Публикации Сказкотерапевтическое занятие

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказкотерапевтическое занятие
Автор: Гусарова Наталья Михайловна

Сказкотерапевтическое занятие для детей 5-6 лет «Сказка про Енота Тошу»Материал подготовила педагог-психолог Гусарова Н.М. ГБУ ЦППМСП г.Сызрань Цели занятия: 1.Снятие психоэмоционального напряжения у детей, коррекция тревожных проявлений. 2.Формирование позитивной Я-концепции ребёнка, развитие коммуникативных навыков. 3. Развитие вербального мышления, образной памяти, внимания.Материалы и оборудование: большой кусок ткани (волшебный плащ), грецкие орехи в скорлупе, палочки, таз с водой, пробки, картинки с солнышком, дождиком и ветром.Ход занятия: Психолог обращается к ребятам : «Доброе утро, ребята, я рада всех вас видеть! Рада нашей встрече! Давайте поприветствуем друг друга. Сегодня мы будем приветствовать друг друга как ветер, солнышко и дождик».1. Упражнение «Солнце, Дождь и Ветер»Цель: способствовать снятию напряжения, созданию в игровой ситуации настроя на работу.На три разных сигнала (показ картинок или речевая команда) ребенок выполняет соответствующие движения с мимикой на лице. Ведущий обращается к нему с командой:«Смотри, не зевай! Солнце, Дождь и Ветер различай!Что увидишь на картинке (услышишь), то и проживай!» Психолог попеременно показывает детям картинки с изображением разных природных явлений( или даёт речевую команду), а дети выражают своё эмоциональное состояние. «Солнце» – ребенок подпрыгивает, хлопает в ладошки, улыбается. «Туча» – тело напряжено, плечи приподняты, на лице грусть, недовольство, так как холодный день неприятен, а у ребенка нет зонта. «Ветер» – ребенок несильно раскачивается из стороны в сторону, на лице спокойствие. Для развития внимания ребенка, психолог специально показывает карточки и одновременно дает команды неправильно. Психолог обращается к детям: «Сегодня мы снова посетим страну, где живут сказки, чтобы встретиться с нашими героями. Перенесемся мы туда с помощью волшебной мантии.» Все дети вместе с психологом забираются под плащ и произносят волшебные слова: „Крибле-крабле-бумс!“ Психолог напоминает детям: « Ребята, запомните эти слова. Нам еще с ними предстоит вернуться из сказки».«Ребята, посмотрите, мы перенеслись с вами в сказку. Но почему-то оказались в сказочном лесу. Итак, вперед и только вперед!»«Сказка про Енота Тошу»Жил-был маленький полосатый Енот. Он боялся всего-всего на свете, и поэтому у него не было друзей. Ему было очень тяжело с кем-нибудь познакомиться.2. Упражнение «Енотики»Цель: учить детей чувствовать свое тело и управлять им, формировать представления о собственном теле, уметь его расслаблять.Психолог: «Представьте, что вы превратились в маленьких енотиков (показать иллюстрацию животного). Наступила ночь. Енотики свернулись клубочком, спрятали лапки, прижали к себе свой длинный пушистый хвостик, закрыли глазки. Сладко спят енотики. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к ним и стали их щекотать. Енотики медленно просыпаются. Вот они осторожно шевелят лапками, открывают глазки, медленно-медленно приподнимают головки, распушивают свой хвостик и с любопытством смотрят вокруг. Пора вставать: они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх, потерли свою мордочку, потерли свои лапки (имитация движений „стирки“). Эх, до чего же ласковое солнышко сегодня! С добрым утром, енотикиКаждое утро он ходил через ручей за деревянными палками. Это была его работа. Но с палками он не мог разговаривать, и поэтому ему было очень скучно.3. Упражнение «Изобрази чувство»Цель: обучать адекватным способам выражения своих эмоций, регуляции душевного состояния.Каждому ребенку предлагается по очереди изобразить чувства грусти, скуки, радости.Однажды утром, переходя ручей, он заметил Белочку, которая мыла грибы и складывала их в корзину. Он испугался и тихо перешел ручей, чтобы она его не заметила. Енот шел по лесу и думал о том, что Белочка ему очень понравилась. Но как с ней познакомиться, он не знал.4. Упражнение «Подготовка к зиме»Цель: развивать у детей соревновательное начало, успешность и взаимопомощь.Дети делятся на две команды – «белочки» и «енотики». «Белочки» – берут орех между ладонями, постепенно увеличивают нажим и темп выполнения, переносят его. «Енотики» – переносят палочки. Затем все меняются и упражнения повторяются сначала.Каждое утро по дороге в лес Енот видел Белочку, но подойти к ней и заговорить он не решался. Енот потерял аппетит и почти не мог спать, потому что все время думал о Белочке. Он исхудал, ослабел и работал еле-еле.5. Упражнение «Жалость»Цель: развивать умения детей выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестов, мимики, эмоций; воспитывать у детей сочувствие.