались новые города, строились заводы и электростанции. Мечтали, что когда-нибудь весь мир станет одним огромным Союзом. Из полуграмотной страны Россия превратилась в самое читающее государство в мире. Образование, и медицина были доступными для всех в СССР. Особое внимание Владимир Ильич уделял работе с молодёжью. Одним из ужасных последствий войн и вооружённых конфликтов, в которые была втянута Россия в первые десятилетия ХХ века, стала многочисленная беспризорность, охватившая сотни тысяч детей, потерявших своих родных и близких. Советская власть начала вести решительную борьбу с беспризорностью ещё во время Гражданской войны. Так, выдающийся советский педагог с мировым именем А.С. Макаренко свою первую детскую коммуну, перевоспитывавшую самых трудных подростков, создал уже в 1920 г.Предметом особого внимания Владимира Ильича являлось и здравоохранение. Он ставил задачу доступности медицинского обеспечения на всей необъятной территории нашей страны. Пристальное внимание уделял организации профилактической и лечебной работы, борьбы с эпидемиями, охране здоровья матери и ребёнка, организации массового медицинского обследования и плановой вакцинации населения, массовой подготовки медицинских кадров. В итоге советская медицина стала одной из лучших в мире. А те наработки в организации санитарно-эпидемиологической службы, которые удалось сохранить после развала СССР, помогают в XXI веке бороться с коронавирусной инфекцией. Одна из главных заслуг Ленина — расширение гражданских прав и свобод. Равные права мужчин и женщин, 8-часовой рабочий день. До Октябрьской революции российские рабочие трудились по 9-10 часов в сутки. Ленин сильно облегчил им жизнь. Помимо восьмичасового рабочего дня, ленинский декрет ввел обязательный часовой перерыв; запретил детский труд (до 14 лет); ограничил рабочее время для несовершеннолетних (до 18 лет); ввел послабления для сотрудников вредных производств; и ввел дополнительную плату за сверхурочную работу. Сформулировал практически все ключевые положения трудового законодательства, по которым мы живем сегодня.Ленин изменил окружающий мир, он дал работающему человеку свободу и уважение. Именно Советская власть впервые в российской истории организовала детские сады, где с детьми занимаются, обучают, кормят, укладывают спать, играют. Сегодня детсады кажутся обычным делом, но до революции их не было.Сталин, дав клятву на могиле Ленина, полностью её исполнил. Он укрепил Советскую власть, диктатуру пролетариата. И всё сделал для того, чтобы страна уверенно двигалась вперёд и развивалась. Он выполнил все заветы Ленина.Эта единая политика и привела нас к Великой Победе в мае 1945-го, прорыву в космос, созданию ракетно-ядерного паритета и послужила тем трамплином, который позволяет нам сегодня возрождаться.Семьдесят с лишним лет мы жили в Советском Союзе. Это была наша страна. Теперь Советский союз, как когда-то Российская империя, навсегда ушел в прошлое. А Россия – осталась. Отношение к Ленину в КитаеВ Китае биографию Ленина знают. Без СССР не было бы КНР. Ленин, можно сказать является одним из связующих звеньев между Россией и Китаем. Ведь в Китае у власти Коммунистическая партия. У китайцев этому вопросу отношение сформулировано в лаконичной и емкой поговорке - «Когда пьёшь воду, помни об источнике».Цитаты Ленина на китайском学习,学习,再学习!xuéxí, xuéxí, zài xuéxí!"Учиться, учиться и еще раз учиться!"Из работы Ленина «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце 1899 и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция» № 8-9.宁肯少些,但要好些。Nìngkěn shǎoxiē, dàn yào hǎo xiē."Лучше меньше да лучше."Из работы Ленина - продолжения статьи «Как нам реорганизовать Рабкрин». Впервые опубликована в газете «Правда» 4 марта 1923 года в № 49.В Китае к истории СССР относятся с большим уважением. Сейчас в России устойчиво продолжают формировать неуважительное отношение к своему прошлому у своих же граждан (на примере Ленина, да и Сталина тоже). Думаю, что это не самая мудрая внутренняя политика, которая приведет к еще большему расколу в обществе.В Китае не стали переписывать свое прошлое - признали правильность и ошибочность решений. Для России это хороший пример разумного подхода к самым сложным вопросам отечественной истории. Если Китай признает значимость идей Ленина для себя, то что мешает нам сделать то же самое и строить будущее.В 2020 же году, когда Ленин отмечал 150 летний юбилей, в Китае, а точнее в Шанхае, выпустили очень интересные транспортные карты с вождем мировой революции. Этими картами можно было платить в шанхайском транспорте и даже некоторых магазинах.Карта получилась красивая, оригинальная - своего рода символ эффективности социалистического пути развития экономики, что сейчас Китай демонстрирует всему миру.И даже Китайский МИД цитирует Владимира Ленина, критикуя США и ЕС.«Нет сомнений, что Ленин до сих пор остается одним из учителей для китайской компартии, и вряд ли данное положение изменится в ближайшей перспективе» - председатель Коммунистической партии Китая, товарищ Си.ЗаключениеВыполняя свое исследование, я узнал очень многое о личности Ленина и его роли в истории России. Ленин окрасил своим именем целую эпоху нашей истории. Созданное Лениным государство просуществовало практически на протяжении всего 20 века. Его личность действительно не только масштабна, но и противоречива. Отношение в современной России к Ленину неоднозначное. Кто-то поддерживает его идеологию, а другие с этим не соглашаются. Каждый решает для себя сам, как следует относиться к этой исторической личности. Но какие бы разные мнения не существовали об этом человеке, надо признать, что он сыграл огромную роль в истории. И память о нем жива.Проведенные исследования показали, что школьники 56 гимназии знают о Ленине лишь немногие. Таким образом, моя гипотеза не подтвердилась. Но если проводить тематические мероприятия, то уровень их знаний о жизни Ленина повысится. Таким образом, цель моей работы достигнута, задачи выполнены. «Ленин — жил,Ленин — жив,Ленин — будет жить….»— в этой фразе суть стихотворения «Комсомольская», написанного в 1924 г. рупором пролетарской культуры Владимиром Маяковским под впечатлением смерти вождя мирового пролетариата. Этими словами основатель советской поэзии показал, что гениальные люди, символы своего времени не умирают, их идеи, их призывы остаются в умах и сердцах людей.Список литературы:«Парламентская газета», интервью с известным историком, председателем Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеславом Никоновым; Вячеслав Никонов «Ленин. Человек, который изменил все»; «Русская история», Н. О. Майорова, изд-во «Белый город». Владимир Маяковский «Комсомольская» Интернет