Публикации Перспективное планирование репертуара при обучении скрипача

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Перспективное планирование репертуара при обучении скрипача
Автор: Васильева Екатерина Владимировна

Перспективное планирование репертуара при обучении скрипачаВ контексте методики преподавания скрипичной игры значительное внимание уделяется интерпретации, стилям, приёмам игры, звукоизвлечению, аппликатуре и штрихам. Однако, не менее важным аспектом является выбор репертуара, который должен соответствовать уровню подготовки ученика и его индивидуальным особенностям.Репертуар представляет собой последовательность музыкальных произведений, через которые учащийся проходит в процессе обучения. От того, насколько тщательно и продуманно будет спланирована эта последовательность, зависит формирование профессиональных навыков учащегося и его способность успешно применять их в исполнительской практике.Чёткое разделение традиционных сборников и хрестоматий на классы не всегда является оптимальным подходом. Гораздо важнее структурировать последовательность произведений таким образом, чтобы каждое последующее задание было хорошо подготовлено и соответствовало уровню развития ученика. Принцип постепенности и движения «от простого к сложному» должен быть основополагающим при планировании учебного процесса.Все учащиеся уникальны и имеют свои индивидуальные особенности. Некоторые дети проявляют выдающиеся способности с самого начала, в то время как другие могут демонстрировать медленный прогресс. Важно учитывать эти различия и адаптировать учебный план соответствующим образом.Комплексный подход к обучению предполагает параллельную работу над техническими и художественными аспектами игры. Нельзя начинать исполнение сложных произведений без предварительной проработки отдельных штрихов и технических навыков.Список этюдов и пьес, используемых в учебном процессе, может варьироваться в зависимости от предпочтений преподавателя и индивидуальных особенностей учащихся. Однако, важно, чтобы этот список был тщательно продуман и соответствовал основным принципам обучения.  Преподаватель должен стараться разглядеть потенциал каждого своего ученика исходя из особенностей его нервной системы, его памяти, способов восприятия. Кроме того, важны и физиологические особенности маленького музыканта, такие как строение рук учащегося, моторика пальцев, силовая подготовка, влияющая на звуковые возможности.Для начинающего преподавателя задача планирования программы юного музыканта на многие годы вперёд может представляться сложной. Необходимо помнить, что нельзя пренебрегать гаммами и этюдами, которые являются основой технического развития музыканта. Нельзя сразу давать учащемуся технически сложную пьесу, не проработав до этого отдельные штрихи, не закрепив приемы переходов левой руки из одной позиции в другую, не наработав определённую техническую базу. Последовательность овладения этюдов и каприсов, сложившаяся в скрипичном искусстве Р. Крейцер, П. Роде, Я. Донт, Г. Венявский, Н. Паганини, - представляет собой ценный ресурс для обучения. Часто исполняемыми являются также произведения таких композиторов как Ж. Ф. Мазас, Й. Бенда, Ш. О. Берио, Ф. Фиорилло и многих других. Современные изменения в музыкальной среде требуют особого внимания к сохранению интонационно-выразительных особенностей музыки. Этюды можно рассматривать как банк данных, помогающий сохранить эти особенности.По воспоминаниям выпускников Юрия Исаевича Янкелевича, одним из постулатов Феликса Аркадьевича Андреевского, его ассистента, заключался в том, что при составлении материала необходимо придерживаться того принципа, что пьесы должны быть труднее, чем концерты, а этюды — труднее, чем пьесы. Этюд — это не просто упражнение, а произведение, в котором приём встречается с целью его применения. Каждый этюд имеет свой характер и эмоциональную атмосферу, которые нельзя игнорировать даже при отработке технических приемов и штрихов.Штрихи в скрипичной игре могут быть исполнены по-разному, и важно, чтобы учащийся умел использовать различные их варианты. Этюды готовят пьесы, и если пьесы технически немного легче, то учащийся может сосредоточиться на динамике и выразительности.Виртуозные «жужжащие» пьесы с «беготнёй» очень важны для развития технических навыков. Но всё же главным скрипичным штрихом является легато. Проще всего этот штрих отрабатывать на гаммах: необходимо тщательно следить за качественным соединением струн, чтобы потом перенести это умение в произведения малой и крупной формы.Вторым главным штрихом после легато считается штрих деташе. Многие производные от него штрихи, такие как пунктир, спиккато, стаккато, мартле и штрих Виотти, можно объяснять через деташе. Спиккато и сотийе необходимо нарабатывать на основе хорошо изученного дубль-штриха, когда исполнитель уже хорошо чувствует пружину. В дальнейшем можно переходить к исполнению спиккато квартолями, триолями, секстолями.В пьесах кантиленного характера важны динамика, искусство смены струн, глубина звучания, вибрация. Отработку вибрации стоит начинать с положения левой руки в третьей позиции, что, безусловно, более удобно для обучающегося. Необходимо помнить и о том, что характер вибрации может быть разным, важно научить начинающего исполнителя выбирать интенсивность вибрации, отталкиваясь от характера и стиля произведения.Репертуар пьес, как и репертуар этюдов, должен быть выстроен последовательно, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным. Скрипач, владеющий разнообразными техническими элементами, может исполнить широкий репертуар произведений. Продуманный подбор композиций помогает продемонстрировать все освоенные технические приёмы и музыкальные нюансы, что способствует развитию мастерства и выразительности исполнения.