Публикации "Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Валентина Васильевна Данилова

«Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста».Актуальность.Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения — это одна из стратегических задач развития России. В этом контексте возникает необходимость в осмыслении и применении не только классических, но так же и инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и направлен на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры, в том числе и культурой здорового образа жизни.Здоровый образ жизни ― это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье». Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Настоящего здоровья достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окружающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности.Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.Меня заинтересовала методика игрового стретчинга Константиновой А. И., которая основана на динамичных и статичных растяжках мышц тела и связочно-суставного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое воздействие на весь организм. Данная методика разрабатывалась и была опробирована под наблюдением врачей детской больницы им. Раухфуса, и показала хорошие результаты. Стретчинг – это система упражнений, направленных на растяжку мышц, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.Физиологический эффект упражнений стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.Игровой стретчинг – это система сюжетно-ролевых и тематических игр, состоящих из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задай.Методика игрового стретчинга имеет ряд преимуществ:эти упражнения доступны всем, кому врач не запретил заниматься общей физической подготовкой;растяжка действует на все мышцы и суставы, увеличивается их подвижность, повышается эластичность связок;упражнения выполняются без воздействия со стороны, а самоманипулирование своим телом в медленном ритме является безопасным для здоровьяметодика не имеет возрастных ограничений, можно заниматься с 4-х лет;занятия проводятся в игровой форме, а значит, они будут и полезны, и интересны детям. Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, приобщение детей к основам здорового образа жизни через занятия игровым стретчингом.Задачи:- Познакомить детей с элементами и упражнениями игрового стретчинга;- Научить детей правильно выполнять элементы и упражнения игрового стретчинга;- Сформировать у детей необходимые знания, умения, навыки по приобщению их к здоровому образу жизни;- Посредством занятий игровым стретчингом развивать психо-физические качества детей: гибкость, силу, ловкость, внимание, воображение;- Создать условия для положительного психоэмоционального состояния воспитанников: мышечной и психологической раскрепощённости и проявления творчества в движении;- Способствовать развитию и формированию профессиональных компетенций педагогов в области здоровьесбережения воспитанников;- Продолжать просветительскую работу по формированию у родителей осознанного отношения к здоровью детей и активной позиции родителей в физическом развитии и воспитании ребенка.Реализация указанных целей и задач достигается за счет использования совокупности форм, способов, методов и средств игрового стретчинга с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.Формы работы с детьми:-беседы-объяснения, показ-образовательная деятельность-самостоятельная деятельность-дыхательные упражнения-дни здоровья-развлечения, досуги, праздникиФормы работы с родителями:-анкетирование-консультирование-беседы-показ-объяснение-индивидуальные беседы-совместная деятельность с детьми-развлечения, досуги, спортивные праздники-фотовыставки, видеороликиСпособы организации воспитанников при выполнении упражнений игрового стретчинга, при обучении и отработке основных движений, элементов, упражнений.Методы:Наглядный метод:-показ упражнений;-использование моделей, пособий, зрительных ориентиров.Словесный метод:-объяснения, пояснения, указания;-рассказ.Практический метод:-повторение упражнений;-выполнение упражнений в игровой форме.Информационно-рецептивный метод:-демонстрация видеороликов;-рассказ педагога или чтение.Репродуктивный метод: -упражнения на основе образа; -имитация движений.Средства:Используются различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:-демонстрационные и раздаточные;-визуальные, аудийные, аудиовизуальные;-естественные и искусственные;-реальные и виртуальные.Построение каждого занятия должно придерживаться следующих основных правил и принципов:Основные правила стретчинга: «разогрев мышц» перед выполнением упражнений стретчинга; медленное и плавное выполнение упражнений; «правило ровной спины» - следить, чтоб при выполнении упражнений спина была прямой; спокойное дыхание без задержек; «правило симметричности» - упражнения выполняются симметрично во всех плоскостях (сагитальная, фронтальная, горизонтальная); растяжка должна выполняться регулярно и систематически.Основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показ упражнение педагогом или подготовленным ребёнком. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному. Многие упражнения детям знакомы, но под другими названиями и выполняются в более медленном темпе.  Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.  Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинать выполнять упражнение необходимо с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка. Требования к детям индивидуальные. Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения объяснить детям: для укрепления каких мышц данное упражнение. Структура занятий обусловлена возрастными закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка во время физических нагрузок, а также с учётом требовании физиологии и гигиены физических упражнений. Каждая НОД состоит из трёх частей.В первой (вводной) части (4-6 мин.) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части (различные виды ходьбы, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию).Во второй (основной) части (17-20 мин.) дети разучивают новые и закрепляют уже освоенные упражнения. В этой части выполняются упражнения, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитываются физические качества. Упражнения предлагаются в виде сюжетно-ролевой игры. Игра проводится эмоционально, под музыку, и должна быть интересной для детей. На каждом занятии дети выполняют 9-10 упражнений на различные группы мышц. Между упражнениями примерно по 1 мин дети учатся правильно сидеть.За одно занятие дети выполняют:2-3 упражнения для растяжения мышц передней поверхности корпуса2-3 упражнения для растяжения мышц задней поверхности корпуса1 упражнение на укрепление мышц позвоночного столба за счет поворотов, наклонов и скручивания по вертикальной оси2-3 упражнения для укрепления мышц спины, таза, ягодиц.1-2 упражнения для укрепления мышц ног1-2 упражнения для развития стоп1 упражнения для укрепления мышц плечевого пояса или на равновесие.В третьей (заключительной) части(4-6 мин) решаются задачи постепенного перехода организма к другим видам деятельности. Под музыку дети выполняют простые танцевальные движения, которые расширяют двигательный диапазон ребенка, учат его координировать и согласовывать с музыкой свои движения, создают положительный эмоциональный фон и настрой.Этапы осуществления1. Организационно-подготовительный этап- Мониторинг уровня заболеваемости и физического развития воспитанников.- Анкетирование родителей.- Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, дети, родители).- Составление плана работы.- Вовлечение всех участников в план совместной  реализации проекта по укреплению здоровья детей.- Изучение методической литературы по теме «Игровой стретчинг».- Подбор познавательных статей.- Создание картотеки упражнений и музыкального сопровождения.- Разработка конспектов спортивных праздников, досугов и развлечений.2. Основной этап  (9 месяцев)  - Просмотр компьютерной презентации об игровом стретчинге- Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье.- Беседы с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, что бы быть здоровым?».- Разучивание с детьми упражнений, тематических и сюжетно-ролевых игр.- Фотосессия воспитанников.- Проведение консультаций для родителей- Проведение семинара-практикума для педагогов.3. Заключительный этап- Мониторинг уровня заболеваемости и физического развития воспитанников (сравнительный анализ).- Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению занятий «игровой стретчинг».- Презентация  проекта для педагогов.- Спортивный праздник «Путешествие в страну  Фитнеса».- Размещение печатных материалов по теме «Игровой стретчинг» в интернете на различных ресурсах.Ожидаемые результаты:повышение компетентности педагогов и родителей в области здоровьесбережения;положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;сформированные умения у ребенка технично выполнять основные элементы и движения игрового стретчинга, умения контролировать свои движения и управлять ими;ребенок проявляет элементы творчества во время выполнения упражнений игрового стретчинга и во время другой двигательной активности;изменение отношения детей к сохранению своего здоровья, то есть ребенок понимает важность укрепления и поддержания своего здоровья;использование  здоровьесберегающих технологий  в семье;обобщение и распространение опыта работы по данной теме.