Публикации Нетрадиционные формы работы на уроке математики.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционные формы работы на уроке математики.
Автор: Бутырина Людмила Максимовна

Нетрадиционные формы работы на уроке математики.Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира. Математика нужна для интеллектуального развития личности. Так повелось, что зачастую математику не относят к числу «интересных» предметов. Для того, чтобы улучшить качество усвоения материала, помочь ученикам освоить базовые навыки и мотивировать их на дальнейшее изучение предмета, прибегают к различным методам. Практикуя дифференциацию, индивидуальный подход к обучению, составители часто исходят из особенностей ученика, его увлечений. Однако математика является базовым предметом, и знание её основ необходимо каждому развитому человеку.Для более успешного изучения применяются нетрадиционные уроки. Занятия такого типа отличаются от традиционных тем, что часто напоминают презентации, отчеты, соревнования, игры, викторины, экскурсии, тестирование, путешествия, уроки с применением элементов проектной методики и информационных технологий и прочее. Важно, что при этом ученики прикладывают усилия для получения знаний. Всё происходит в процессе активной деятельности, поэтому знания усваиваются на таких уроках лучше. Это уроки праздники, импровизированные уроки, имеющие нетрадиционную культуру. Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме, поэтому считаю более целесообразным для повышения эффективности обучения использование на каждом традиционном уроке элемента нетрадиционного или выполнение какого-либо нестандартного задания, например:
  • В устном счете использую таблицу, в ячейках которой записаны буквы и числа, являющиеся ответами в предлагаемых примерах, которые нужно закрыть листочками, а из оставшихся букв составить слово. Слово является либо новым понятием, которое будет изучаться на уроке, либо связано с текущей темой и нужно найти эту связь;
  • Например «Знай-ка». В ходе разъяснения нового материла, класс делят на несколько групп. Перед каждой ставится конкретная цель или задача. Конкретный пример, детальное изучение определенной части нового материала позволяют запоминать весь урок
  • «Отрядный метод». Здесь ученики подразделяются на бригады, где всегда есть несколько «руководителей», учеников, заранее изучивших материал, или просто сильных учащихся. Задача решается сообща всей бригадой. В процессе задействованы и слабые, и сильные ученики. Дети учатся работать в команде, а усвоение учебного материала проходит легче. Всё потому, что в роли учителя выступают сверстники.
  • Различного рода викторины, опросники. Они помогают разобрать базовые знания и расширить кругозор учеников за счет познания новых интересных фактов.
  • Создание моделей фигур. Этот способ помогает развить пространственное мышление. Сочинение математических сказок или стихов позволяет адаптировать знания для школьников с гуманитарным или художественно-образным мышлением.
  • Работа над ошибками. Как интересно провести работу над ошибками? Сделать ребенка учителем! Берем одну из неправильно выполненных работ, записываем её на доске с ошибками. Дети выходят к доске и начинают красным мелом править работу и одновременно объяснять, почему именно так нужно решать. Одно дело выполнять работу по образцу. Другое дело научить ребёнка видеть ошибки, находить их и исправлять.
  • В своей практике применяю оценочные листы - результаты каждого этапа заносятся в индивидуальные оценочные листы. Самооценка за урок зависит от суммы набранных баллов на всех этапах.
  • Как много на данный момент времени в нашем распоряжении разнообразных цифровых образовательных ресурсов. Совместно с детьми создаём презентации, ведём проектно - исследовательскую работу, решаем тесты на сайтах(Меташкола, testedu.ru и т.д) и создаём их сами, ведя подготовку к ГИА и ЕГЭ (решу ЕгЭ, решу ОГЭ). Разнообразные оброзовательные сайты, помогающее учителю разнообразнее изучать новый и закреплять материал (uchi.ru, yaklass.ru и т.д.). Всё это очень хорошо и в ногу со временем.
  • При изучении любого школьного предмета, живое общение, применение различных средств и методов очень полезно. Такое обучение не просто формирует базу знаний, оно развивает ученика творчески и интеллектуально. Кроме того, помогает в будущем легко взаимодействовать с другими людьми, использовать разные подходы в решении проблем, быстро находить решения в нестандартной ситуации.В заключение нужно сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания математики доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что математика нужна им. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желанию его изучать.Я считаю, что математические знания не за электронным учебником, а за методикой обучения математике, а точнее за учителем, за его «живым» словом! Никогда не заменит его даже самый совершенный компьютер. Учитель, который творчески подходит к обучению, может сделать очень много и даже окрасить школьную жизнь – радостью познания.Литература:
  • Е. Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе. – Издательство “Учитель” 2000 г.