Публикации
Конспект
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект
Автор: Смирнова Елена Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект
Автор: Смирнова Елена Михайловна
КонспектТема: «В гостях у осени» Цель: систематизировать знания детей об осени.Задачи:- закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;- развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;- воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.Оборудование: Портрет осени, иллюстрации по осени, картинки примет осени , букет осенних листьев, бумажные листочки, цветные карандаши, фломастеры, зонтик, корзинка. Магнитофон, флешкарта с записями музыки для занятия. Ход1. Организационный моментЗвучит спокойная музыка , педагог читает стихотворение:Осень наступила,Высохли цветы,И глядят унылоГолые кусты.Вянет и желтеетТравка на лугах,Только зеленеетОзимь на полях.Туча небо кроет,Солнце не блестит,Ветер в поле воет,Дождик моросит..Зашумели водыБыстрого ручья,Птички улетелиВ теплые края.Вопросы Какой месяц начинает осень? (Сентябрь). А после сентября? (Октябрь).А после октября? (Ноябрь)Давайте поговорим.- Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? (Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)Какая погода бывает осенью?- Когда идет дождь- дождливая,-Когда дует ветер – ветреная,-Холодно – холодная,-Пасмурно – пасмурная,- Сыро – сырая,-Хмуро – хмурая,-Ясно – ясная.Молодцы!Педагог:-Ребята, а как вы думаете, каждый год осень бывает одинаковая?- Осень бывает разная. -Кто знает какая?(ранняя, золотая и поздняя). Чем отличается середина осени от ранней осени? Поздней осени? Есть три осени. Ранняя осень - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Похожа на лето; Золотая осень - листья опадают с деревьях меняют свой наряд. Листопад;поздняя осень - грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. ( выставляется иллюстрации трёх периодов осени, дети должны определить, где какая осень и объяснить, почему так решили).А, сейчас поиграем в игру « С какого дерева лист» Выставляются иллюстрации деревьев и листья деревьев. Дети находя, от какого дерева лист. Букет из осенних листьев.Рассказ педагога об осени сопровождается показом Презентацией «В гостях у осени ».Удивительная, неповторимая пора - увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин и берёз на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг. Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть берёза. Есть такая поговорка в народе «Мигнула берёза пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть клён, рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Педагог: -Ребята скажите Как называется это явление природы? Это явление называется листопад. На улице подул ветер.Проводится Дыхательное упражнение « Ветерок, ветер, ветрище».Динамическая пауза « Мы листочки мы листочки».Ходит осень по дорожкеПромочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя)Ходит осень, бродит осень,Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз)Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)И листочки собираем (наклоны вперед)Собирать их каждый радПросто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) ДождикКапля раз, (Прыжки на носочках по кругу)Капля два, (руки на носочках)Очень медленно сперва.А потом, потом, потом, (Бег друг за другом по кругу)Всё бегом, бегом, бегом.Мы зонты свои раскрыли, (Развести руки в стороны)От дождя себя укрыли. (Сомкнули руки над головой.) Педагог: Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц примет поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень: Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Ребята у меня есть корзиночку народных мудростей, складывают я в нее пословицы и приметы всех временах года: Педагог берёт корзиночку и произносит приметы об осени. Я корзиночку возьму, И приметы соберу. «От осени к лету поворота нету ». «Весной дождь растит, а осенью гноит».« Коли ясно, то и осень прекрасна» «Осень идет, и дождь за собой ведет». «Грибок в кузовок – зимой будет пирожок».«Красна весна цветами, а осень пирогами». «Листья у на деревьях начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу поздней зимы».Ребята у нас на территории есть деревья давайте вспомним, где на них появились первые жёлтые листочки . На верхушки или снизу.(обсуждение листвы на деревьях.) Дети делаю вывод, какая будит зима. Первые жёлтые листья появились на верхушке, значит зима будет ранняя.Педагог:- А вы хотите положить туда свои наблюдения? Ответы детей Педагог: -Дети вы все очень хорошо говорили, наша корзиночка пополнилась вашими наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. А сейчас мы с вами поиграем: Игра «Да или нет» ( дайте правильный ответ).Осенью цветут цветы?Осенью растут грибы?Тучки солнце закрывают?Колючий ветер прилетает?Туманы осенью плывут?Ну а птицы гнезда вьют?А букашки прилетают?Урожай все собирают?Птичьи стаи улетают?Часто- часто льют дожди?Достаем ли сапоги?Солнце светит очень жарко?Можно детям загорать?Ну а что же надо делать?Куртки, шапки надевать?Педагог: Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени, правильно ответили на мои каверзные вопросы. Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.. Листья опадают. Птицы собираются улетать в теплые края. Насекомые спрятались. Какой мы сделаем вывод? (ответы детей) « Осень наступила».Педагог: -У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для нас посылку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (берут по листочку и садятся за столы) перед тем как вы начнете раскрашивать листочки я предлагаю немного отдохнуть.Пальчиковая гимнастика: «Осень»Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)Ветер листики считал:Вот дубовый, Вот кленовый (Загибать по одному пальчику)Вот рябиновый резной,Вот с березки – золотой,Вот последний лист с осинкиВетер бросил на тропинку (Спокойно уложить ладони на стол)«Листья»Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)Полетели, закружились (вращение кистями рук)И на землю опустились (кладут пальцы на стол)Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)Кап-кап-кап, кап-кап-кап,Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)Листья все насквозь побил.Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад).Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу) Продуктивная деятельностьЗвучит плавная красивая музыка, дети раскрашивают листочки. Педагог выставляет портрет осени на половину в листьях.Педагог: ребята посмотрите пока вы раскрашивали к нам в класс залетела красавица осень, но сильные, холодные ветра поистрепали её наряд, давайте починим наряд осени.Рефлексия: Дети приклеивают свои листочки на платье осени.Педагог: скажите, что вы сегодня нового узнали?Осень благодарит нас за помощь и приглашает нас пойти на прогулку и полюбоваться красотой осени.