Публикации
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о животных.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о животных.
Автор: Крылова Наталья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о животных.
Автор: Крылова Наталья Викторовна
Автор: Крылова Н.В. (Рязань) Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о животныхAnnotation: The article shows the relevance of ecological culture of preschool education at the present stage. It is shown that the formation of ideas about the animal can be a means of education of ecological culture of senior preschool age children, presented ideas about the content of the animals in the older group.Keywords: environmental education, ecological culture, the senior preschool age.Аннотация: в статье показана актуальность воспитания экологической культуры дошкольников на современном этапе. Показано, что формирование представлений о животных может стать средством воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, представлено содержание представлений о животных в старшей группе.Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, старший дошкольный возраст.Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких как «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура».В современных условиях катастрофического ухудшения состояния окружающей среды, общество, ориентированное на преобразование отношений с миром природы, актуализирует проблемы воспитания экологической культуры как базового компонента в структуре личности с детских лет. Уровень реализации обозначенной стратегии во многом определяется совершенством общества, планирующего и организующего свою жизнедеятельность. Основным противоречием, при этом, является противоречие между требованиями, предъявляемыми современным обществом к личности и ее несоответствие данным требованиям.Экологическое образование и воспитание должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Первой «ступенькой» в системе экологического образования является дошкольное детство. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоение им экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.Анализ философско-мировоззренческих и педагогических исследований позволяет констатировать, что экологическая культура, как результат экологического воспитания является компонентом общей воспитанности личности. Проблема воспитания экологической культуры у дошкольников стала предметом серьезных научных исследований. При этом данная проблема имеет несколько аспектов своего рассмотрения: содержание экологических представлений, их систематизация и возможность усвоения детьми дошкольного возраста; методы, формы, технологии экологического воспитания.Экологическая культура призвана объединить Человека и Природу на основе осознанного, действенного, гуманного отношения. Она предполагает осмысление мира как основного факта бытия Человека и Природы. В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы. Одним из таких объектов являются – животные. Поэтому ознакомление дошкольника с животными неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. В старшей группе формирование представлений о животном мире осуществляется по разделам: Млекопитающие: расширяются представления детей о внешнем облике и поведении животных, учатся различать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения; знакомятся со средой обитания, отдыха; формируется представление об условиях жизни животных. Земноводные: учатся определять особенности земноводных, знать и называть лягушку, наблюдать образ ее жизни, способы передвижения (прыгает, плавает).Пресмыкающиеся: даются представление об особенностях вешнего вида, жизненных проявлений, месте обитания ящерицы (прыткой), черепахи (степной, болотной). Насекомые: детям рассказывают, что бабочка, жук, пчела, муравей, стрекоза и кузнечик – насекомые; дают представление об их среде обитания, об особенностях внешнего вида, о питании, об особенностях сезонной жизни; учат сравнивать насекомых по способу передвижения; добиваются определения детьми насекомых по издаваемым звукам за счет наблюдения.Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н.Николаева. Большинство работ С.Н. Николаевой посвящено особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились также А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, выяснение, владеют ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений [1,83].Сформировать у детей представления о животных как элементе экологической системы и общественном существе, показать взаимосвязь с человеком и средой его обитания – задача современного педагога. Список использованных источников:Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь.: ПГПИ. 1990. – с. 75-87.