Публикации
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Наталья Викторовна Пчелина Толстопятова Ольга Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Наталья Викторовна Пчелина Толстопятова Ольга Алексеевна
Пчелина Наталья Викторовна
воспитатель
Толстопятова Ольга Алексеевна
воспитатель
МБДОУ Лукоморье, г.Черногорск,
Республика Хакасия
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: В статье раскрываются результаты эмпирического исследования развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, мышление, наглядно-образное мышление, эмпирическое исследование.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта ДОО, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста [5]. На протяжении ряда лет основные усилия советских учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем [4]. Одна из них - это проблема развития процессов восприятия. Вторая проблема - это проблема формирования понятийного мышления. Вместе с тем значительно меньше разработана проблема развития наглядно-образного мышления дошкольников [2]. Важные материалы по этому вопросу содержатся в работах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Н.Н. Поддьякова и др.
Исследование наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста имеет теоретическое и практическое значения относительно закономерностей его индивидуального развития. Умение создавать образы и пользоваться ими – это свойства интеллекта человека. Наглядно-образное мышление обеспечивает возможность продуцировать образы на основе наглядного материала, модифицировать их в разных условиях, свободно изменять и создавать новые образы [1].
Проблема наглядно-образного мышления интенсивно разрабатывалась рядом зарубежных и отечественных учёных. В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и даётся характеристика некоторых особенностей его функционирования (К.А. Абульханова-Славская, Г.С. Костюк, В.А. Крутецкий, С. Л. Рубинштейн, и др.). Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка старшего дошкольного возраста [3].
Эмпирическое исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ Лукоморье, г.Черногорска, Республики Хакасия, с воспитанниками старшего дошкольного возраста группа Сказка, в количестве 20 человек.
Для изучения первоначального уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, были использованы методики:
1. Методика Четвертый лишний (Н. Белопольская).
Цель: диагностика способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки Исключение лишнего - исследование на предметном и на вербальном материале.
Обратимся к результатам проведённой методики, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты методики Четвертый лишний (Н. Белопольская)
Уровень развития
Кол-во, чел.
%
Высокий
4
20
Средний
9
43
Низкий
7
37
Таким образом, высокий уровень способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки Исключение лишнего был диагностирован у четверых детей – Тимофей, Егор, Саша, Варя, что составляет 20 %. Они внимательно прослушали инструкцию и самостоятельно выполнили все задания правильно. Причём Егор справился с заданием за 5 минут, развёрнуто приводил аргументы в пользу сделанного им выбора. Варя также быстро справилась с заданием, но при ответах была менее многословна, хотя отвечала тоже правильно. Тимофей потратил большее время, чем предыдущие двое детей. Но с заданием справился за 8 минут, давал развёрнутые и обоснованные полные ответы.
Средний уровень развития способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки Исключение лишнего, показали 9 детей: Вова, Анжела, Маша, Ваня, Марина, Марианна, Лена, Дамир, Артем, что составляет 43 %. Дети правильно выполнили задание в полном объёме, но для Кирилла потребовалось дополнительное задание и совместное выполнение на начальном этапе. Марина допускала ошибки, когда ей задавали наводящие вопросы, она исправлялась. Ваня делал задание очень долго, допустив несколько ошибок. Остальные дети работали молча, на вопросы экспериментатора не всегда могли найти ответ.
Семь детей, что составляет 36 %, не справились с заданием. Это Оля, Ева, Дима, Алиса, Ира, Женя, Рома. Они не выполнили большую часть заданий.
2. Методика Нелепицы (С. Забрамная).
Цель: оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
Результаты выполнения детьми данного диагностического задания представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты выполнения методики Нелепицы (С. Забрамная)
Уровень развития
Кол-во, чел.
