Публикации Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «Звуковая культура речи: звук ш»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по развитию речи в средней группе. «Звуковая культура речи: звук ш»
Автор: Савельева Людмила Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка»Елабужского муниципального района Республики ТатарстанКонспект НОД по развитию речи в средней группе. «Звуковая культура речизвук ш»Воспитатели: Савельева Л.В. первая квалификационная категорияЦель: Продолжать знакомить со звуком ш, учить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи: 1.Обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.2.РазвивающиеРазвивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звукразвивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.3.Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.Материал, оборудование: картинки, где в словах есть звук «Ш», игрушка Нюша, паровозик с вагончиками-кармашками для игры «Посади животных в поезд», видео урок артикуляционной гимнастики для шипящих звуков, видео пальчиковой гимнастики, коробочка с предметами для игры «Что в коробке?», волшебный мешочек с кубиками для игры «Рассмотри и назови», карточки с картинками для игры «Найди лишний предмет», листочки для дыхательной гимнастики.Структура НОД:1. Вводная частьСоздание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.1. Упражнения на развитие речевого выдоха2. Основная частьМетодические приёмы1. Артикуляционная гимнастика2. Отгадывание загадок3. Знакомство со звуком Ш4. Дидактическая игра «Определи слово с заданным звуком»5. Работа по картинкам6. Проговаривание чистоговорок3. Заключительная часть. Подведение итога НОДI. Вводная частьI Организационный моментВоспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Это воспитатели, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются.Стихотворение «Напоминалочка»Говорим всегда красиво:Тихо и неторопливо.Ясно, чётко говорим,Потому что не шумим!Наши ушки слушают,Наши глазки смотрят,Ручки нам помогают,Ножки нам не мешают.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Осень) А, вот о чем мы поговорим вы узнаете, если отгадаете загадку:Загадывание загадки об осенних листочках.Растут — зеленеют.Упадут — пожелтеют,Полежат — почернеют.   (Листья.)Листопад, листопад, листья по ветру летятПод ногой шуршат, шуршатСкоро голый будет садВоспитатель:-Ребята как шуршат листья под ногами? Какой звук мы слышим? (Ш-ш-ш) Ребята как дует ветерок на листочки, давайте подуем.(Дети берут листочки со стульчиков и после упражнения убирают на столик)1. Дыхательная гимнастика «Сдуем листик»Сильный ветер вдруг подул,И листок на землю сдул.И. п. – о. с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;2 – задержать дыхание на 3-4 сек;3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.СТУК В ДВЕРЬ. 2. Сюрпризный моментВоспитатель: Ребята, вы слышите, кажется кто-то стучит. Вы садитесь на стульчики, а я посмотрю кто там стучит.Воспитатель открывает дверь и вносит гелиевый шарик –смешарик-Нюшу.Кто это, ребята? Дети: Нюша. (Нюша плачет).Воспитатель: Не плачь, Нюшенька, что случилось?Нюша: Ребята, Нюша говорит, что она гуляла вместе с другими Смешариками, но вдруг налетел сильный ветер и Нюшу унесло далеко, далеко от дома и как теперь попасть ей к друзьям она не знает. Она попросила у ветра отнести ее домой, но он сказал, что отнесет ее к друзья, если она выполнит его задания. А как выполнить она не знает. Вот она и пришла к нам в детский сад, чтобы мы ей помогли.Воспитатель: Поможем ребята справиться Нюше с заданиями?Дети: Да.Воспитатель: Ветер загадал Нюше загадку про птицу, поможем отгадать?
  • Красные лапки,
  • Длинная шея,Щиплет за пятки,Беги без оглядки. (Гусь)
  • Он шипит и тянет шею, нет, наверно, птиц смелее.
  • Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь). Показываю картинку.Воспитатель: А еще ветер, спросил как он шипит, Нюша пробовала, но у неё не получается.II. Основная частьВоспитатель: Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Нюшу шипеть как гуси. Но сначала сделаем гимнастику для язычка.
