Публикации Формирование у студентов потребности физического совершенствования и развития

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование у студентов потребности физического совершенствования и развития
Автор: Малахова Ольга Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПОТРЕБНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос формирования у студентов потребности в физическом совершенствовании и развитии, а также способы и методы, способствующие её формированию. Ключевые слова: двигательная активность, положительная мотивация, потребность, спорт, физическое развитие, физическое совершенствование.На современном этапе развития общества проблема формирования у студентов и молодёжи потребностей занимает одно из главных мест в науках, изучающих педагогику и психологию. Удовлетворение потребностей рассматривается как основа для воспитания всесторонне развитой личности. А всестороннее развитие личности невозможно без её физического развития. Проблеме формирования потребности физического развития и физического совершенствования посвящено множество научных трудов [1,2] но, тем не менее, эта проблема требует дальнейшего изучения. Термин потребность в области физической культуры стал употребляться с 60-х годов прошлого столетия. Рассматривая потребность в занятиях физической культурой, следует так же учитывать, что эта потребность биосоциальная. Ведь при помощи оптимально подобранных и дозированных физических нагрузок и разнообразных физических упражнений можно влиять на биологическую природу человека - укреплять здоровье, помогать развитию физического совершенствования. Чтобы сформировать у студентов потребность в физическом совершенствовании и физическом развитии, нужно активизировать стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Основными мотивами физического развития и совершенствования у студентов выступают: удовлетворение потребности в двигательной активности; стремление к самосовершенствованию (достижение высоких спортивных результатов); социальное признание и самоутверждение (получить одобрение со стороны коллектива, родителей; быть первым, занять достойное место среди товарищей и т. д.); ответственность за уровень своей физической подготовленности, состояние здоровья (ответственность за результат команды, реализацию своих способностей; престижность здоровья); потребность в социальном общении; хорошее телосложение и так далее. Активное физическое развитие начинается в младенчестве и продолжается на протяжении жизни. В период обучения большую роль в развитии студента играет физическая культура. Потенциальные возможности в области двигательных качеств, которыми человек наделен с рождения, физическая культура помогает раскрыть и развить в полной мере. На занятиях по физической культуре студент развивает: силу, скорость, быстроту, ловкость, выносливость. Это достигается путем использования различных форм и методов проведения занятий. На наших занятиях все студенты должны быть мотивированы на положительный результат. Такой эффект достигается при использовании метода имитации, игрового метода, соревновательного метода и т.д. Наиболее интересным, на мой взгляд, является соревновательный метод, который способствует развитию физических качеств, познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность студентов на занятии. Каждому захочется стать первым. С целью повышения интереса к физическому воспитанию, целесообразно вводить в программу такие виды занятий: ритмическая гимнастика, шейпинг, атлетическая гимнастика, кроссфит, стретчинг, скипинг, настольный теннис, бадминтон. Ритмика и шейпинг развивают выносливость, подвижность в суставах, силовые качества. Улучшается состояние кардио и респираторной систем. Атлетическая гимнастика расширяет двигательный опыт, развивает силу мышц, укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышает общую выносливость. Кроссфит развивает и улучшает все качества-силу, выносливость, скорость, гибкость, координацию. Стретчинг растягивает мышцы, увеличивает гибкость и подвижность в суставах. Скипинг развивает осанку, гибкость, чувство равновесия и координацию движений. Настольный теннис и бадминтон развивают глазомер, ловкость, скорость, координацию движений и повышают общую выносливость. Все эти занятия оказывают различное положительное влияние на организм и прививают студентам потребность в регулярных занятиях. Если студенту будет интересно на занятии, то он будет заинтересован и во внеаудиторных занятиях. Кто-то будет посещать секции по видам спорта, кто-то будет заниматься самостоятельно, кто-то просто будет делать утреннюю зарядку или бегать трусцой. Главное, что у студентов появляется желание улучшать своё физическое развитие, самосовершенствоваться и появляется необходимость в двигательной активности. Важную роль так же играет здоровый образ жизни и положительный пример со стороны преподавателей и родителей. Таким образом, основными показателями сформированности у студентов потребности физического совершенствования являются: уровень знаний по физической культуре; активность на занятиях по физической культуре; уровень физической подготовленности; посещение секционных занятий по видам спорта; участие в спортивных соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях; самостоятельные занятия физической культурой и спортом. В заключение хочу отметить, что сформировать у студентов стойкую потребность физического совершенствования и развития возможно только используя комплексный подход к её формированию. И только крепкие, сильные и физически развитые люди могут строить своё будущее и будущее своей республики. ЛИТЕРАТУРА
  • Виленский М. Я. Формирование потребности в физическом совершенствовании как психолого-педагогическая проблема. – М.: МГПИ, 1983.
  • Каплан И. М. Основы физического самосовершенствования студентов. – Ташкент, 1991.
  • Романенко В. А. Двигательные способности человека. - Донецк: Новый мир, 1999.