Публикации Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе игровой и музыкально-поэтической деятельности.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе игровой и музыкально-поэтической деятельности.
Автор: Светлана Валентиновна Белоконова

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе игровой и музыкально-поэтической деятельности.С.В.БелоконоваК.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание мира внутри себя. Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интересно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку успешнее овладеть прекрасным даром речи». Овладение речью, родным языком – это сложный, многогранный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. В процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Указывая на это, К.И.Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чём ни бывало ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы». Развитие речи- одна из основных задач дошкольного воспитания. Как свидетельствуют учителя начальных классов, общее недоразвитие выявляется у большей части первоклассников. Это нечеткое произношение буков, окончаний, неумение владеть голосом. Развитие речи дошкольника происходит наиболее успешно и естественно в процессе его игровой и музыкально-поэтической деятельности. Такие занятия существенно отличаются от занятий классно-урочного типа, которые не редко вступают в противоречие с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста. В силу целого ряда причин- генетических, физиологических, социальных -на подобных занятиях выявляются существенные отличия в речевых возможностях детей, что наносит ребёнку психологическую травму, он замыкается, а нередко угасает и само желание совершенствовать и саму речь. Другое дело – игра, хороводы, сценки, где освоение речи происходит исподволь, а условия игры заставляют ребенка громко и отчетливо произносить то или иное слово (Жил в лесу колючий ёжик- да-да-да», «Гуси, гуси- га-га-га»).О том как связаны речь движение и музыка говорил Карл Орф-«Музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребенка». Мы знаем, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Через пение мы развиваем 2 составляющих речи – это речевой слух и речевое дыхание. А также развиваем способность различать звуки на слух, развиваем у детей воображение. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражательные игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). Нравится играть с воспитателем (например: игра «Кто кричит, что звучит»). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся послушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический слух. Необходимо развивать речевой слух следует через пение попевок на различных звуках в разных ритмах. !!! пропеть с воспитателями (например: «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.).  Такое пение дает возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. Кроме того, во время пения происходит пополнение словарного запаса ребенка, а также знакомство с новыми понятиями. Роль музыкально – дидактических игр и упражнений, несомненно, велика в музыкальном и речевом развитии ребёнка. Их целью является развитие музыкально-речевого творчества детей. Например: воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах.   Игры на развитие художественного словаря. Игра и игровые формы должны широко внедряться в процесс развития и воспитания детей дошкольного возраста. Практика показывает, что он протекает более естественно, продуктивно, когда включает в себя игровые элементы. Даже освоение режимных моментов, озвученное стишками, песенками и ставшее вследствие этого, увлекательным ритуалом, создает у детей положительный эмоциональный настрой. Игра воздействует на ребенка комплексно- здесь он развивается и интеллектуально, и духовно, и эмоционально, и социально, и физически. В игре сложное становится доступным, преодолевается значительно легче, чем в дидактических формах.Всякая деятельность детей должна иметь игровую форму как доминантную. Сторонниками такого подхода были, например, представители вальдорфской системы, которая была основана более ста лет назад в Германии Рудольфом Штейнером. Он считал, что ребёнка примерно до семи лет не стоит обучать письму, чтению, дисциплинам, требующим абстрактного и логического мышления. В детском возрасте необходимо наиболее полно раскрыть его духовный творческий потенциал. Научить его чувствовать, творить, рисовать, слушать музыку, научить жить в гармонии с природой. В вальдорфской системе детство - не подготовка к взрослой жизни, а полноценная жизнь, которая прекрасна. В ней дети учатся познавать мир через переживание образов, которые доносятся до ребенка с помощью сущностных историй, инсценировок, сказок, праздников с активным участием детей. Ребенок, вступив в детский коллектив, постепенно осознает целесообразность речи как таковой -как средства общения, самовыражения – начинает работать над ее развитием. Музыкально-поэтический компонент творческого развития ребенка чрезвычайно важен в развитии мышления, чувств и способов их выражения, особенно в дошкольном возрасте, когда механизмы восприятия и воспроизведения только формируются. Являясь по существу процессом обучения, музыкально-поэтическое развитие дошкольников актуализирует способности к самовыражению и самореализации в важнейших видах художественной деятельности. Знакомство детей с музыкально -поэтическим творчеством в раннем дошкольном возрасте имеет важное значение. Вслушиваясь в выразительную, отчетливую, полную положительных эмоций речь воспитателя ребенок в дальнейшем легче вступает в диалог, пересказывает, рассказывает, а не редко и сочиняет сам.Для формирования грамотной, осмысленной, стройной речи ребенка немаловажное значение имеет литературный стиль, язык, которым изложена та или иная занимательная история, пересказана сказка. Детская проза должна быть простой, доступной детскому восприятию, иметь положительный нравственный заряд. Этим требованиям вполне соответствуют образцы народного музыкально -поэтического творчества , отличающегося яркими образами, занимательностью, чувством юмора. В русской классической литературе одним из лучших образцов детской прозы являются «Рассказы о детях» Л. Н. Толстого, написанные в простой, лаконичной манере и в тоже время живым и образным языком. В процессе «взросления» ребенка все большая роль отводится непосредственному участию детей в играх, инсценировках в песнях. Поэтизированной речи удается здесь то, что бывает неподвластно прозе – текст, произносится четко и размеренно. В дошкольном возрасте особое внимание следует уделять амбушюрному аппарату, который слаб, не развит. Слабая артикуляция, тихая, невнятная речь сохраняются не редко до школьного возраста, если основы внятной, отчетливой речи не заложены в школьный период. Поэтому очень важно «поставить» голос ребенка, научить владеть им. Попевки, игровые возгласы, а затем и песни, сопровождающиеся движениями в процессе игры, учат ребенка культуре звукоизвлечения, навыкам владения голосом на открытом пространстве, в помещении, соизмерять силу звука со звучанием хора детей. Последовательно и кропотливо проводится работа по формированию гласных на песенном материале.Игровая и музыкально-поэтическая виды деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игровых танцев, песен, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.