Публикации
Развитие внимания у детей с ЗПР.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие внимания у детей с ЗПР.
Автор: Васильева Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие внимания у детей с ЗПР.
Автор: Васильева Елена Владимировна
Статья: «Развитие внимания у детей с ЗПР»Васильева Елена Владимировна, педагог-психологГосударственное бюджетное образовательное учреждение «Центрпсихолого-педагогической, медицинской, социальной помощи семье и детям«Рука в руке» Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса. Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует. Внимание играет важную роль в познании окружающей действительности и в практической деятельности человека. Из всей совокупности действующих в данный момент на человека раздражителей наиболее полно и отчётливо воспринимаются, а также запоминаются те, которые привлекают его внимание. Таким образом, внимание необходимо во всякой познавательной деятельности. Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания. Рассмотрим, что такое внимание, каковы его виды и свойства.Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и последовательное. Ни одно психическое явление не возможно вне связи с вниманием, поэтому внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объёмом.1. Объем внимания определяется тем, сколько объектов ребенок может воспринимать, охватить в короткий промежуток времени (4года-один объект; 6-7лет -три объекта).2. Устойчивость внимания - это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.3. Распределение внимания - это умение выполнить несколько видов деятельности одновременно.4. Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.Сосредоточение, распределение, переключение – это положительные свойства внимания.Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – это отрицательные свойства внимания.Особенности внимания детей с ЗПР.Задержка психического развития - это отставание от нормы развития психических процессов ребенка. Среди причин неуспеваемости дошкольников с ЗПР первое место занимают нарушения целенаправленного внимания, что отрицательно влияет на формирование всех познавательных процессов, снижает эффективность овладения знаниями, умениями и навыками. Поэтому дети с особенностями в развитии не могут успешно справляться с требованиями и задачами, предъявляемыми обществом. Обычно эти проблемы проявляются у ребенка и замечаются взрослыми, когда ребёнок начинает обучение в школе. Недостаточность внимания по большей части связана с тем, что у таких детей низкая работоспособность и повышенная утомляемость, которые характерны для детей с особенностями в психическом развитии.Нарушение произвольного внимания у детей характерно при разных формах задержки психического развития. Обычно, это снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Функциональные или органические нарушения центральной нервной системы обусловлены недостатками внимания и приводят к тому, что дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий игрового или учебного характера.Детям с такими особенностями в развитии нужно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь: индивидуальный подход учителя в обучении ребенка, занятия с дефектологом и психологом. Обычно таким детям показана индивидуальная медикаментозная терапия, которую, конечно же, нельзя игнорировать. Если же ребенку своевременно и правильно оказали помощь, то в дальнейшем постепенно могут преодолеваться и школьная неуспеваемость, и в последующем, такой ребенок сможет вполне справляться с программой общеобразовательной школы.Существуют некоторые особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, концентрация, избирательность, распределение, снижен объем. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других максимум концентрация внимания нарастает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных предметов – на математике важен объем внимания, русский язык связан с точностью распределения, чтение – устойчивость внимания.Некоторые приемы развития внимания: различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв. При проведении упражнений давать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, использовать игровые моменты, яркую наглядность, этап самопроверки – обязательный на уроке, также комментирование учеником своей деятельности.Отвлечение внимания, снижение уровня концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы, а работы пестрят множеством ошибок и исправлений. Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно – психическим состоянием детей и возрастают порой без видимых причин. Однако и внешние обстоятельства, например, сложность задания, большой объём работы, выводят школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают энергетику внимания. Особенно резко нарушения внимания проявляются после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения.Самыми простыми средствами управления внимания ребенка является жесты, слово, наглядный образ. Так как для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, такие дети даже во время увлекательного, интересного, рассказа начинают зевать, отвлекаться, теряют нить повествования. Особенно эти особенности проявляются, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние. Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:-направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);- способности (общие, специальные, одаренность, талант);- характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию процесса внимания, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра.Наряду с общими методами коррекции ЗПР целесообразна и индивидуализация, обусловленная особенностями клинической структуры различных вариантов ЗПР.Недостатки внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком, а требуют, для их преодоления специально организованной работы. Такая работа должна вестись по двум направлениям:1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. 2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.Свойства внимания, или аттенционные способности у детей с ЗПР необходимо развивать. Важно формирование трех основных аттенционных умений.1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции:Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это рисовать". У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи. 3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.Для развития аттенционных способностей детей с ЗПР даются такие задания:- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.- Сколько ступенек на лестнице?- Сколько окон в комнате?- Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки и произнести "му-у").Разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно тренировать.Список литературыБелявский, Б. В. Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный институт развития образования. / Б. В. Белявский. — М.: Педагогика, 2013. — 399 с. Болотов, В. А. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Метод. Письмо Министерства образования РФ. / В. А. Болотов. — М.: Педагогика, 2012. — 128 с. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр.соч.: в 4 т. / Л. С. Выгодский. — М.: АСТ, 2015. — 315 с. Галагузова, М. А. Социальная педагогика. Курс лекций. / М. А. Галагузова. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 294 с.