Публикации
Программа профессионального саморазвития воспитателя по теме: «Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа профессионального саморазвития воспитателя по теме: «Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность»
Автор: Комина Наталия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа профессионального саморазвития воспитателя по теме: «Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность»
Автор: Комина Наталия Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125» УтверждаюЗаведующий А.Н.КольцоваПрограмма профессионального саморазвития воспитателя Коминой Наталии Владимировны по теме:«Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность»на период 2024 – 2025 гг.«Мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к его приобретению»Бернард Шоу Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в частности.Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. В основе программы лежит концепция профессионально-личностного развития и самообразования педагога, способного выходить за пределы устоявшихся стандартов деятельности, самостоятельно осуществлять инновационные процессы экспериментирования.Тема: «Развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность»Актуальность: Окружающий мир с каждым днем становится все более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современного человека, а педагогов ориентирует на более интенсивное использование методов исследования в обучении. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования ,использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, развите любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности . Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. По моему мнению , главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессеэксперимента идёт обогащение памяти детей, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь ребёнка, его эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, укрепляется здоровье за счёт повышения уровня двигательной активности.Цель :Расширение общепедагогических и психологических знаний по теме совершенствование методов обучения и воспитания овладение достижениями педагогической науки и практики повышение общекультурного уровня. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:Задачи:- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.- Провести диагностику уровня сформированности познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста на начало и конец года.;- Выстроить систему работы для детей младшего дошкольного возраста с использованием экспериментов.-Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.-Разработать перспективное планирование игровой и образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.-Продолжить организацию мини-лаборатории для экспериментальной деятельности в младшей группе.-Подготовить план мероприятий работы с родителями для успешной реализации данной темы. У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: умение анализировать научно-методическую литературу; умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения. Этапы создания системы работы:1.Подготовительный этап.- Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.). - Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.2.Аналитико-диагностический.- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)3.Основной этап.- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.4.Рефлексивный этап.Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2025. План работы 2024 — 2025 г.План развития у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе• различать основные цвета;• пользоваться обобщающими словами;• овладеть простейшими символами;• использовать органы чувств для определения свойств предметов: глаза (зрение),руки (осязание), нос (обоняние), уши (слух), язык + рот (вкус), знать название органовчувств;• различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму,величину, существенные части, детали, назначение предметов и действия с ними;• различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболеераспространенные в данной местности;• различать воду, снег, лед, знать их свойства и связывать воедино как состоянияводы;• просматривая демонстрационные опыты, участвовать в их реализации,описывать происходящее и выдвигать предположение о результате.Список литературы:1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд.2 О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» -издательство ТЦ Сфера, 2010г.3 Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельностидошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.4 Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.5 Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.6 Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, А. А. Москва 2012 г.7 Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. –8 Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программаи методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.9 Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путьпознания окружающего мира. Формирование начал экологической культурыдошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 200110 «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.