Публикации Методическая разработка конкурса профмастерства по профессии Токарь

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка конкурса профмастерства по профессии Токарь
Автор: Кайгородова Наталья Васильевна

Государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Техникум- интернат инвалидов имени И.И. Шуба
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конкурс профессионального мастерства
по профессии 19149 Токарь
(для обучающихся с нарушениями слуха)
Челябинск, 2024
Одобрено методической комиссией
профиля Металлообработка
протокол № 3
от 10.10.2024 г.
Председатель методической комиссии: В.Г. Кириллов
Организация-разработчик: ГБУСПО Техникум-интернат инвалидов имени И.И. Шуба.
Авторы: преподаватель Кириллов Владимир Геннадьевич, мастер производственного обучения Кайгородова Наталья Васильевна.
Содержание
Стр.
Введение
4
1. Цели и задачи конкурса профмастерства по профессии Токарь
5
2. Место проведения конкура профмастерства
5
3. Общие положения
5
4. Условия и порядок проведения теоретической части конкурса
7
5. Условия проведения практической части конкурса
7
6. Обеспечение практической части конкурса
10
7. Проверка качества и оценка конкурсных работ
11
8. Критерии оценки за теоретическую часть конкурса
12
9. Критерии оценки за практическую часть конкурса
12
Приложения
14
Введение
Актуальность разработки определяется государственной политикой в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленной на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Отличительной особенностью конкурса профессионального мастерства, проводимого в Техникуме-интернате инвалидов имени И.И. Шуба является комплексный подход к профессиональной подготовке потенциального работника, который обеспечивается набором необходимых общих и профессиональных компетенций, обобщенных трудовых и трудовых функций. Конкурс профессионального мастерства организован с учетом особых образовательных потребностей каждого обучающегося и ориентирован на расширение их потенциальных возможностей к профессиональному самоопределению, включая социальную, профессиональную и общекультурную подготовку выпускников, поэтому на всех этапах конкурса для обучающихся, вместе с членами комиссии, работает профессиональный переводчик русского жестового языка.
При проведении конкурса профессионального мастерства для инвалидов с нарушением слуха одним из главных требований является организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей коррекционную направленность, использование сурдоперевода, слух зрительное и слуховое восприятие устной речи.
1. Цели и задачи конкурса профмастерства по профессии Токарь
Целями и задачами конкура являются:
Повышение уровня доступности профессионального обучения и его качества для обучающихся с нарушениями слуха.
Формирование в техникуме-интернате толерантной социокультурной среды.
Популяризация профессии Токарь среди молодёжи с нарушениями слуха.
Повышение профессионального мастерства и определение лучших по профессии Токарь.
Профессиональная подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности в качестве рабочего по профессии Токарь, трудоустройство по данной профессии будет способствовать устранению ограничений их жизнедеятельности, восстановлению социального статуса, достижения ими материальной независимости.
2. Место проведения конкура профмастерства
Теоретическая часть конкурса профессионального мастерства проводится в кабинете технологии металлообработки (токарное дело) с индивидуальным учебным местом для каждого конкурсанта.
Практическая часть конкурса профессионального мастерства проводится в учебно-производственной мастерской по профессии Токарь в модельных условиях процесса деятельности.
Конкурс проводится на базе ГБУСПО Техникума-интернат инвалидов имени И.И. Шуба г. Челябинска.
3. Общие положения
Конкурс профессионального мастерства проводится в два этапа в конце первого года обучения, среди обучающихся по профессии Токарь 1-го курса.
К конкурсу профессионального мастерства допускаются обучающиеся из числа победителей, успешно и качественно выполнивших задания в групповых конкурсах. Обучающиеся не выполнившие групповые конкурсные работы к участию в данном конкурсе не допускаются.
План проведения конкурса профессионального мастерства разрабатывается мастером производственного обучения совместно с преподавателями междисциплинарного курса и общепрофессиональных дисциплин, после чего рассматривается на методической комиссии и утверждается директором.
Для проведения конкурса профессионального мастерства создаётся комиссия, которую возглавляет заместитель директора по УПР. В её состав включается старший мастер, мастер производственного обучения и преподаватели междисциплинарных курсов и общепрофессиональных дисциплин.
Члены комиссии, ответственные за проведение конкурса утверждаются приказом директора техникума.
Общее время, устанавливаемое на выполнение конкурсантами работы – 6 ч. 00 мин.
Перед началом конкурса члены комиссии, объясняют конкурсантам назначение, содержание, учебно-технические условия и критерии оценки, сообщают норму времени и выдают задание, после чего конкурсанты приступают к его выполнению.
Вариант выполнения конкурсного задания единый для всех.
Конкурсное задание выполняется каждым конкурсантом самостоятельно в соответствии с техническими условиями.
