Публикации
Игровое обучение на уроках технологии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровое обучение на уроках технологии
Автор: Петрова Людмила Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровое обучение на уроках технологии
Автор: Петрова Людмила Николаевна
Игровое обучение на уроках технологииПетрова Л.Н., учитель технологииГБОУ «Свердловский лицей № 1»Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки-соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Игра является любимой формой работы учащихся на уроке. Лучше усваиваются те темы, в которых использовались игры. В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках. Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи).В трудовом обучении и организации общественно полезного, производительного труда учащихся следует шире использовать привлекательные для них игровые формы. Учителя в состоянии сами, но еще лучше с привлечением школьников, разрабатывать игровые сюжеты, условия. Надо только проявить больше выдумки и творчества.Игра удовлетворяет многие потребности ребенка: потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, испытать наслаждение от самого процесса игры, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир, выразить свои желания. На уроках технологии игровые методы использовать нужно, так как игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание, в игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д. Так, например, на урокепо изучению типовых деталей механизмов при проверке знаний и умений можно провести дидактическую игру. Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить ученицам стремление пополнить недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения творческой активности.Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся.Можно использовать игру под названием «Пазлы». Принцип игры хорошо знаком детям: картину, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из них целое. Складывать картинки можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Именно по этому принципу можно построить проверку знания учащимися чертежа изделия.Деталь механизма нужно разрезать на части, перемешать и попросить учеников собрать. Естественно никакого образца у них перед глазами нет и, если ученик не знает, как выглядит чертеж, справиться с таким заданием будет нелегко. Но если чертеж усвоен, то задание окажется несложным. Школьники, не подозревая, что это проверка их знаний, с удовольствием играют в «Пазлы».Особенностью проверки знаний при помощи игры в пазлы является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.В последнее время многие учителя используют на уроках кроссворды.Кроссворд (от англ. «cross» — пересечение и “word” — слово)- задача – головоломка, состоящая в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. Реже встречаются круговые кроссворды, в которых клетки для вписывания букв расположены вокруг номера, и диагональные. Кроссворд, пожалуй, самая популярная и широко распространенная игра в мире, хотя и имеет короткую (по сравнению с другими) историю. Первые кроссворды появились в Великобритании во второй половине XIX в. в детских книжках и периодических изданиях. По форме эти кроссворды представляли собой квадрат, заполненный группой слов, читавшихся как по горизонтали, так и по вертикали. Первый кроссворд на русском языке появился 11 мая 1924 г. в воскресном приложении “Наш мир” к берлинской эмигрантской газете “Руль”.Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопостовлять, отбирать нужные знания.В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время… в этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но дают правильное определение, характеристику того или иного понятия. Лучшие работы можно показать всему классу, поощрить детей и словом, и отметкой.Важной особенностью игр с картами и карточками является то, что, используя присущий им игровой принцип, можно широко разнообразить их тематику, при этом, естественно, учитывая возраст и уровень знаний учащихся. Взять хотя бы лото. Оно может быть использовано при изучении многих тем и разделов курса.Лото – это игра на особых картах с номерами или картинками, которые закрываются фишками. В лото с удовольствием играют учащиеся 5 – 7 классов, причем игру можно проводить как индивидуально, так и побригадно. Однако для более полного выявления знаний школьников лучше каждому ребенку выдавать отдельную карту.Любая настольная игра вызывает у школьников живой интерес, если она красочно оформлена. Поэтому при изготовлении лото нужно обращать внимание на качество его исполнения. Карту вырезать из картона, аккуратно расчертить и в середину листа наклеить картинку, связанную с тематикой игры. Маленькие карточки – фишки могут быть целыми или цветными.В клетках карт указываются различные понятия, термины, обозначения мерок и т.д., а на маленьких карточках – их расшифровка, название, определение. Например, в клетке карты написано: «Чертёж». Ученикам нужно найти правильный ответ на карточке – фишке («Один из видов конструкторских документов») и накрыть ею соответствующую клетку большой карты.Проверка правильности ее заполнения требует достаточно много времени и внимания учителя.Сказки обладают огромным обаянием для всех нас, детей и взрослых, и поныне мы их читаем, слушаем по радио, охотно смотрим фильмы, в том числе и мультфильмы, снятые по мотивам и сюжетам сказок, слушаем оперы, наслаждаемся балетами и другими сказочными спектаклями. Поэтому учащимся 5-6 классов можно предложить придумать сказки, где главными действующими лицами являются те предметы или правила, которые они изучают на уроке технологии. Например, правила безопасности -–дети обычно не понимают важности их усвоения, но если в сказке ее герой попадает в различные сложные ситуации и спасти его может знание этих правил, то ученик надолго запомнит их.Однако такое задание, как придумать сказку, да еще с определенными условиями, достаточно сложно: не у всех учащихся развиты фантазия, игра воображения, да и способность излагать свои мысли на бумаге. Поэтому можно предлагаю такую работу не всем, а только по желанию.Отношение учеников к такому заданию очень разное. Встречаются классы, где все сочиняют сказки с удовольствием, а есть такие, где готовое задание приносят 1-2 человека.Но когда ребенок окунулся в сказку, попытался что-то сам придумать и рассказать другим, ощутил волшебное чувство веры в свои силы, в возможность совершить невозможное – все это стимулирует его умственную деятельность, развивает интерес к предмету, воображение, наблюдательность, способствует формированию интеллекта.