%
Высокий
4
20
Средний
10
50
Низкий
6
30
Инструкция была понятна детям, помощь педагога не требовалась. При показе картинки с нелепыми ситуациями дети с интересном рассматривали её. После проговаривания инструкции большинство детей стали активно указывать нелепицы. Некоторые дети подолгу рассматривали картинку и начали указывать нелепые ситуации, только после направляющей помощи. При объяснении проблемной ситуации возникали трудности, дети формально описывали сюжет. Некоторые дети ошибочно отвечали на наводящие вопросы.
Анализ результатов, представленных в таблице 2 показал, что в группе 4 ребенка (20%) имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления. Эти дети (Алина, Миша, Андрей, Маша) заметили все нелепицы, которые были на картинке и смогли объяснить проблемные ситуации. Большинство детей – 10 человек (50%) имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления. Эти дети заметили почти все нелепицы, но при просьбе объяснить, не смогли этого сделать. Остальные испытуемые – 6 детей старшего дошкольного возраста (30%) показали низкий результат, при выполнении задания указали лишь по 2 нелепицы.
Далее нами были представлены сводные результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, в виде рисунка 3.
Рисунок 3. Уровень развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы)
В результате проведенного диагностического исследования были получены следующие результаты. Высокий уровень развития нагляднообразного мышления был выявлен у 1 ребенка (10%), 10 детей (50%) показали средний уровень развития наглядно-образного мышления, низкий уровень развития наглядно-образного мышления был выявлен у 9 детей (40%).
Итак, по результатам проведенных методик, можно сделать вывод, что у большинства исследованных детей старшего дошкольного возраста, уровень развития наглядно-образного мышления, находится на низком и среднем уровне.
Список литературы
Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. АбульхановаСлавская. - М.: Мысль, 1991. – 299 с.
Вопросы мышления детей: Сборник статей / Отв. ред. А. А. Люблинская. – М.: Прогресс, 2012. - 247 с.
Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В.
Запорожец. – М.: Академический проект, 2013. - 516 с.
Поддъяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Возрастная и педагогическая психология / Н. Н. Поддъяков. – М., 1982. – 128 –132 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
10
50
40
0
10
20
30
40
50
60
Высокий
Средний
Низкий
воспитатель
Толстопятова Ольга Алексеевна
воспитатель
МБДОУ Лукоморье, г.Черногорск,
Республика Хакасия
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: В статье раскрываются результаты эмпирического исследования развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, мышление, наглядно-образное мышление, эмпирическое исследование.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта ДОО, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста [5]. На протяжении ряда лет основные усилия советских учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем [4]. Одна из них - это проблема развития процессов восприятия. Вторая проблема - это проблема формирования понятийного мышления. Вместе с тем значительно меньше разработана проблема развития наглядно-образного мышления дошкольников [2]. Важные материалы по этому вопросу содержатся в работах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Н.Н. Поддьякова и др.
Исследование наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста имеет теоретическое и практическое значения относительно закономерностей его индивидуального развития. Умение создавать образы и пользоваться ими – это свойства интеллекта человека. Наглядно-образное мышление обеспечивает возможность продуцировать образы на основе наглядного материала, модифицировать их в разных условиях, свободно изменять и создавать новые образы [1].
Проблема наглядно-образного мышления интенсивно разрабатывалась рядом зарубежных и отечественных учёных. В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и даётся характеристика некоторых особенностей его функционирования (К.А. Абульханова-Славская, Г.С. Костюк, В.А. Крутецкий, С. Л. Рубинштейн, и др.). Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка старшего дошкольного возраста [3].
Эмпирическое исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ Лукоморье, г.Черногорска, Республики Хакасия, с воспитанниками старшего дошкольного возраста группа Сказка, в количестве 20 человек.
Для изучения первоначального уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, были использованы методики:
1. Методика Четвертый лишний (Н. Белопольская).
Цель: диагностика способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки Исключение лишнего - исследование на предметном и на вербальном материале.
Обратимся к результатам проведённой методики, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты методики Четвертый лишний (Н. Белопольская)
Уровень развития
Кол-во, чел.