  • Артикуляционная гимнастика ВИДЕО УРОК
  • (Приготовить салфетки для детей, после гимнастики дети вытирают губы)• «Лошадка» поднять язык к верхнему нёбу и щелкнуть. Повторить 5-6 раз.• «Трубочка». Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!• «Вкусное варенье» слизывание варенья с верхней губы язычком, затем круговые движения языком.• «Лягушка-слон, Чередование: улыбка – трубочка».• «Качели» Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.Воспитатель. Вот теперь, Нюша пробуй произносить звук «Ш».Ребята помогайте Нюше.Дети: произнося звук Ш-Ш-Ш длинно и отрывисто.Воспитатель: Ну, что Нюша теперь ветер, наверное, отнесет тебя домой?Ветер, отнесешь Нюшу домой, к друзьям? Ветер:( голос младшего воспитателя за дверью) Я могу отправить Нюшу домой, но вам придется помочь ей выполнять задания, вы готовы?Воспитатель: Ребята, попробуем выполнить задания ветра и отправить Нюшу домой?Дети: ДА.Ветер: Ну тогда удачи вам. (Дети под музыку выбегают на ковер и играют)Игра «Воздушный шар»Воспитатель: -Ребята, Нюша загрустила. Не грусти Нюша мы тебе поможем, но сначало поиграем в игру «Воздушный шар». Давайте мы надуем большой шар. Возьмемся за руки:«Надувайся, наш шар,Надувайся большой.Оставайся такойИ не лопайся!»Воспитатель: а теперь поиграем!Давайте устроим соревнованието дольше протянет звук-ШШШШ. Как будто мы надули шары, а они потихоньку сдуваются. Поднимите руки вверх и, спуская их медленно, выдувая воздух, произнесите звук «Ш» (игра повторяется 2-3 раза). Ребята, Нюше понравилось как вы надували шары она сказала, что научит своих друзей тоже так играть.Дети садятся на лавочку. 2. Знакомство со звуком ШВоспитатель: Ребята, а вот и первое задание ветра.
  • Игра «Посади животных в поезд».
  • Из конверта воспитатель достает картинки разных животных. Задание: ехать в поезде могут только те животные, в названии которых есть звук «Ш». Дети выбирают животных со звуком «Ш» и сажают в окошечки поезда.Картинки животных: кошка, лошадь, лиса, мышка, волк, лягушка, петушок и др.Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием ветра.А здесь еще записка, ветер предлагает нам поигратьПодвижная игра «Ветер и листья».По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («листья упали на землю») (1,5-2 мин). Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу. Листочки летают и произносят звук: «ш-ш-ш»граем 2-раза.(После игры дети садятся на стульчики).Воспитатель:Второе задание Ветра. Ветер хочет знать знаете ли вы еще слова со звуком «ш-ш-ш». Слов со звуком "ш" очень много! Но у нас есть задание, вспомнить одежду на звук "ш". Ребята, давайте присядем за столы и поможем Нюше навести прядок, повесим в шкаф одежду со звуком "ш".
  • Интерактивная игра "Поможем Нюше навести порядок". Слайд 10.
  • Воспитатель: Молодцы, ребята справились с этим заданием ветра. Воспитатель: Сейчас разомнем наши пальчики и приготовим их к выполнению следующего задания.
  • Пальчиковая гимнастика-«Прогулка в лес» Видео урок
  • Воспитатель: Третье задание Ветра.
  • Работа по картинкам
  • Задание - игра «Что в коробке?», «Волшебный мешочек» или «Четвертый лишний». Карточки с картинками-найти лишний предмет.Дети достают по одному предмету (кубику) из коробки, смотрят на его сторошах картинки, называют предметы и говорят есть в его названии звук «Ш» или нет. Например: шапка-есть, носок-нет, шарф-есть и т.д….5.Четвертое задание Д/игра «Определи слово с заданным звуком»(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)Шампунь, шуба, носки, штаны, сумка, шарик, змея, петрушка, карандаш, пушка, картошка, груша, мяч, брошка, шлем, бусы, неваляшка и др.Воспитатель: Молодцы, ребята справились с этим заданием ветра. А теперь ветер хочет узнать можете ли вы дружно произносить чистоговорку.6. Проговаривание чистоговорки:Ша-ша-ша - наша Маша хороша,Шо-шо-шо - поет очень хорошо,Шу-шу-шу - поет песню малышу,Ши-ши-ши- любят песни малыши.А теперь давайте повторим все вместе!Воспитатель: Ребята, ветру понравилось как вы выполняли задания и он предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко»1. Кто альбом раскрасит наш?Ну, конечно … (Карандаш)2. Он с бубенчиком в руке,В красно-синем колпаке.Он веселая игрушка,А зовут его(Петрушка)3. Сегодня все ликуют.В руках у детворыОт радости танцуютВоздушные. (шары)III. Заключительная часть. Подведение итогаВоспитатель: Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)Где мы слышим этот звук(Шипение гуся, шелест листьев, когда сдувается шарик и когда произносим слова с этим звуком).Я думаю, что теперь Ветер отнесет Нюшу домой, ведь мы со всеми заданиями справились.Ветер: Молодцы ребята, справились с заданиями за это вам от меня сюрприз, он вас ждет в раздевалке. Нюша выходи на улицу, и я тебя отнесу домой. До свидания ребята.Дети: До свидание ветер.Воспитатель: Ребята, посмотрим, что за сюрприз нас ждет в раздевалке и Нюша посмотрит. (Воспитатель выходит в раздевалку и приносит шары для каждого ребенка). А теперь давайте попрощаемся с Нюшей.Дети: До свидания Нюша.Занятие закончено, дети играют с шариками.