Публикации Графические редакторы на уроках изобразительного искусства как инновационные средства обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Графические редакторы на уроках изобразительного искусства как инновационные средства обучения
Автор: Малахова Елена Александровна

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», Малахова Елена Александровна (преподаватель) Графические редакторы на уроках изобразительного искусства как инновационные средства обученияКлючевые слова: графические редакторы, цифровой контент, цифровые навыки, креативность, арт-проекты, практическое обучениеВ процессе модернизации школьного образования одной из ключевых задач становится все более актуальным развитие творческого потенциала учащихся. Важно отметить, что на сегодняшний день этот аспект не только востребован, но и необходим для формирования гармоничной личности. Одним из эффективных методов решения этой задачи является интеграция изобразительного искусства с информационными технологиями. Такое сочетание дисциплин позволяет значительно расширить возможности для самовыражения и творческой реализации школьников, а также помогает освоить современные цифровые инструменты, что актуально в мире, насыщенном технологиями. Эта интеграция способствует не только художественному развитию, но и формированию важных навыков, таких как критическое мышление, умение работать с цифровыми ресурсами и решать нестандартные задачи. Как следует из положений федерального государственного образовательного стандарта общего образования, информационно-коммуникативные навыки являются необходимым элементом и условием формирования компетентности школьника в художественно-изобразительной сфере. Они помогают познавать мир через визуальные образы цифровой графики, расширяют кругозор, развивают воображение, фантазию, эстетический вкус, ассоциативное мышление, открывая новые перспективы для самовыражения [1]Современная педагогическая мысль, стремящаяся к оптимизации образовательного процесса, все активнее использует принцип интеграции в различных областях знаний. В сфере художественного образования эта тенденция приобретает особую актуальность.Методологической основой технологий педагогической интеграции в данной сфере является принцип гуманитарного синтеза, который предполагает взаимодействие и взаимопроникновение различных видов школьных дисциплин. Концепция развивающего обучения, в свою очередь, предлагает создать условия для активного усвоения знаний и навыков, стимулируя самостоятельность и творческую активность ученика.Художественная деятельность, благодаря своей образности и эмоциональной насыщенности, оказывает мощное воздействие на психику ребёнка, стимулируя развитие его эстетического восприятия и творческого потенциала. В современных условиях эффективность этого воздействия значительно возрастает за счёт использования цифровых технологий и программ для творческой работы в сфере изобразительного искусства.При использовании техник цифровой графики ребёнок получает возможность расширить свои творческие возможности, изучить новые инструменты и техники, а также получить дополнительные знания о принципах компьютерной графики. Помимо развития предметных знаний и навыков, применение компьютерных программ способствует формированию у ребёнка компетенций в области информационных технологий, делая его уверенным пользователем компьютера.Важно отметить, что использование цифровых технологий в сфере художественного образования способствует укреплению межпредметных связей и формированию информационно-эстетической культуры у учащихся. Сочетание эмоционально-образного и рационально-логического типов мышления, необходимых для работы с цифровыми инструментами, способствует развитию целостного мышления, которое является ключевым компетентностным показателем современного образования.Использование графических редакторов для создания визуального контента является важной частью учебной программы. На первых занятиях важно объяснять ученикам основные принципы работы с графическими редакторами. Это включает в себя знакомство с интерфейсом, основными инструментами и функциями, такими как рисование с помощью кистей, создание форм, работа со слоями и текстурами.Практическая часть уроков предполагает выполнение заданий, которые могут интегрироваться в текущие темы учебной программы. Например, ученикам может быть предложено создать постер на заданную тему, используя различные инструменты редактора. Важно, чтобы на каждом этапе работы учащиеся могли получать обратную связь и корректировать свои действия. В уроки могут быть включены интерактивные задания, где ученики работают в группах, обсуждают свои идеи и используют мультимедиа, чтобы создавать совместные проекты. Это не только развивает их навыки работы в графических редакторах, но и формирует способность к критическому мышлению, командной работе, развивает синтетическое геометрическое мышление, формирует логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего общего образования.Графические редакторы играют ключевую роль в развитии творческих способностей учащихся в современном образовательном пространстве. Использование элементов цифрового искусства открывает безграничные возможности для творческой самореализации учащихся. В процессе обучения важно организовать пространство для реализации их идей и концепций. Показательные проекты учеников становятся ярким результатом их работы в графических редакторах и служат хорошей мотивацией для остальных. Когда учащиеся создают арт-проекты с помощью интерактивных приложений для иллюстративной или художественно-рекламной графики, они учатся важным аспектам дизайна, таким как композиция, цветовая палитра и типографика, а также осваивают навыки презентации своих работ. Такого рода практика дает возможность организовывать выставки, где ученики могут продемонстрировать свои проекты. Это не только помогает им развивать уверенность в себе, но и учит критически оценивать работы других, что является важным аспектом творческого роста. В процессе обсуждения работ своих одноклассников они учатся давать конструктивную обратную связь, что в дальнейшем помогает им совершенствовать собственные навыки.Кроме того, такие проекты могут служить основой для дальнейшего изучения различных аспектов цифрового искусства. Например, после завершения проекта можно обсудить, какие инструменты были наиболее полезными, какие сложности возникали во время работы и как их можно было бы избежать в будущем. Это создает цикл обучения, где каждый новый проект основан на предыдущем опыте, что значительно углубляет понимание материала.Таким образом, современные педагогические технологии в сфере художественного образования, опираясь на государственные стандарты и интегрируя цифровые инструменты, создают благоприятные условия для гармоничного развития личности ученика, стимулируя его творческий потенциал, формируя информационно-эстетическую культуру и способствуя становлению целостного мышления. Работа с графическими редакторами на уроках изобразительного искусства открывает перед учащимися новые горизонты для самовыражения и творчества. Обучение цифровым технологиям и искусству – это шаг к формированию креативных, уверенных в себе и готовых к вызовам современного мира личностей.Список литературы:1.Веселова, Л.С. Изучение графических редакторов и выразительная задача [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .2.Виноградова Н. В. Профессиональная компетенция студентов в системе высшего художественно-педагогического образования. // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 4. С. 125 – 129.3.Коренной А. А., Шевчук М. В. Применение профессиональных программ для подготовки обучающихся к работе с компьютерной графикой // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №19. URL: (дата обращения: 12.11.2024).4.Жилин И. А. Использование графики в образовании // Форум молодых ученых. 2019. №3 (31). URL: (дата обращения: 12.11.2024).