Публикации
Организация экологического воспитания детей с ОВЗ в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация экологического воспитания детей с ОВЗ в начальной школе
Автор: Диденко Людмила Ивановна Красько Елена Валерьевна Чудных Людмила Владимировна Бабенко Юлия Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация экологического воспитания детей с ОВЗ в начальной школе
Автор: Диденко Людмила Ивановна Красько Елена Валерьевна Чудных Людмила Владимировна Бабенко Юлия Владимировна
Организация экологического воспитания детей с ОВЗв начальной школеЧудных Людмила ВладимировнаКрасько Елена ВалерьевнаДиденко Людмила ИвановнаБабенко Юлия ВладимировнаучителяМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Общеобразовательная школа № 30», город БелгородПонятие «экологическая культура» или «экологическое воспитание» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность. Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников.Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а став взрослыми, способны влиять на нее. Коррекционные образовательные учреждения так же, как и массовые школы, готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Это значит, что дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. [1]Цель экологического воспитания детей с ОВЗ – это формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения, формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы, воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности. Необходимо донести до ребенка, что человек и природа неразрывно связаны между собой, и разрушая ее, человек разрушает самого себя. Поэтому работу по формированию экологического сознания у детей с ОВЗ необходимо проводить ежедневно, непрерывно и охватывая все сферы деятельности. Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. Особенно важно это для детей с ОВЗ, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей.Экологическое образование способствует воспитанию у детей с ОВЗ правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становится стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Поэтому одной из задач экологического образования детей с ОВЗ является развитие эмоциональной сферы. Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении. [2] Системный подход при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие положительных интересов и способностей. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.Одним из важных методов экологического воспитания является беседа. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. В противном случае ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам и не принесут никакой пользы.Во время проведения беседы необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Дети должны высказать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:Не ломай ветви деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев. Не рви в лесу, в поле цветы. Не сбивай грибы, даже ядовитые. Не лови насекомых. Не разоряй гнезда птиц. Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Педагогам рекомендуется так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:Береги ветки деревьев и кустарников. Охраняй кору деревьев от повреждений. Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут. Береги гнезда птиц от разорения. Такие беседы способствуют формированию у воспитанников понимания своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развитию понимания процессов, происходящих в природе, воспитанию любви к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер. [1]Воспитание экологической культуры прослеживается на таких предметных курсах, как чтение и развитие речи, мир природы и человека, на основе изучения других предметов учебного курса. Одним из условий успешного воспитания гуманных чувств является постоянное обращение к природоведческой тематике, поэтому в программный материал предмета «Чтение и развитие речи» включены произведения, которые способствуют воспитанию нравственной и экологической культуры школьников. Читая эти произведения, дети проживают чувства героев-животных, проживают их действия, деятельность. Педагог на уроках — не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать, тем самым реализуя ресурсы учащегося, скрытые в подсознании. Практика показывает, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к урокам трудового обучения. На них они могут проявить себя и реализовать свои возможности. Используя на уроках труда современные технологии и направления, учитель не только включает учащихся в творческую трудовую деятельность, но и параллельно прививает экологические знания. Например, во время работы над аппликацией «Полевые цветы», учащиеся дополнительно узнают, какие бывают полевые цветы, время их цветения, какой цветок какого цвета, формы, размера, какое имеют значение для человека. А привлекая родителей к совместной работе по изготовлению кормушек для птиц, скворечников мы учим детей заботиться о птицах. [4]Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме. Игра вызывает эмоциональную и творческую активность даже у самых замкнутых детей. Доминирование игровых форм, использование сюжетно-ролевых, подвижных, самостоятельных игр экологического и природоведческого содержания стимулируют не только познавательную и общую активность детей с ограниченными возможностями здоровья, но и высшие психические функции воспитанников (мышление, память, воображение, речь). Например, игры-превращения «Угадай, какой ты зверь?», «Покажи животное», «С какого дерева листочки» и пр. направлены на возникновение у воспитанников эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Экологические игры помогают увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы в целом (игры «Кто где живёт», «Птицы, рыбы, звери», «Летает - не летает» и пр.). [3]Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья внеклассная деятельность является прежде всего, эффективным методом для развития творческого потенциала, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и психики. Одной из наиболее интересных форм работы является проведение тематических праздников на экологическую тему: «Осень, осень, в гости просим», «Здравствуй, зимушка зима», «День птиц», «День Земли, воды и солнца» и др. Ребята с большим удовольствием включаются в организацию праздников: разучивают стихи, рисуют рисунки, инсценируют сценки. Все это в конечном итоге содействует становлению личности ребёнка, развитию их способностей, определению жизненной перспективы и экологическому просвещению. Участие в экологических конкурсах, конкурсах рисунков, поделок, викторинах способствует видению красоту родной природы.Большое значение для воспитания экологической культуры имеют тематические экскурсии. Например, экскурсии в осенний парк учат детей наблюдать за изменениями, видеть красивое в природе.При изготовлении поделок и рисунков необходимо обращать внимание детей за наблюдениями и изменениями в природе, чтобы дети видели очевидные изменения и радовались первому дождю, радуге, первому снегу, первому листочку, видели, какие птицы улетели, а какие остались зимовать. Решая задачи экологического образования детей с ОВЗ, педагог в первую очередь формирует у них систему знаний о природе, учит понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями, формирует представление о человеке не как о хозяине, а как о части природы, зависящей от нее, искореняет потребительское отношение к ней. Список литературыЭкологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С.Пушкина, Центр библ. обслуживания людей с ограничениями жизнедеятельности; отв. за вып. А. А. Коваленко. – Томск, 2014. – 47с.; 21 см. – (В помощь реабилитологу). Экологическое воспитание детей с ОВЗ. Ершова Маргарита Валерьевна, психолог Культурно-образовательного центра для детей с ограниченными возможностями ТОУНБ им. А.С. Пушкина, г. Томск Учимся играя. Современные педагогические технологии в школьном образовании. – М.: Школьная пресса, 2009. – (Опыт регионов). Яковлева, О. Б. Воспитание экологической культуры у детей школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа