Публикации
Работа с текстом на уроках истории
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с текстом на уроках истории
Автор: Плаксина Наталья Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с текстом на уроках истории
Автор: Плаксина Наталья Петровна
Чему можно научить и научиться при работе с текстом.Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.Хорошо известно, что историкам по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные текстовые источники. Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения. Данный вид самостоятельной работы крайне важен в преподавании предмета.Отвечая на вопрос, для чего нужна такая деятельность, мы выяснили, что она создаёт условия для самостоятельного освоения учащимися предметных знаний и общеучебных навыков, обеспечивает «прохождение» всех уровней понимания текста, а также позволяет разнообразить работу с ним, исходя из задач, решаемых в процессе обучения.С помощью каких методических приёмов можно добиться эффективной работы учащихся с тестом. Но прежде чем перейти к поиску ответов на него, хотелось бы напомнить, что учителю как организатору учебной деятельности необходимо хорошо понимать последовательность и взаимосвязь всех составляющих её элементов. В качестве подтверждения сказанного воспользуемся известной схемой из курса обществознания «структура деятельности»: цель — средства — методы — результат. Если опираться на указанные элементы, то работу учителя можно представить следующим образом:Цель – самостоятельная образовательная деятельность учащихся;Средства – различные группы текстовой информации;Методы – использование методических приёмов при работе с текстом;Результат – решение проблемы «грамотности чтения», формирование учебно-познавательной компетентности.Данная структура наглядно демонстрирует, что при рассмотрении интересующего нас вопроса о методике работы с текстом мы должны исходить из возможностей использования различной текстовой информации и стремиться к развитию способности учащихся самостоятельно добиваться высоких образовательных результатов, что и приведёт нас к поставленной цели.Итак, подробнее остановимся на методике организации «текстовой» деятельности. Можно представить ее в виде схемыПредставленные в схеме направления работы с текстовой информацией нацелены на создание определённых условий, позволяющих школьникам как с помощью учителя, так и самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Возникает резонный вопрос: какие именно методические приёмы и способы позволят сделать эту деятельность эффективной, а изучение текстов — увлекательным и полезным занятием? Чтобы ответить на него, остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на необходимость определения конкретных задач, для решения которых будет использоваться информация: проиллюстрировать содержание параграфа, подтвердить определённую точку зрения по вопросу или самостоятельно определить тему, выявить проблему, выдвинуть и обосновать собственное предположение.Если исходить из того, что наша главная задача – не столько научить, сколько дать возможность школьнику учиться самому, то для предоставления ему такой возможности учителю, как минимум, придётся продумать компоновку и очерёдность использования текстовой информации, т.е. выбрать способ её подачи:определённая последовательность информации; сочетание текста с иллюстративным материалом; объединение разных текстов и их фрагментов по теме; разделение информации на несколько блоков; составление информационных листов. Я представлю одновременно первый и второй из предложенных способов на примере изучения темы «Поиски счастья на чужбине или Великая греческая колонизация».В начале урока учащимся предлагается ряд иллюстраций (греческие корабли, оружие), карта греческой колонизации.Учитель формулирует вопрос: Зачем греки огромными массами переселялись из уютной и давно освоенной Эллады?Обсуждаются предположения учащихся, в результате чего появляются несколько ответов (причин), почему греки начинают колонизацию.Учитель их фиксирует на доске:Население Греции постепенно росло, полисы укреплялись. Но на территории Балканского полуострова было недостаточно плодородных земель. Лучшие плодородные земли присваивали аристократы, а многие граждане становились безземельными. Не хватало сырья и для ремесленного производства. В результате борьбы между аристократией и демосом стороне, потерпевшей поражение, нужно было покинуть полис, чтобы избежать мести. Учитель формулирует вопрос: Глядя на все эти причины, какой вывод мы с вами можем сделать?Учащиеся формулируют вывод: Всё это способствовало тому, что часть населения покидала полисы и отправлялась искать за морями новую родину и лучшую жизнь.Далее учитель предлагает задание: Определите по карте основные направления греческой колонизации.Ответ обучающихся: Выделяют 3 направления греческой колонизации:Западное – западная часть Средиземного моря; Южное – побережье Африки (Средиземное море); северо-восточное – побережье Чёрного моря. На следующем этапе урока учитель формулирует 2 вопроса: Чему способствовала греческая колонизация? Почему колонизация называется «Великой»? В результате обучающиеся дают ответ, на первый вопрос, что Великая греческая колонизация способствовала развитию торговли, мореплавания и ремесла. Греки расширили свои знания о мире. Контакты с различными народами обогатили культуру греков.И ответ на второй: Почти 200 лет эллины упорно осваивали новые пространства, основав за это время сотни городов. Они не боялись ни опасных морских переходов, ни стычек с местным населением, ни отрыва от привычной культурной и языковой среды. Колонизация была очень трудным делом, но у греков не было другого выхода!В конце урока пятиклассники выполняют обобщающие задания: используя историческую карту и записи, сделанные во время обсуждения, в рабочей тетради, подводят итоги Великой греческой цивилизации.1. На территории Балканского полуострова было недостаточно плодородных земель, поэтому некоторые греки отправлялись за море искать лучшую жизнь. Великая греческая колонизация происходила в VIII–VI веках до н. э.2. Для новых городов греки искали места с удобной гаванью и холмом для акрополя. Греческие колонии были основаны на побережьях Испании, Италии, Франции, Сицилии, в Африке. Самые дальние колонии были основаны на берегах Чёрного моря. Колонии были независимыми от метрополий полисами.3. Греки старались наладить мирные отношения с населением мест, где создавали колонии. Например, тесные торговые связи сложились со скифами. Великая греческая колонизация способствовала развитию торговли, мореплавания, ремесла культуры. Но всё же греки считали иноземцев варварами. Это была демонстрация сочетания двух способов: соединения текста с иллюстративным материалом, картой и определенная последовательность подачи информации. Первый помог учащимся соотнести текст с изображением, что позволило получить дополнительные сведения о греках. Второй – осуществить изучение темы в порядке, обратном традиционному (географическое положение – основные занятия – новые территории), что позволило учащимся самостоятельно «извлекать» новые знания и обеспечило их активную, заинтересованную деятельность на уроке.