Публикации Статья на тему "Метод кейсов как средство развития педагогического мышления учителей начальных классов"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья на тему "Метод кейсов как средство развития педагогического мышления учителей начальных классов"
Автор: Гайнуллина Энже Нурулловна

Статья: «Метод кейсов как средство развития педагогического мышления учителей начальных классов»Гайнуллина Энже НурулловнаМагистрант Института психологии и образования КФУ г. КазаниАннотация. В статье изложен анализ развития педагогического мышления учителей начальных классов с использованием кейс-метода в образовательной среде. Применение кейс-метода в образовательном процессе является инновационной технологией и имеет рядом проблемных моментов, таких как: метод направлен на практические ситуации, что может привести к недостаточному вниманию к теоретическим основам педагогики; данный метод не учитывает индивидуальные особенности учителей, что затрудняет применение универсальных решений; анализ кейсов требует времени; оценка результатов применения кейс-метода субъективная. А также в статье рассматривается алгоритм работы с методом кейсов; методическое сопровождение структуры и содержания кейсов. Ключевые слова: кейс-метод, кейс-технология, педагогическое мышление, учителя начальных классов, функции.Введение. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях современных образовательных стандартов и требований к качеству образования необходимо не только передавать знания, но и развивать у педагогов способность к самостоятельному анализу, рефлексии и инновационному подходу в обучении [3]. Использование метода кейсов в подготовке учителей начальных классов открывает новые горизонты для повышения их профессионального уровня и качества образовательного процесса.Объектом исследования является процесс развития педагогического мышления учителей начальных классов.Предметом исследования является метод кейсов как инструмент развития педагогического мышления учителей начальных классов.Цель данной работы – исследовать метод кейсов как средство развития педагогического мышления учителей начальных классов, выявить его преимущества и недостатки.Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по внедрению метода кейсов в образовательный процесс подготовки учителей начальных классов, что позволит улучшить качество преподавания и повысить уровень педагогического мышления будущих специалистов.Основная часть. Для выявления уровня сформированности педагогического мышления, с использованием опросников: опросник Рыдановой И.И. «Стили педагогического общения» [7], опросник «Стиль мышления» [1], предложенный Алексеевым А.А. и Громовой Л.А.С помощью опросника «Стиль педагогического общения педагога с детьми» мы выявили, что у учителей начальных классов доминирует демократический стиль педагогического общения. Учителя с таким подходом общения пытаются приблизиться к своим ученикам с помощью следующих приемов: стремление избавить учащихся от смущения; используют поощрение; поддерживают их, помогают в подборе слов; используют позитивную критику в сторону учащегося; проявляют интерес к диалогу с учениками. На втором месте стоит авторитарный стиль общения, учителя склонны к более строгому общению, они ведут себя довольно высокомерно, демонстрируя свое превосходство в знаниях и навыках перед учениками.После того, как провели диагностику по опроснику «Стиль мышления» предложенным Алексеевым А.А. и Громовой Л.А., выявили высокий процент аналитического стиля мышления у учителей начальных классов, учителя аналитики всегда стараются анализировать уроки от начала до конца, вся деятельность такого учителя состоит из анализа, сбора информаций и материалов, он больше склонен к теории. На втором месте стоит идеалистический стиль мышления. Учителя с таким стилем мышления часто разрабатывают идеальный план, взвешивая достоверные и точные факты. Они чаще всего воспринимают всерьез только знающих людей в науке и экспертов в своем деле. А также им важны те факты, в которых они уверены сами. Учителя идеалисты делают акцент на развитие личности ребенка. У синтетического, реалистического и прагматического стилей общения были выявлены по минимуму учителей, привлеченных к эксперименту.Далее была проведена основная задача исследования – экспериментальная работа по развитию педагогического мышления с использованием кейс-метода учителей начальных классов. Эксперимент проходили 16 участников, разделенные в 3 группы по 5-6 учителей. Разработка кейсов началась с изучения материала для правильного построения проблемной ситуации. Ситуации были созданы на реальных событиях образовательного процесса, из жизни педагогической деятельности. Подготовлен раздаточный материал с основными моментами кейса. В самом начале работы была объявлена тема проблемной ситуации, далее разъяснена сущность понятия «кейс метод» или «case-stady».Кейс-метод (или case-stady) является педагогической ситуацией [5].Кейс – это разбор ситуации и конкретного случая, деловая игра [8]. Его также можно называть технологией анализа проблемных ситуаций. Кейс-метод основан на анализе реальных ситуаций, что позволяет педагогам не только углубить свои знания в области теории, но и развивать практические навыки, необходимые для решения сложных в образовательной деятельности.Кейс проходил в 5 этапах: 1 этап: знакомство с педагогической ситуацией (3-5 минут); 2 этап, показать главные проблемы (3-5 минут); 3 этап, «Мозговой штурм» дискуссия учителей в группах (15 минут); 4 этап, анализ последствий принятия того или иного педагогического решения (5-7 минут); 5 этап, решение задачи кейса; представляются выводы всех групп (10-12 минут). Общее время проведения: 45 минут [2].Далее учителям нужно было ответить на вопросы, данные под текстом кейса. На пятом этапе кейса группы поочередно выступали со своими ответами. Выступал с ответами только один выбранный участник из группы, остальные участники подсказывали, если были упущены недосказанные моменты в ответах. В экспериментальной работе использовались кейсы для развития педагогического мышления учителей начальных классов, которые были подобраны по функциям педагогического мышления в соответствии с функциональной структурой педагогического мышления.Приведем пример одного кейс-задания по развитию эмпатийной функции педагогического мышления:Структура кейс ситуации включает:
  • Описание проблемной педагогической ситуации.
