Публикации
Самообразование педагогов дополнительного образования: эффективный инструмент для совершенствования профессиональных качеств.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самообразование педагогов дополнительного образования: эффективный инструмент для совершенствования профессиональных качеств.
Автор: Суховецкая Галина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самообразование педагогов дополнительного образования: эффективный инструмент для совершенствования профессиональных качеств.
Автор: Суховецкая Галина Николаевна
Самообразование педагогов дополнительного образования:эффективный инструмент для совершенствования профессиональных качеств.Суховецкая Галина Николаевна методист МАОУ ДО ДДиЮ «Факел» г.ТомскE-mail gsuh2029@yandex.ruДополнительное образование является необходимым компонентом современного общего образования в условиях складывающегося рынка образовательных услуг. Приспособление образования к меняющимся требованиям современного мира создает необходимость в творческих, высокообразованных педагогов дополнительного образования, способных к деятельности в самых разных условиях, стремящихся к постоянному самосовершенствованию и развитию. Сегодня востребованы образовательные услуги высокого качества, которые могут оказать только профессионально компетентные специалисты. Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании обучающихся. Педагог дополнительного образования – педагог-профессионал, обладающий конкурентоспособностью, умеющий творчески работать, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней. На становление профессионализма педагога влияет его владение основами научно и учебно-методической работы, методами и приемами изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями, методами формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы, мышления и развития их творческих способностей. Успешная педагогическая деятельность возможна только при наличии специальной подготовки и знаний. Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании. Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества. Быть в постоянном саморазвитии, отслеживать новую информацию, учиться самому, не останавливаясь, - эти особенности и делают профессию педагога сверхсложной и увлекательной одновременно. В ней сочетаются элементы творчества и делового расчета, научных исследований и практической реализации. Традиционная система переподготовки педагогических работников учреждений дополнительного образования не в состоянии обеспечить непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан сам поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование. Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Для педагогов дополнительного образования мотивация к самообразованию может быть обусловлена несколькими факторами:- профессиональный рост: педагоги стремятся повышать свои квалификации и компетенции, чтобы лучше справляться с задачами и требованиями времени;- интерес к предмету: личный интерес к методикам и педагогическим практикам заставляет их изучать новые подходы и технологии;- потребность в обновлении: быстрые изменения в обществе и образовательной системе требуют постоянного обновления знаний.- обратная связь от обучающихся: успехи учеников зачастую мотивируют педагогов совершенствоваться и развиваться. Существует множество форм самообразования, которые могут использовать педагоги дополнительного образования:-онлайн-курсы и вебинары: удобный способ найти актуальную информацию и учиться в удобное время;-семинары и конференции:участие в профессиональных мероприятиях позволяет обмениваться опытом и получать новые знания;-чтение профессиональной литературы: книги, статьи, исследования в педагогике и смежных областях помогают углубить понимание предметной области;- практика и рефлексия: внедрение новых методов в учебный процесс и анализ их эффективности. К методам самообразования можно отнести:- исследовательский подход: педагоги могут заниматься самостоятельным исследованием по интересующим темам;- творческие проекты: разработка новых программ и методик, которые могут быть основаны на личных интересах и потребностях учащихся;- коучинг и менторство: обучение у более опытных коллег, что позволяет получать ценные знания и советы;- критическое мышление: анализ и оценка информации, применение полученных знаний в практике. Результаты самообразования педагогов могут проявляться в:-повышении квалификации: успешное освоение новых методик и технологий;-улучшении качества обучения: обучающиеся показывают большее участие и успешность;-личностном росте педагога: уверенность в своих силах, расширение кругозора и развитие креативности;- создании новых образовательных программ: появление уникальных курсов и методов, адаптированных к потребностям обучающихся. Самообразование педагогов дополнительного образования является ключевым фактором их профессионального развития и повышения качества образования в целом. Оно требует внутренней мотивации, использования разнообразных форм и методов, а также ориентирования на результаты, что в конечном итоге ведет к созданию более эффективной и гибкой образовательной среды. Для достижения значимых результатов необходимо создавать условия поддержки самообразования, включая доступ к ресурсам и возможность профессионального общения.Список литературы:Тихомиров, Э. Г. (2015). "Самообразование как фактор профессионального роста педагогов". Вестник образования, 3(42), 23-27. Дорофеев, А. В. (2018). "Профессиональное самообразование педагогов: Теория и практика". М.: Издательство "Педагогика". Кутенков, А. И. (2017). "Методы и формы самообразования педагогов". Журнал "Образование и наука", 4, 45-50. Соловьева, Н. П. (2019). "Самообразование как средство повышения квалификации педагогов дополнительного образования". Учитель и время, 6(2), 88-91. Гребенникова, И. Р. (2020). "Профессиональное самообразование: ключ к успешной карьере педагога". Вестник педагогики, 7(3), 56-64. Бабушкин, С. И., & Сидоренко, В. Ю. (2021). "Инновационные подходы к самообразованию педагогов". Образовательные технологии, 2, 72-78. Корнеева, Н. А., & Федоров, Е. В. (2023). "Работа с профессиональными сообществами как форма самообразования". Образовательная среда, 5, 15-20. Сурков, А. А. (2023). "Роль самообразования в профессиональной подготовке педагогов: новые вызовы и возможности". Вопросы образования, 1, 24-31.