Публикации Национальные черты в камерно- вокальном творчестве М.Глинки

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Национальные черты в камерно- вокальном творчестве М.Глинки
Автор: Стяжкина Римма Анатольевна

УДК 784.3 Р.А. Стяжкина Национальные черты в камерно-вокальном творчестве М. ГлинкиВелико значение камерно-вокального творчества М. И. Глинки в масштабе исторической перспективы музыкального наследия. Композитор, живший в одну эпоху с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, сумел достичь таких же небывалых высот в становлении русской классической музыки, основанной на соединении глубокой внутренней правды и широты содержания, как и его литературный современник. Являясь универсалом в своем творчестве, Михаил Иванович отразил разнообразные аспекты русской жизни и русского характера. Став основателем русской классической оперы и романса, он сумел и в симфонической музыке достичь уровня исторического значения. Как художник, понимающий национальную психологию не только русского, но и испанского, грузинского, итальянского народа, он показал нам при помощи музыкальных средств живописные образы и быт других стран. Но его желание писать «по-русски» лежит красной нитью через все многожанровое творчество.Изучение его творческого наследия ставит перед потомками важные музыкально-эстетические вопросы. Их можно рассматривать с точки зрения истории, эстетики, и музыки в контексте исследовательских и критических статей о музыкальном исполнительстве.Личность композитора нам наиболее интересна истоками детства и привитыми впечатлениями, которые глубоко отразились на его дальнейшем творчестве. Огромная любовь родителей, особенно бабушки, посвятившей всю свою жизнь воспитанию маленького Миши, позволила ему узнать и изучить культуры различных стран, виртуозно говорить на нескольких иностранных языках, играть на музыкальных инструментах. Благодаря его интересу к музыке разных народов и частым поездкам за границу, благодаря его продуктивному общению с выдающимися современниками, у Глинки утвердилось желание создать в России национальную русскую оперу. В Италии Михаил Иванович влюбился в прекрасное бельканто, в Германии обучился композиции, инструментовки и контрапункту у З. Дена. Как итог, мы видим огромный культурный пласт, в виде многожанрового творческого наследия М. И. Глинки, представляющее всю палитру академических образцов, от романсов и фортепианных миниатюр до его великих опер и симфонических произведений.Исследовательская работа в области биографии делает акцент именно на вокальных произведениях М. Глинки. В жизни композитора был период, когда он работал капельмейстером Придворной певческой капеллы, что говорит об его уникальных исполнительских и композиторских качествах. Опираясь на достижения западноевропейской музыкальной культуры в области пения, он мастерски освоил высокое искусство, и разработал собственные эстетические принципы. Все это позволяет говорить о формировании национального стиля будущей русской классической школы в творческой лаборатории композитора.Камерно-вокальное творчество М. Глинки охватывает широкий круг тем и образов. Используя сочинения великих русских поэтов для своих песен и романсов: А. С. Пушкина, Е. Баратынского, В. Жуковского, обращаясь к популярным жанровым разновидностям того времени, он поднимает вокальные сочинения на новый художественный уровень. Реформируя жанры сентиментального лирического романса, элегии, «русской песни», баллады путем использования приемов вокальной и фортепианной выразительности и психологизации образов, насыщая вокальные произведения оригинальной мелодикой, пропитанной национальным колоритом, Глинка показывает свое виртуозное владение основами итальянского бельканто. Мастерство композитора прослеживается в умении владеть стилистическими особенностями вокальных произведений, в богатейшем разнообразии мелодических вариантов, в сочетании их с речитативностью, и достижением в целом глубокой психологичности и драматизма. Несмотря на то, что Глинка использовал традиционную куплетную форму в романсах и песнях, характерной его чертой остаются ассиметричные построения, в чем прослеживается связь с народной песенностью. В русской народной музыке М. И. Глинка смог охватить, переработать, пропустить через свое музыкальное мышление суть мелодии, ее лад, ритм, и гармонический язык. Произведения русского характера суммируются общей темой и общими средствами музыкальной выразительности. Анализируя их интонационный строй, раскрываются основные черты выразительности протяжной лирической песни с ее уникальными мелодическими ходами. Русский народный мелос преобладал над остальными интонациями в произведениях Глинки с чисто национальной колористикой, тем самым определяя его роль, как художника глубоко эмоционального, понимающего психологию и образы своего народа. Несмотря на то, что Глинка использовал традиционную куплетную форму в романсах и песнях, характерной его чертой остаются ассиметричные построения, в чем прослеживается связь с народной песенностью. Доказательством высоких достижений в области русской национальной музыки является его опера «Жизнь за царя», в которой национальный мелос был поднят на высокий уровень художественного обобщения. Вдохновение и опыт М. И. Глинка черпал в творчестве зарубежных композиторов-предшественников В. Беллини и Г. Доницетти. Можно сделать вывод, что составляющая творческого облика М. Глинки была в равной степени и русская национальная культура, и европейская музыкальная традиция, так как формирование его музыкальных вкусов происходило параллельно с профессиональным образованием в Милане, Неаполе, Венеции, Берлине и Париже.Новое поколение музыкантов с почтением и благодарностью уделяет время изучению творчества выдающегося русского композитора, основоположника русской классической и национальной композиторской школы Михаилу Ивановичу Глинке. Также, глубокий интерес проявляют музыковеды и деятели искусств к его личности. Они обращают внимание на новый ракурс проблемы преломления народного начала. ЛитератураРамазанова Н. В. Автограф М. И. Глинки в Венгерской национальной библиотеке // Новоспасский сборник. Вып. 4: Эпоха М. И. Глинки. Музыка. Поэзия. Театр. - Смоленск, 2007. - С. 5 - 10Сомов В. А. Несколько книг из личной библиотеки Глинки (Из опыта разысканий в Российской Национальной библиотеке) // Новоспасский сборник. Вып. 1: М. И. Глинка. Личность. Музыка. История. - Смоленск, 2005. - С. 139 - 145. Стяжкина Р.А. Национальные черты в камерно-вокальном творчестве М. ГлинкиВ данной статье рассматриваются вопросы вокального творчества М. И. Глинки касающиеся проявления народного начала в жанре русской камерно - вокальной музыки. Сочинения анализируются с точки зрения истории, эстетики и музыкального творчества. Делается акцент на значимости объекта исследования в российской музыковедческой литературе. В тезисах содержится описание средств музыкальной выразительности, характера, интонационных особенностей, музыкальной формы произведений. Работа раскрывает вопросы истоков музыкальных впечатлений композитора, его зарубежных поездок и людей, повлиявших на всю творческую жизнь композитора. Особое внимание уделяется вопросам национального облика композитора и его роль в становлении русской вокальной музыки. Автор в статье опирается на исследовательские работы музыковедов, изучавших творчество М. Глинки Ключевые слова: вокальная музыка, народный мелос, опера, романс