Публикации
Создание творческой среды на уроках английского языка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание творческой среды на уроках английского языка
Автор: Киштеева Жанна Токбергеновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание творческой среды на уроках английского языка
Автор: Киштеева Жанна Токбергеновна
Создание творческой среды на уроках английского языкаДети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Василий Александрович СухомлинскийСодержание образования в школе подчиняется главной цели – развитию индивидуальных творческих способностей учащегося, формированию основ научных знаний, адаптации и жизни в современных условиях. Школа призвана способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности ученика, развивая её творческие возможности. В настоящее время, в котором мы живем, школа ставит задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. В связи с этим данная тема является актуальной, а для того чтобы их использовать их надо развивать. И цель учителя не только дать необходимые знания на уроках, а также как полученные знания и умения могут быть использованы ими в жизни, Т.е. развитию творческих способностей личности способствует среда в процессеПроблеме развития творческих способностей учащихся посвящено много исследований, проведенных как отечественными, так и зарубежными лингвистами, психологами и методистами. Ведь целью педагогического коллектива является создание условий для раскрытия и развития творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса. Философские проблемы творчества раскрыты в трудах Г. С. Батищева, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьёва и других ученых. Исследованиями творчества как психологического процесса, а также изучением психологических аспектов развития творческой личности и формирования занимались В. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, В. Н. Дружинин, Б. И. Коротяеев, А. Н. Леонтьев. Классификации способностей и определение места творческих способностей в общей системе, а также разнообразные аспекты изучения структуры творческих способностей, разработки критериев и показателей их сформированности исследовались такими учеными как В. И. Андреевым, Я. А. Пономаревым, С. Л. Рубинштейном и некоторыми другими. О. А. Косинова, М. Н. Скаткин обратили внимание на разработку путей и способов формирования творческих способностей школьников в процессе обучения. Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения сложна и многогранна. Одной из особенностей развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача учителя при решении этой проблемы – поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения [см. Даринская, 2007].Содержание образования в школе подчиняется главной цели – развитию индивидуальных творческих способностей учащегося, формированию основ научных знаний, адаптации и жизни в современных условиях. Школа призвана способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности ученика, развивая её творческие возможности. В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Таким образом, творческая образовательная среда – единственная, которая способна обеспечить личностное саморазвитие субъекта. Я вижу как некоторые дети зажаты, неуверенные в себе, скованные в своих мнениях, ответах, поведении, и таких детей я мотивирую и выявляю их способности, помогаю им быть более уверенными. На уроках иностранного языка я создаю творчески-развивающую образовательную среду за счет предоставления ученикам возможностей самим творить знания, за счет насыщения содержания обучения материалами, демонстрирующими современные языковые средства и содержащими проблематику, актуальную для современных школьников. Теперь подробнее о способах и формах работы, которые я использую на уроках английского языка, для создания творческой среды. Фронтальная работа, ученик- учитель. Учитель проводит учебную беседу в ходе которой побуждает учеников создать проблему и показать свои знания. Ученик проявляет себя как личность, отвечая на вопросы учителя, аргументируя свои ответы, высказывания своего согласия или несогласия, в рамках поставленной задачи. Например, обычная беседа:T: Do you like summer?P: Yes, I like summer!T: What can you do in summer?P: I can swim!Дети с нетерпением ждут своего вопроса и готовят правильный и развернутый ответ.Следующим способом создания творческой среды в процессе это парная работа. Парная работа – это форма коллективной работы, в рамках которой участники решают поставленную задачу, взаимодействуя друг с другом посредством изучаемого языка. На данном этапе дети развиваются творчески и учатся:-слушать друг друга;- использовать больший языковой объём по сравнению с фронтальной работой:- развивать беглость речи;- работать в сотрудничестве, что побуждает учащихся помогать и поддерживать друг друга;- развивать чувство ответственности;Например : « Составить мини-диалоги, используя лексику урока»A: -So, what do you want to buy?B:- A pair of shoes…..Также организация групповой работы помогает создать творческую атмосферу, в ходе которой каждый ученик принимает равное участие, взаимодействует друг с другом, формируется чувство ответственности не только за свои собственные знания, но и за успехи одноклассников. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность.Например: «По тексту нарисуйте картину». Класс делится на 2-4 команды There is a big house in the middle of the picture. The house is yellow with a red roof. There are two windows in the house and one door. To the left of the house there is a green tree. To the right of the house there are two flowers. One flower is red, the second flower is blue. Under the tree there is a black dog. On the tree there is a fat cat.Дети очень активно взаимодействуют друг с другом, стараясь помочь своей команде, используя свои способности, навыки. Каждый ученик проявляется как индивидуальность, и свободно выражает свои собственные мысли. Для эффективного развития творческих способностей имеют большое влияние педагогические условия. Под данным термином мы будем понимать совокупность необходимых внешних требований и внутренних психологических установок, удовлетворение которых обеспечит достижение желаемого результата, который определяется как эффективная организация процесса творческой деятельности старшеклассников, обеспечивающая достижение старшеклассниками творческого уровня деятельности и на его основе развитие их творческих способностей [см. Хапаев, 2007].Педагогическими условиями развития творческих способностей старшеклассников можно назвать следующие: включение старшеклассников и педагогов в совместную творческую деятельность, педагогическое управление процессом развития творческих способностей старшеклассников и разработка критериев оценки уровня развития творческих способностей старшеклассников [см. Хапаев, 2007].Процесс развития творческих способностей старшеклассников есть взаимодействие двух подсистем: учителя и ученика, выступающих в качестве субъектов этого процесса. Степень, полнота их погружения в творческую деятельность определяет характер результатов деятельности, возможность их качественной и количественной оценки [см. Хапаев, 2007].Эффективность процесса развития творческих способностей старшеклассников в немалой степени зависит от качества педагогического управления. Успешность педагогического управления процессом развития творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования обеспечивается: во-первых, организационно-педагогическими мерами активизации деятельности учащихся, способствующей переходу от управления к самоуправлению; во-вторых, системой рефлексивно-креативного управления [Хапаев, 2007].Библиографический список:1) Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. / В.И. Андреев – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.2) Даринская, Л. А. Педагогика творческого развития личности. / Л.А. Даринская. - С-Пб, 2007. - 293 с.3) Винокурова, Н. К. Развиваем способности детей. / Н. К. Винокурова. - М.: , 2004. - 79 с.4) Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. / Д. Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 320 с.5) Ветюгова, Л. А. Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку в вузе / Л.А. Ветюгова // М., 2005.С. 35-43. 6) Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения,1981 г.7) Хапаев, М.Х. Вестник Ставропольского Государственного университета 48/2007. Педагогические науки. Развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дополнительного образования. // М. Х. Хапаев. – 2007. – С. 169-173. 8) Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. — М. 9) Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М. 10) Spotlight 11. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. Интернет - источник: URL: