Публикации СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОГО НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОГО НАУКОЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Автор: Тулин Денис Николаевич

Связь профессионального образования и современного наукоемкого производства Тулин Д.Н., преподаватель НТМТ, мастер ПОМодернизация образования предусматривает принципиальное обновление содержания и структуры профессионального образования. Его целью является подготовка высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежной области деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.Непрерывное изменение окружающей человека действительности, изменения содержания, характера труда, проводимые социально-экономические реформы определили новую стратегию развития професcионального образования.Cегодня в России все чаще стали говорить о необходимости перемен в образовании и науке.Динамика современного общественного развития требует серьезного пересмотра и переоценки существующей на настоящий момент образовательной системы.Об этом писали в своих трудах П.Ф.Анисимов, А.Н.Конюхов, Ю.Ф.Шуберт, Р.М.Асадиллин, В.А.Сластенин. П.И.Самойленко, Т.И.Гериш.Изменения, происходящие в последнее десятилетие в технологиях производства, экономических и социальных отношениях, обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера специалиста невозможна без готовности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда, постоянно «доводить» свой профессиональный уровень до качества, необходимого при решении новых профессиональных задач.Компетентностный подход призван решать такие проблемы в образовательном процессе, которые на основе существующих в теории и практике профессионального образования технологий до сих пор не решены. Задача образования - актуализировать у учащихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования. Необходимо подчеркнуть использование прогрессивных инновационных технологий и наилучших методов обучения.Одним из кардинальных путей решения задачи подготовки конкурентноспособных специалистов для современного наукоемкого производства является осуществление более тесной взаимосвязи обучения с производством, ознакомление студентов с передовой техникой и технологией гибких номенклатурных линий. Вовлечение студентов в решение актуальных проблем, возникающих сегодня на производстве, должно осуществляться по следующим направлениям:
  • упреждающая подготовка технических специалистов;
  • обеспечения соответствия специальностей местным отраслям промышленности и производства;
  • совершенствование структуры учебных планов на основе дидактически целесообразного сочетания теоретической и практической подготовки и профессиональной направленности обучения;
  • корректировка содержания обучения в соответствии с новейшими достижениями науки, техники, производства;
  • разработка и осуществление специальной системы организационных мероприятий методического характера, способствующих осуществлению связи обучения с производством;
  • создание и реализация технологии осуществления связи учебно-воспитательного процесса.
  • Усложнение целей и задач обучения, обусловленных современными тенденциями развития, происходящими в стране, вызывает необходимость дальнейшего совершенствования системы профессионального образовании я на основе усилия взаимодействия всех его звеньев с производством. Для того, чтобы система «образование-производство» удовлетворяла требованиям уровня профессиональной подготовки и обеспечения органической взаимосвязи образования с современным наукоемким производством, необходимо выполнение ряда дидактических условий.Наукоемкие и высокотехнологичные технологии производства, характеризующиеся резким повышением сложности реализации, предъявляют жесткие требования к технологической дисциплине. Возрастание технического уровня производства требует от специалиста не только технической подготовки, необходимой для применения в конкретной области деятельности, но и достаточно серьезного фундаментального образования, включающего как естественнонаучные, так и гуманитарные знания, в том числе в области экономики, управления, экологии, права, социологии, информатики и т.д. Таким образом, современное производство приводит к постоянному изменению технической базы профессиональной деятельности специалиста, требует быстрого освоения новой техники и технологии.В новых социально-экономических условиях, когда правительством России взят курс на развитие отечественного производства, внедрение в практику новых наукоемких и высокотехнологичных технологий, актуальной является проблема оценки состояния и определения перспектив развития системы подготовки квалифицированных кадров, которым в решении новых задач отводится ведущая роль. С этих позиций следует рассматривать и перспективы развития профессионального образования, и основные направления государственной образовательной политики.