Психолог: «Представь себе, что тебе кого-то жалко, что бы ты сделал для того, чтобы человек успокоился, утешился (погладить по голове, похлопать по плечу с утешительными словами, развеселить)». Дети вместе с психологом придумывают всевозможные способы выражения эмоций. Однажды, переходя ручей по мелкому месту, Енот остановился и стал издалека наблюдать за Белочкой. В это время она нечаянно уронила корзину с грибами в ручей, и она стала медленно уплывать по течению в сторону Енота. Белочка пыталась поймать ее палкой, но корзина была уже далеко от берега. Эти грибы Белочка собирала все лето, ей было очень горько и обидно, она села на берег и стала плакать. Енот стоял в оцепенении и ничего не мог поделать с собой. Это был единственный случай, когда он мог бы помочь Белочке. Но он очень боялся это сделать, сам не понимая почему.6. Упражнение «Выуди пробки»Цель: развивать моторную ловкость ребенка, способствовать получению положительных эмоций.Из таза с водой маленьким сачком детям предлагают собрать как можно больше пробок. Упражнение выполняют все дети.Корзина медленно приближалась к Еноту и уже стала проплывать мимо него, а он все никак не мог ничего сделать. Колени его дрожали, к горлу подступала тошнота, на лбу выступил пот, а самому ему стало очень, очень холодно.7. Упражнение «Холод и страх»Цель: способствовать повышению уверенности в себе у детей, учиться преодолевать страх.Дети идут по кругу и «мерзнут».Психолог:: «Как вы считаете, ваши руки, лица, плечи сейчас расслабленные или напряженные? Напряженные (почувствуйте) – это значит какие?» (скованные, жесткие, твердые, беспокойные). Детям предлагается потрогать, пощупать мышцы рук, плеч, чтобы убедиться, что они твердые, скованные.«А теперь к вам подкрадывается страх».«Отвратительный и липкий, пугает, захватывает, опутывает, дрожать заставляет, о беде предупреждает меня!»Дети изображают испуг (приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею), как бы «съеживаются» от страха и замирают на месте, пока на них ведущий не брызнет чуть-чуть воды. Затем дети начинают расслабляться, отпускают свой страх и напряжение.И когда корзина начала отплывать от Енота, он все же решился. Шагнув вперед и утонув по пояс в воде, он схватил корзину за ручки и вытащил на берег.От холодной воды все его страхи исчезли. Енот смело подошел к Белочке, поставил корзину и сказал: «Вот ваша корзина, не расстраивайтесь». Белочка очень обрадовалась, благодарно посмотрела на Енота и сказала: «Большое спасибо. Ты настоящий друг». Маленький Енот засветился от счастья, ему еще никто не говорил таких добрых слов. «Но ты весь мокрый, – сказала Белочка, – пойдем ко мне, ты должен обсохнуть». Они пошли к Белочке, пили чай с вкусным вареньем и долго разговаривали.8. Упражнение «Угощение»Цель: активизировать и развивать речевое общение, внимание, образную память.От имени Белочки проводится игра «Ягоды, фрукты, грибы»: психолог указывает по очереди на каждого игрока, стоящего в кругу, и произносит: «Ягоды, фрукты, грибы…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать выпавшее ему понятие, например фрукт. Затем, если он назвал, то он становится водящим.С тех пор Енот и Белочка стали дружить и всегда друг другу помогали. Тот день стал самым счастливым в жизни Енота, потому что у него появился друг.9. Упражнение «Поделись с другом»Цель: закреплять навык взаимодействия в парах, умение договариваться между собой, понимать друг друга.«Раз, два три, четыре, – дети стоят парами, движения как в считалке.Мы живем с тобою в мире! – пожимают друг другу руки.Добрый ты, щедрый я – значит, мы с тобой друзья – держатся друг с другом за обе руки.Мы не жадины – значит – руки на пояс,Мы не хнычем и не плачем – губы надуть,Будем вместе веселиться – игра в ладошки парами,И хотим мы поделиться… – руки прижать к груди,Счастьем, радостью, весельем» и т. д.Дети разбиваются на пары, обнимают друг друга, пожимают руки, радуются, что у них есть друзья.Психолог: «Вот и закончилась наша сказка, но мы еще с вами находимся на сказочной лесной поляне. А что же нам надо сделать, чтобы вернуться домой? (ответы детей). Правильно, скорей забираемся все под плащ и произносим волшебные слова: „Крибле-крабле-бумс!“. Ну, вот мы и дома». Вопросы для обсуждения (обсуждение происходит в группе или индивидуально):1. Из-за чего грустил Енот Тоша? Ты когда-нибудь грустил из-за того же?2. Что мешало Еноту подружиться?3. Как бы ты поступил на месте Енота, когда мимо него проплывала корзина?4. Что помогло Еноту Тоше подружиться с Белочкой ?