Публикации
"Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста"
Автор: Крыштоп Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста"
Автор: Крыштоп Елена Владимировна
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возрастаКрыштоп Е.В. Воспитатель МБДОУ ЦРР «Ромашка», г. Таганрог Сенсорное развитие – это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. От того, насколько малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина дают такое определение: «Сенсорное развитие ребенка ‒ это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.» Л.А. Венгер называет сенсорное развитие «фундаментом» общего умственного развития. Однако оно имеет и самостоятельное значение, так как «полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда». Высокий уровень сенсорного развития важен для человеческой деятельности в целом, а в особенности для творческой деятельности. Истоки же сенсорных способностей, по словам ученого, лежат в общем уровне сенсорного развития, который достигается в ранние периоды детства. Сенсорное воспитание играет огромную роль в развитии детей раннего возраста. От уровня сенсорного развития зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания. А ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребёнка - превращать любые занятия в игру. В игровой форме происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребёнка, основная задача которых ознакомление со свойствами предметов и накоплению представлений о форме, цвете и величине предметов. У детей раннего возраста слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Многие дети не различают цвет, сомневаются в форме и величине предметов, навыки обследования предмета недостаточно развиты. Для формирования сенсорного развития у детей раннего возраста хорошо использовать дидактические игры. Поэтому тема «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» является актуальной. Существует гипотеза: если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорном воспитании будет успешным. Цель: формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста с помощью дидактических игр. Для развития умений узнавать основные цвета детей обучали следующим практическим действиям. 1. Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две группы (соотнесение предметов по цвету). Игры «Разноцветные палочки», «Цветные парочки», «Привяжи шарики», «Сделаем куклам бусы», «Разложи по коробочкам». 2. Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов на две группы (соотнесение предметов по цвету). Используются те же игры («Разноцветные палочки», «Цветные парочки», «Привяжи шарики», «Сделаем куклам бусы», «Разложи по коробочкам» и др.), но с предметами близких цветовых тонов. Для развития умения различать основные геометрические формы детей обучали следующим практическим действиям. 1. Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия. Используются игры «Фигурки играют в прятки», «Почтовый ящик». 2. Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы. Используются игры «Разложи фигурки по местам», «Веселый поезд», «Катится – не катится», «Найди пару по форме», «Башни». 3. Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы. Используются аналогичные игры («Разложи фигурки по местам», «Веселый поезд», «Найди пару по форме», «Башни»), но с предметами близкой формы. 4. Размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях. Используются игры «Разложи фигурки по домикам», «Веселый поезд», «Найди жильцов», «Найди лишнюю фигурку», «Найди такую же фигурку» и др. В работе по формированию сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр стоят следующие задачи:1)Изучить динамику сенсорного развития детей;2)Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей посредством дидактических игр;3)Обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности через дидактические игры;4)Развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом (по цвету, форме, величине и другим свойствам);5)Формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма и другим признакам и явлениям) при выполнении ряда практических действий;6)Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;7)Приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей. Работая с детьми раннего возраста, можно решить проблему сенсорного развития, вовлекая ребёнка в игру целенаправленно ориентируя его на цвет, форму, величину предметов и игрушек путём зрительного и осязательного обследования, путём использования дидактических игр и упражнений, изобразительной деятельности (рисования, аппликации, лепки), конструирования и игровой деятельности. Для решения этих задач в группе должны быть созданы следующие условия: создание предметно-пространственной среды; предметно-развивающая среда; совместные с воспитателем игры-занятия (по группам, подгруппам, индивидуальные); самостоятельная деятельность. Список литературы 1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. ‒ М.: Просвещение, 1988. ‒ 144 с. 2. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Текст] / Л. А. Венгер. ‒ М.: Просвещение, 1969. ‒ 368 с.3. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / Е. А. Янушко. ‒ М.: Мозаика-синтез, 2009. ‒ 72 с.