Теоретическая часть конкурса составлена в виде комплексного тестового задания по дисциплинам общепрофессионального цикла и междисциплинарного курса: Технические измерения, Техническая графика, Основы материаловедения, Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках, Технология металлообработки на токарных станках.
Практическая часть работы состоит из наиболее характерных, типичных для данной профессии учебно-производственных работ и включает основные трудовые действия, изученные за предшествующий период обучения, отвечающие требованиям программы производственного обучения.
На объект (вид) работ устанавливается норма времени в соответствии с действующими нормативными и переводными коэффициентами на данный период обучения.
Все конкурсанты обеспечиваются необходимыми материалами, исправным инструментом и приспособлениями, технической документацией.
4. Условия и порядок проведения теоретической части конкурса
1. Теоретический этап конкурса проводится по окончанию дня теоретического обучения.
2. Члены комиссии знакомят участников конкурса с порядком проведения теоретической части конкурса и временем, выделяемым для выполнения этих работ.
3. По команде участникам выдают задания (Приложение № 4).
4. Дается сигнал для начала выполнения конкурсного задания.
5. Участники конкурса могут воспользоваться всеми наглядными пособиями и справочными материалами, имеющимися в учебном кабинете.
6. По сигналу об окончании, участники конкурса сдают выполненное задание.
7. Результаты заносятся в графу результатов за теоретический этап конкурса (Приложение № 2).
5. Условия проведения практической части конкурса
1. Практический этап конкурса проводится в день теоретического обучения.
2. В день проведения практической части, на линейке, конкурсантам объявляют ответственного за проведение практической части конкурса.
3. Ответственный за проведение практической части конкурса член комиссии проводит инструктаж по технике безопасности для участников конкурса.
4. Участники обеспечиваются спецодеждой и средствами защиты (очки).
5. Номера станков распределяются членами комиссии по жребию, и проверяется их работоспособность совместно с конкурсантами.
6. Выдается конкурсное задание (Приложение № 1) и заготовка. Конкурсное задание является единым для всех обучающихся и включает в себя:
−чтение чертежа;
−определение годности заготовки;
−выбор режущего инструмента;
−выбор контрольно-измерительного инструмента;
−разработка технологического процесса на изготовление детали Ручка;
−изготовление детали Ручка на токарном станке в соответствии с размерами, заданными на чертеже.
7. При выполнении конкурсного задания каждый конкурсант может воспользоваться оборудованием, технической документацией и режущим, измерительным инструментом и оснасткой, или, в случае неисправности последних, может воспользоваться резервным комплектом инструмента и оснастки, находящимся у ответственного за проведение практической части конкурса члена комиссии.
8. Конкурсантам дается время для подготовки рабочего места.
9. Члены комиссии отмечают время фактического начала и окончания работ для каждого конкурсанта.
10. Отсчет времени начала выполнения практической части конкурса начинается с момента включения конкурсантом станка.
11. Ответственный за проведение практической части конкурса член комиссии следит за соблюдением конкурсантами техники безопасности, требований охраны труда и правил эксплуатации оборудования.
В случае легких нарушений работа конкурсанта приостанавливается до полного исправления действий конкурсанта. Временной промежуток, затраченный на подобную корректировку действий обучающегося, входит в общую сумму времени, затраченного на выполнение конкурсной работы.
При грубом нарушении правил техники безопасности конкурсант может быть отстранён от проведения практической части конкурса.
12. Фиксация затрат времени на выполнение практической части конкурса осуществляется ответственным членом комиссии, который в случае выведения из строя оборудования не по вине конкурсанта (сбой электропитания, неисправность станка), обязан исключать данное время из общего количества времени, затраченного на изготовление детали.
13. Ответственный за мастерскую член комиссии обязан своевременно остановить выполнение работы в случаях, которые могут привести к травме или вывести из строя оборудование или инструмент.
14. Если деталь испорчена не по вине конкурсанта, то время, затраченное на ее изготовление, не учитывается в сумме общего времени. В этом случае конкурсант получает дополнительную заготовку, и момент включения станка фиксируется членом комиссии, как начало времени выполнения конкурсной работы для данного конкурсанта.
15. Конкурсанты, выполнившие конкурсное задание немедленно предъявляют ее ответственному за проведение практической части конкурса члену комиссии. Данный момент времени фиксируется, и используется для расчета времени, потраченного на выполнение задания.
16. Ответственный за проведение конкурса в мастерской принимает деталь, производит ее маркировку и передаёт (обезличено) в комиссию для определения качества и соответствие её размеров требованиям чертежа.
17. По окончании выполнения конкурсного задания каждый конкурсант выключает станок, приводит в порядок рабочее место и сдает его ответственному за проведение конкурса в мастерской члену комиссии.