%
Высокий
4
20
Средний
9
43
Низкий
7
37
Таким образом, высокий уровень способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки Исключение лишнего был диагностирован у четверых детей – Тимофей, Егор, Саша, Варя, что составляет 20 %. Они внимательно прослушали инструкцию и самостоятельно выполнили все задания правильно. Причём Егор справился с заданием за 5 минут, развёрнуто приводил аргументы в пользу сделанного им выбора. Варя также быстро справилась с заданием, но при ответах была менее многословна, хотя отвечала тоже правильно. Тимофей потратил большее время, чем предыдущие двое детей. Но с заданием справился за 8 минут, давал развёрнутые и обоснованные полные ответы.
Средний уровень развития способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки Исключение лишнего, показали 9 детей: Вова, Анжела, Маша, Ваня, Марина, Марианна, Лена, Дамир, Артем, что составляет 43 %. Дети правильно выполнили задание в полном объёме, но для Кирилла потребовалось дополнительное задание и совместное выполнение на начальном этапе. Марина допускала ошибки, когда ей задавали наводящие вопросы, она исправлялась. Ваня делал задание очень долго, допустив несколько ошибок. Остальные дети работали молча, на вопросы экспериментатора не всегда могли найти ответ.
Семь детей, что составляет 36 %, не справились с заданием. Это Оля, Ева, Дима, Алиса, Ира, Женя, Рома. Они не выполнили большую часть заданий.
2. Методика Нелепицы (С. Забрамная).
Цель: оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.
Результаты выполнения детьми данного диагностического задания представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты выполнения методики Нелепицы (С. Забрамная)
Уровень развития
Кол-во, чел.
%
Высокий
4
20
Средний
10
50
Низкий
6
30
Инструкция была понятна детям, помощь педагога не требовалась. При показе картинки с нелепыми ситуациями дети с интересном рассматривали её. После проговаривания инструкции большинство детей стали активно указывать нелепицы. Некоторые дети подолгу рассматривали картинку и начали указывать нелепые ситуации, только после направляющей помощи. При объяснении проблемной ситуации возникали трудности, дети формально описывали сюжет. Некоторые дети ошибочно отвечали на наводящие вопросы.
Анализ результатов, представленных в таблице 2 показал, что в группе 4 ребенка (20%) имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления. Эти дети (Алина, Миша, Андрей, Маша) заметили все нелепицы, которые были на картинке и смогли объяснить проблемные ситуации. Большинство детей – 10 человек (50%) имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления. Эти дети заметили почти все нелепицы, но при просьбе объяснить, не смогли этого сделать. Остальные испытуемые – 6 детей старшего дошкольного возраста (30%) показали низкий результат, при выполнении задания указали лишь по 2 нелепицы.
Далее нами были представлены сводные результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, в виде рисунка 3.
Рисунок 3. Уровень развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы)
В результате проведенного диагностического исследования были получены следующие результаты. Высокий уровень развития нагляднообразного мышления был выявлен у 1 ребенка (10%), 10 детей (50%) показали средний уровень развития наглядно-образного мышления, низкий уровень развития наглядно-образного мышления был выявлен у 9 детей (40%).
Итак, по результатам проведенных методик, можно сделать вывод, что у большинства исследованных детей старшего дошкольного возраста, уровень развития наглядно-образного мышления, находится на низком и среднем уровне.
Список литературы
Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. АбульхановаСлавская. - М.: Мысль, 1991. – 299 с.
Вопросы мышления детей: Сборник статей / Отв. ред. А. А. Люблинская. – М.: Прогресс, 2012. - 247 с.
Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В.
Запорожец. – М.: Академический проект, 2013. - 516 с.
Поддъяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Возрастная и педагогическая психология / Н. Н. Поддъяков. – М., 1982. – 128 –132 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
10
50
40
0
10
20
30
40
50
60
Высокий
Средний
Низкий