  • Выбор гипотезы о причине возникшей проблемы или трудности.
  • Выбор профессиональных действий.
  • Обоснование выбранных действий в порядке их правильного выполнения [4].
  • Описание ситуации:Мальчик Артур, ученик 4-го класса, ему 10 лет, постоянно мешает вести урок. На уроках комментирует слова учителя, «мычит», толкает стулья впереди сидящих учеников, тем самым мешая другим слушать урок. На замечания учителя никак не реагирует, просто достает телефон из рюкзака и целый урок играет на нем. Учительница запугивает Артура плохими оценками, директором и вызовом в школу родителей, только после этого он некоторое время перестает мешать, но это продолжается недолго и снова начинает свои проделки. Во время беседы с родителями, они, в свою очередь, только и твердят, что их сын дома ведет себя хорошо, что на него в школе негативно влияют одноклассники. Воспитанием детей в школе обязаны заниматься учителя, и они обязаны давать надлежащее воспитание их детям.Вопросы, на которые должны были ответить группы:
  • Напишите ошибки педагога в данной ситуации, каким педагогическим общением владеет этот учитель?
  • Представьте себя в роли этого учителя и опишите свои действия в этой ситуации.
  • Какие действия должен выполнить учитель по отношению к ученикам, к самому обучающемуся, к себе и к другим, причастным к образовательному процессу?
  • В таблице 1 представлены ответы к кейсу:Таблица 1Ответы всех групп на кейс-заданиеПосле выполнения кейс-заданий учителями была проведена повторная диагностика на проверку эффективности развития педагогического мышления при использовании кейсов, соотнесенных с функциями, соответствующими структуре педагогического мышления. Диагностика [6] подтвердила, что использование метода кейса изменила и повысила уровень развития педагогического мышления учителей начальных классов-участников эксперимента. Демократический стиль общения учителей повысился с 62,5% до 75%. Демократическое отношение учителей к своим ученикам является наиболее благоприятным стилем в образовательном процессе. Такие учителя доброжелательно относятся к своим ученикам, стремятся строить с ними равноправные отношения. При общении с обучающимися демократические педагоги учитывают индивидуальные особенности детей, находят индивидуальный подход к ним. Также они создают на уроках теплую, спокойную, и в то же время деловую атмосферу. При повторной диагностике у учителей поднялся стиль идеалистического мышления от 25 % до 43,75 %. Идеалисты фокусируются на идеалах образования; направляют свое внимание на моральные и этические нормы; стараются формировать у детей гуманизм; учителя создают доверительную атмосферу в классе; поддерживают и мотивируют учеников; развивают у учеников самостоятельность на анализ и оценку. А показатели аналитического стиля мышления снизились от 56,25% до 37,5%. Данный стиль мышления направлен на системный подход в обучении, акцентирует на анализ информации и критического мышления. Учителя с таким мышлением сосредоточены на глубоком понимании предмета и формировании учеников навыков анализа и синтеза.Заключение. Метод кейсов можно ввести в следующих методических работах в образовательном процессе: применять в разных видах педсоветов для решения многочисленных проблемных ситуаций в образовательном процессе; использовать кейсы для разработки проектов; применять в семинарах и в мастер-классах.В результате исследования были выявлены следующие выводы: метод кейсов позволяет создавать условия для активного вовлечения учителей в процесс обучения, что способствует развитию их педагогических мышлений; развитие педагогического мышления учителей через метод кейсов непосредственно влияет на качество образования, учителя становятся более подготовленными к взаимодействию с учениками.Таким образом, метод кейсов представляет собой мощный инструмент, который может значительно обогатить процесс обучения и повысить уровень педагогического мышления учителей начальных классов. Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с изучением специфики применения этого метода в различных контекстах образования и его влиянием на другие аспекты педагогической деятельности.Список использованных источников:
  • Алексеев, А.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А.А. Алексеев, Л.А. Громова. - СПб.: Экономическая школа, 1993. - 352 с.
  • Бойченко, В.В. Структура педагогического мышления как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя / В.В. Бойченко // Вестник Академии знаний. - 2015. - № 13 (2). – 41-47.
  • Вилькеев, Д.В. Применение проблемных задач как средства изучения развития личностных и профессиональных качеств / Д.В. Вилькеев // Педагогические и психологические проблемы учебных процессов в вузе: Тезисы доклада Всесоюзной научной конференции, 27-29 ноября 1984г. – Казань, 1984. – Ч. 2.– С. 26-28.
  • Попова, С.Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 126 с.
  • Словарь. - URL: (дата обращения: 29.06.2024).
  • Стили мышления (дата обращения: 20.10.2024).
  • Стили педагогического общения (дата обращения: 01.11.2024).
  • Шведова, Л.Е. Кейс-метод как современная технология обучения специальных дисциплин / Л.Е. Шведова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. – С. 274-276.