18. Обучающийся, не выполнивший практическую часть работы в течение установленного времени по независящим от него причинам (остановка станка для ремонта, поломка инструмента и оснастки не по вине обучающегося и т.д.), получает дополнительное время для завершения практической конкурсной работы в количестве минут, потребовавшихся для устранения возникших неполадок.
6. Обеспечение практической части конкурса (по числу конкурсантов)
Токарные станки:
−1К62; 16К20;
Режущий инструмент:
−резец проходной упорный;
−резец проходной отогнутый;
−резец фасонный;
−резец канавочный;
−сверло центровочное;
−сверло спиральное 7;
−плашка М12*1,5-8g;
−накатка.
Измерительные инструменты:
−штангенциркуль ШЦ-1.
Проверочные инструменты:
−шаблон радиусный R3;
−шаблон радиусный R11;
−шаблон ∟30˚;
−образцы шероховатости;
−калибр кольца резьбовые М12*1,5-8g (проходное и непроходное.).
Вспомогательные инструменты:
−пластины подкладочные;
−втулки переходные;
−плашкодержатель;
−патрон сверлильный;
−СОЖ;
Дидактические материалы:
−Справочники;
−Наглядные пособия;
−Таблицы допусков и посадок;
−Таблица резьб треугольного профиля.
7. Проверка качества и оценка конкурсных работ
Выполненные конкурсные работы оцениваются всеми членами комиссии.
При проверке деталей комиссия использует измерительные инструменты аналогичные тем какие применяли конкурсанты при выполнении своих работ.
Работы конкурсантов оцениваются по качеству выполнения отдельных основных конструктивных и технологических элементов объекта в соответствии с разработанными учебно-техническими условиями и критериями оценки, а общую оценку выставляют с учетом соблюдения технологической дисциплины, самостоятельности в работе и культуры труда, рационального выполнения трудовых действий, организации рабочего места, соблюдения техники безопасности и т.д.
После проверки деталей результаты каждого обучающегося заносятся членами комиссии в соответствующие графы Индивидуального листа оценки обезличено, при этом указывается итоговое количество минут, потраченных на выполнение практической работы, с указанием учтенного и неучтенного времени простоев и причин, их вызвавших (Приложение № 3).
Основными критериями оценки являются:
−качество выполненной работы;
−время, затраченное на выполнение практической работы;
−уровень профессиональных навыков и умений;
−соблюдение правил техники безопасности;
−организация рабочего места.
Ответственные за практическую часть конкурса расшифровывают замаркированные детали, выставляют баллы за технику безопасности и организацию рабочего места по каждому конкурсанту и проставляют фамилии конкурсантов в таблицу результатов (Приложение № 2).
К результатам практического этапа добавляют итоги за теоретический этап и по полученным суммарной сумме баллов определяют победителей в конкурсе профессионального мастерства техникума.
8. Критерии оценки за теоретическую часть конкурса
После выполнения теоретической части конкурса по результатам теста производится оценка индивидуальных образовательных достижений конкурсантов.
Критерии оценок:
Количество существенных операций
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
62–56
100 90
5
отлично
55–50
89 80
4
хорошо
49–44
79 70
3
удовлетворительно
43 и меньше
69 и меньше
2
не удовлетворительно
Полученные результаты заносятся в таблицу результатов конкурсного задания (Приложение № 2).
9. Критерии оценки за практическую часть конкурса
Оценка выполнения практической части конкурса проводится по трёхбалльной системе.
1. Для позиции 1-2:
5 баллов ставится, если соблюдены все правила охраны труда и организации рабочего места;
3 балла ставится, если есть незначительные нарушения правил охраны труда и организации рабочего места;
0 баллов ставится, если есть значительные нарушения правил охраны труда и организации рабочего места;
2. Для позиции 3-20:
5 баллов ставится, если размер выполнен в пределах допуска;
3 балла ставится, если размер выполнен с браком, но этот брак исправимый;
0 баллов ставится, если размер выполнен с браком и этот брак не исправимый.
3. Общая оценка подчитывается путем сложения всех набранных баллов.
Приложение № 1
Объект конкурсного задания (чертеж)
Приложение № 2
Таблица с результатами выполнения конкурсного задания практического и теоретического этапов.
Итоги конкурса профмастерства по профессии ТОКАРЬ
№ п/п
Ф.И.О.
Балл за Т/Э
Время
Группа №
Контрольные величины
L 95 - 0.87
L 45 0,35
L 15 0,21
L 5 - 0,36
L 4 + 0,36
22 - 0,52
18 - 0,43
12 - 0,43
10 - 0,36
7 + 0,36
Фаска 1,5Х45
М12х1,5-8q
R 11
R 3
Ra 5,0
Конус 30
ТБ
ОРМ
Балл за П/Э
Балл общий
Место
1
2
3
4
5
6
7
8
Приложение № 3
Оценочный лист выполнения практического задания
Деталь Ручка
Конкурсант № ___________
Время выполнения работы: _________________

Позиция контроля
Действительный размер
Количество баллов
1.
