Публикации Развивающие игры на уроках технологии (из опыта работы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развивающие игры на уроках технологии (из опыта работы)
Автор: Капеца Екатерина Юрьевна

Развивающие игры на уроках технологии(из опыта работы)Капеца Е.Ю., учительГБОУ «Свердловский лицей № 1»Игровая технология – это способ деятельности, направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений. Характеристика учебно-деловой игры включает определённые роли, задачи и структурные элементы.Учитывая специфику предмета можно выделить несколько типов игровых технологий на уроке.Первый тип: «игры-заигрывания»- они не затрагивают формирование знаний, умений и навыков напрямую, дети воспринимают эти игры как развлечения, а педагог делает выводы. Трудовое обучение данный тип игр затрагивает напрямую тогда, когда решаются вопросы теории и практики.Второй тип: игры моделируют технологию изготовления того или иного изделия. Игры этого типа делятся на 2 группы:Ознакомительные игры дают теоретические знания по материаловедению, машиноведению, охране труда, эргономике.Пробные тренинговые направлены на практическое применение знаний и умений, т.е. составление технологических карт и непосредственное их применение при изготовлении изделия и демонстрацию навыков рабочих приёмов.Третий тип: игры разминки – для их проведения необходимы конкретные знания учащихся по предмету. Разминки служат хорошим индикатором усвоения школьниками учебного материала, поэтому их целесообразно применять для повторения и закрепления.Четвёртый тип: профориентационные игры моделируют процесс выбора профессии, построение личного профессионального плана и жизненных перспектив. В качестве моделей служит система основных факторов выбора профессии, где ЛПП намечается с учётом профессиональных склонностей, притязаний информированности о мире профессий, позиции окружающих.Данный тип включает в себя ценностно-ориентационные игры, которые отражают ту нравственную позицию школьников, на фоне которой происходит выбор профессии. Построить модель этих игр сложно, так как включают понятие счастье, смысл жизни, самореализация личности…Любая игра включает в себя 4 этапа (при проведении игр этапы реализуются по-разному):Подготовительный: может включать изучение программного материала (если игра имеет цель систематизации и закрепления), подготовку сценария игры и необходимого оборудования.Процессуальный: ход игры.Этап группового обсуждения: анализ игры и выводы.Послеигровой этап реализуется через повышение мотивации к обучению, психологическую реабилитацию участников игры.К ведущему учебно-деловой игрыпредъявляютя определенные требования:
  • свободная ориентация в материале по данному предмету
  • наличие профессионального такта: ведущий должен стремиться к ограничению своего вмешательства в игру (подсказки…) и к максимальной активизации школьников. Он должен использовать любую возможность для поддержки участников игры не столько словами, сколько мимикой, жестами, взглядом.
  • умение поддерживать дисциплину, т.е. контролировать ход игры.
  • смелость и решительность.
  • индивидуальный стиль ведения игры, который включает в себя творческое осмысление чужого опыта и поиск собственных резервов.
  • Не желательны две крайности в ходе игры:
  • потеря контроля – эта та ситуация, когда ведущий игры идёт на поводу у участников.
  • слишком строгая дисциплина мешает самораскрытию школьников, препятствует полноценному развитию игры.
  • Есть некоторые приёмы, способствующие поддержанию игровой дисциплины:
  • необходимо вести игру динамично не давая участникам отвлекаться.
  • подключение к игре с помощью вопросов, ролей, заданий для тех, кто слишком пассивен и наоборот проявляет не игровую активность
  • по отношению к нарушителям дисциплины нужно использовать не вербальные средства (взгляд, жест…). Ведущий не должен разбирать поведение нарушителей во время игры.
  • не следует путать нарушения дисциплины с отсутствием интереса. Если попытки активизировать школьников не будут удачными, то лучше их оставить в покое потому, что насильно играть не заставишь.
  • в случае чрезмерной активности (трудно сдерживаемые восторги, затянувшиеся споры, желания высказаться всем сразу…), ведущий должен напомнить об ограниченном времени, о других условиях конкретной игры, может ввести новые условия во время игры.
  • Теперь, когда были рассмотрены, некоторые практические навыки ведения игр, переходим непосредственно к переченю игр, которые могут быть использованы на уроках.Отгадай термин.Учитель (ученик) пальцем по воздуху медленно пишет несколько слов (терминов) по изучаемой теме, например, «механизм», «деталь».Дорисуй.Учитель проводит на доске определенные линии, под каждой из которых вписывает названия нескольких инструментов или материалов.Правильно расставь слова.Учитель пишет на доске несколько предложений по изученной теме, в которых произвольно переставлены слова. Учащиеся вписывают их в рабочие тетради в нужном порядке. Без сантиметра.Учитель предлагает учащимся проверить, умеют ли они на глаз производить замеры.— Определить длину карандаша в см.— Сколько раз карандаш уложиться в определенной детали.— Определить длину, ширину, толщину той или иной заготовки, изделия и т.п.Кто лучше нарисует.Учитель предлагает учащимся с закрытыми глазами нарисовать какой – либо простой инструмент или деталь по теме урока и затем проанализировать что получилось.Заметь нужное.Учитель предлагает учащимся оглядеться в мастерской и назвать как можно больше предметов, сделанных из дерева, металла.Все ли пальцы работают?Учитель предлагает учащимся большим пальцем правой руки прижать к ладони указательный и средний пальцы, левую руку заложить за спину, а двумя пальцами правой (мизинцем и безымянным) достать из сумки какой – либо учебник и открыть его на определенной странице.