Публикации Деловая игра "Словарная работа"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деловая игра "Словарная работа"
Автор: Бурданова Анна Дмитриевна

Деловая игра «Организация и методика проведения словарной работы»Подготовил: старший воспитатель МАДОУ детского сада: «Радуга» р.п. Ветлужский Бурданова А.Д. Цель: активизировать деятельность педагогов по словарной работе; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.- Блицтурнир: «Расположи задачи в порядке возрастания».- «Словесная карусель».- «Мозговой штурм» (разгадывание анаграмм ).- «Составь слово» Вступительное слово по данной теме старшего воспитателя. Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему  природой и отличает  его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, человек реализует себя как личность. Конечно, говоря о человеке, как личности составляют мнение не только по словам. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи. Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлебывается словами, нервничает, размахивает руками, а его собеседник остается либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться, но смысла сказанного не улавливает. И от того какой словарный запас есть у ребенка будет зависеть его успешное общение со сверстниками и взрослыми.Вопросы: 1.Дайте определение словарной работы в ДОУ? (Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т.к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.) 2. Задачи словарной работы.
  • обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
  • уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
  • активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
  • устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
  • Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
  • овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
  • рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
  • Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
  • 3.Принципы словарной работы:
  • работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  • формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
  • все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
  • 4.Приёмы словарной работы:
  • называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
  • Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
  • Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
  • Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
  • Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
  • Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
  • Загадки, сравнение предметов.
  • Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. 5.Назовите методы словарной работы
  • Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений д\с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.
  • Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.
  • Показ кинофильмов и диафильмов.
  • Чтение художественных произведений.
  • Рассматривание игрушек.
  • Рассматривание картинок сюжетных и предметных.(приём - вопрос)
  • Дидактические игры.
  • Словарно-логические упражнения
  • 6.Какова методика работы над новым словом?Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится  ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями: «Послушайте ещё раз это трудное слово» . 7. Место словарной работы на музыкальной НОД. 8. Нужна ли работа с родителями по этому вопросу? В чём конкретно она может выражаться?Блиц турнир: «Расположи задачи в порядке возрастания».Задание 1: «Расположи задачи в порядке возрастания». Правила игры: педагоги должны по содержанию программных задач (на карточках) определить возрастную группу и доказать правильность своего решения.
  • Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий); обозначать словами свои и чужие действия, характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова - 1 мл. гр.
  • Обогащать словарь детей. Развивать пассивный и активный словарь на основе знакомства и углубления представлений детей об окружающей действительности. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.п.). Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность людей, действия и движения животных). Упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных) – 2 мл. гр.
  • Расширять и активизировать словарный запас во всех видах детской деятельности. Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов; обобщающими понятиями. Упражнять в умении пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи. Учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам и объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними. Вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и др.). Привлекать внимание детей к новым словам и помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации. Обращать внимание детей на слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы) – ср. гр.
  • Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов). Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания. Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи. Познакомить с многозначными словами и словами-омонимами. Работать над лексическим значением слов – гр. ст. дошк. возраста.
  • «Словесная карусель». Педагогам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.Синонимы:Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.Жадный – скупой, прижимистый, алчный.Большой – огромный, колоссальный, громадный.Дискуссия – спор, диспут, прения.Грусть – тоска, печаль, кручина.Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый. Друг – недруг, товарищ, сосед. Добрый – добряк. Прохлада – свежесть, холодильник. Маленький – малюсенький, крошечный, кроха. Красный – алый, багряный, багровый. Сильный – могучий, мощный, могущественный. Активный – деятельный, инициативный, энергичный. Злой – жестокий, злющий. Опрятный – чистый, аккуратный, чистюля. Хрупкий – ломкий, слабый, непрочный. Обмануть – перехитрить, одурачить, провести. Храбрый – отважный, мужественный.Антонимы:Маленький – большой. Молодой – старый. Широкий – узкий.Сладкий – горький. Разговаривает – молчит. Смеётся – плачет.Легкий – тяжелый. Горе – счастье. Утро – вечер. Узкий – широкий. Жара – холод. Конец – начало.Высокий – низкий. Добрый – жадный. Говорить – молчать.Темный – светлый. Больной – здоровый. Ясно – пасмурно.Твердый – мягкий. Вверх – вниз. Правда – ложь.Теплый – холодный. Широкий – узкий. Горький - сладкий. Быстрый – медленный. Плакать – смеяться. Больной – здоровый.Громкий – тихий. Прозрачный – мутный. Близкий – дальний.«Составь слово».Участникам даются карточки со словами: Университетская, аквалангист, электростанция, катастрофический, энергетическая, долгоиграющий, академическая. Например: электростанция – электрик, станция, станок, лето, налет, лектор, рост, танец, торт и т. д.Из них нужно составить как можно больше слов. «Мозговой штурм» (разгадывание анаграмм ).Анаграммы – слова образованные путем перестановки букв, входящих в состав другого слова (например – пила – липа).Столярный инструмент – дерево в России. (пила – липа).Река в России – столица европейского государства (Нева – Вена).Речная рыба – крупный город в Италии ( налим – Милан)Часть тела – река на Кавказе (Рука – Кура)Радиоактивный элемент – город во Франции (Уран – Руан)Столица государства на Кавказе – государство в Вест – Индии (Баку – Куба)Музыкальный термин – столица европейского государства (соло – Осло)Вид развлечение – столица прибалтийского государства (игра – Рига).Лежу я на земле, прибитая к железу, но буквы переставь – в кастрюлю я полезу (шпала – лапша).Я – дерево в родной стране, найдешь меня повсюду, но слоги переставь во мне – и воду подавать я буду (Сосна – насос).