Соблюдение правил охраны труда токаря и применение индивидуальных средств защиты
2.
Организация труда и рабочего места токаря: -до; -во время и по окончанию работы
Наладка и настройка станка на обработку наружных цилиндрических поверхностей
3.
Диаметр 22 h14 (-0,52)
4.
Диаметр 18 h14 (-0,43)
5.
Диаметр 12 h14 (-0,43)
6.
Диаметр 10 h14 (-0,36)
Наладка и настройка станка на обработку цилиндрических отверстий сверлами и растачиванием
7.
Диаметр 7 Н10 (+0,36)
Наладка и настройка станка на обработку на обработку линейных размеров
8.
Линейный размер L95 H14 (-0,87)
9.
Линейный размер L45 H14 (0,35)
10.
Линейный размер L15 IT14/2 (0,21)
11.
Линейный размер L5 h14 (-0,36)
12.
Линейный размер L4 H14 (+0,36)
13.
Линейный размер L33 IT14/2 (0,31)
14.
Резьба М121.5-8g
15.
Радиус R3
16.
Радиус R11
17.
Накатка
18.
Конус 30˚
19.
Фаска 1,545˚
20.
Притупление острых кромок
21.
Соответствие шероховатости поверхности детали данным заданным на чертеже
Итоговый балл:
Приложение № 4
Задания для теоретической части конкурса профмастерства по профессии Токарь
Фамилия, имя _________________________________________
группа № ______
1. Выберите правильный ответ:
Штангенциркуль ШЦ-II предназначен для:
а) измерения наружных размеров и разметки;
б) измерения наружных и внутренних размеров;
в) измерения наружных и внутренних размеров и разметки.
Эталон: в
Р = 3
2. Выберите правильный ответ:
Штангенрейсмасс предназначен для:
а) измерения глубины;
б) измерения ширины паза;
в) измерения высоты и разметки.
Эталон: в
Р = 3
3. Выберите правильный ответ:
Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется:
а) зазор;
б) допуск;
в) номинальный размер.
Эталон: б
Р = 3
4. Выберите правильный ответ:
Если допуск больше, то требования к точности изготовления детали:
а) выше;
б) ниже.
Эталон: б
Р = 2
5. Выберите правильные ответы:
Выберите масштабы по ГОСТу:
а) М 1:1
б) М 1:3
в) М 4:1
г) М 1:5
д) М 7:1
Эталон: а, в, г
Р = 5
6. Выберите правильный ответ:
Зачем нужна штриховая линия на чертеже?
а) для видимого контура;
б) для обрыва вида;
в) для центров и осей;
г) для невидимого контура.
Эталон: г
Р = 4
7. Выберите названия простых разрезов:
а) ступенчатый разрез;
б) наклонный разрез;
в) ломаный разрез;
г) профильный разрез.
Эталон: б, г
Р = 4
8. Выберите геометрическое тело:
а) шероховатость;
б) призма;
в) допуск;
г) штангенциркуль.
Эталон: б
Р = 4
9. Покажите с помощью эскиза наружную резьбу.
Эталон:
Р = 3
10. Выберите диаметр отверстия (d1) для резьб:
а) М 20-7Н
б) М 161,5-7Н
в) G 3/4ʺ
г) 9/16ʺ
Эталон: а) d1 = 17,3 мм
б) d1 = 14,4 мм
в) d1 = 24,1 мм
г) d1 = 11,6 мм
Р = 4
11. Определите угол уклона конуса:
D = 56 мм
d = 42 мм
l = 60 мм
Эталон:
Р = 3
12. Покажите с помощью эскиза элементы треугольного профиля резьбы α; P; d.
Эталон:
Р = 4
13. Выберите химические свойства металлов:
а) Теплопроводность
б) Жаропрочность
в) Электропроводность
г) Кислотостойкость
Эталон: б, г
Р = 4
14. Выберите резец с твердосплавной пластиной:
а) Р6М5
б) Р18
в) Т5К10
г) ВК8
Эталон: в, г
Р = 4
15. Выберите режима резания n для 43 мм, резец Р6М5:
а) 25
б) 80
в) 370
г) 630
Эталон: в
Р = 4
16. Выберите физические свойства металлов:
а) Теплопроводность
б) Жаропрочность
в) Электропроводность
г) Кислотостойкость
Эталон: а, в
Р = 4
17. Выберете из списка части токарного станка:
а) коробка скоростей
б) корыто
в) патрон
г) задняя бабка
Эталон: а, б, г
Р = 4
Σ Р = 62
HYPER13PAGE HYPER15
7