Публикации Консультация "Речевые игры"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация "Речевые игры"
Автор: Марина Борисовна Гаврилова

Консультация «Речевые игры»Подготовила воспитатель: Гаврилова М.Б.В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на занятиях. Как загораются глаза детей, когда вы скажете«А сейчас будем играть».Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится. Он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребёнка.Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:-созданию психологической готовности детей к речевому общению;-естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;-тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.Использование речевых игр позволяет достичь следующих целей:формирование определённых навыков;развитие речевых умений;обучение умению учиться;развитие необходимых способностей и психических функций;познание (в сфере становления собственного языка);запоминание речевого материала.Словарь детей обогащается, происходит совершенствование грамматического строя речи; осуществляется переход от ситуативной формы речи к контекстной; резко возрастает регулирующая функция речи в поведении; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления.В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста. Игры и упражнения использую как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах, с группой детей или индивидуально. Небольшая картотека речевых игр. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.Для детей от 3х лет:«Кто детеныш». Предложить детям назвать детенышей животных и птиц.«Раскрась и назови». Предложить детям раскрасить предметы, озвучивая свои действия.«Обведи и назови». Предложить ребенку самостоятельно обвести контуры предметов, комментируя свои действия.«Один - много». Предложить ребенку назвать предметы во множественном числе.«Назови ласково». Предложить ребенку назвать вещи в уменьшительно-ласкательной форме.«Что есть - чего нет». Вы называете предмет, который у вас имеется, а ребенок отвечает, что данного предмета у него нет. Необходимо следить за тем, чтобы малыш правильно употреблял грамматические формы.Для детей 5-6 лет:«Скажи наоборот» Цель: расширение словаря антонимов (Пирожное сладкое, а лекарство)«Федорино горе» Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умение согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа. (Читаем отрывок «Федорино горе», затем просим ребенка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего теперь у нее нет.)«Незнайкины ошибки» Цель: развитие слухового внимания, умение согласовывать слова в предложении.Таким образом, развитие активного словаря детей посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Именно в дидактической игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.