Публикации
Особенности преподавания информатики в профессиональном образовательном учреждении
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности преподавания информатики в профессиональном образовательном учреждении
Автор: Ильминский Константин Викторович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности преподавания информатики в профессиональном образовательном учреждении
Автор: Ильминский Константин Викторович
Особенности преподавания информатики в профессиональном образовательном учреждении
Ильминский Константин Викторович,
преподаватель кафедры высшей математики
Белгородский индустриальный колледж
г. Белгород, Россия
Подготовка квалифицированных специалистов является актуальной проблемой современного профессионального образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности обучающихся. Компьютер стал неотъемлемой частью нашего быта и воспринимается обучающимися как средство развлечения. Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создают у многих обучающихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке.
Информатика знакомит с возможностями компьютера и пониманием всего, что можно на нём делать. Важно, чтобы он сам мог дойти до понимания того, как именно можно использовать компьютер в каждой ситуации, когда он нужен.
Знания сами по себе бесполезны, если не уметь ими пользоваться. Поэтому, если не учат сразу пускать их в ход, они так и остаются бесполезным грузом. И тут всё действительно зависит от преподавателя, а не от государственного стандарта.
Преподаватель должен создать условия для того, чтобы обучающиеся могли взять на себя ответственность за свое обучение, сформировать потребность в самостоятельном личном и профессиональном развитии. Для реализации данных задач необходимо использование различных форм и методов работы, способствующих формированию положительной мотивации изучения информатики. Проблема поиска эффективных технологий обучения всегда была и остается актуальной и в настоящее время. К ним можно отнести активные методы обучения.
Под активными методами обучения имеются в виду совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Отличительными особенностями активных методов обучения являются:
– целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
– достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
– самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
– интерактивный характер (от англ. interaction — взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
В своей педагогической деятельности использую различные приемы активных и методов обучения. Это такие приемы, как урок - проблемная лекция, урок - практическое занятие, урок - игра, метод проектов и др.
Применение современных компьютерных технологий повышает интерес обучающихся к предмету. Для проведения такого урока необходимо мультимедийное оборудование и интерактивная доска, компьютеры с выходом в Интернет. Изложение нового материала осуществляется с помощью презентации.
Для закрепления и проверки знаний целесообразно использовать компьютерное тестирование. Тестовый контроль выполняет три основные взаимосвязанные функции:
– диагностическую - выявляет уровень знаний, умений, навыков;
– обучающую - мотивирует обучающихся в активизации по усвоению учебного материала;
– воспитательную - организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, способствует формированию стремления развить свои способности. Компьютерное тестирование ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, при этом практически исключается субъективизм преподавателя. В работе со студентами помогает метод проблемного обучения, который позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создаёт условия для саморазвития личности, что, в конечном счёте, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников центра, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Организация и проведение различных конкурсов, олимпиад, также является хорошим инструментом для мотивации обучающихся. Обучающиеся нашего центра ежегодно участвуют в олимпиадах (внутри центра и региональной), дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Таким образом, применение активных методов обучения дает положительный результат при изучении информатики. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества обучающихся. Но независимо от применяемых методов обучения главная задача преподавателя создать на уроке атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Необходимо оценивать и поощрять пусть даже минимальные успехи каждого обучающегося.
Список литературы:
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 2022.
Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб., 2021 - 59 с.
Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Смирнов. — М., 2021.
Сабойдалова М. А. Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках Информатики и ИКТ // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. - Москва: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 120–124.
Ильминский Константин Викторович,
преподаватель кафедры высшей математики
Белгородский индустриальный колледж
г. Белгород, Россия
Подготовка квалифицированных специалистов является актуальной проблемой современного профессионального образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности обучающихся. Компьютер стал неотъемлемой частью нашего быта и воспринимается обучающимися как средство развлечения. Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создают у многих обучающихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке.
Информатика знакомит с возможностями компьютера и пониманием всего, что можно на нём делать. Важно, чтобы он сам мог дойти до понимания того, как именно можно использовать компьютер в каждой ситуации, когда он нужен.
Знания сами по себе бесполезны, если не уметь ими пользоваться. Поэтому, если не учат сразу пускать их в ход, они так и остаются бесполезным грузом. И тут всё действительно зависит от преподавателя, а не от государственного стандарта.
Преподаватель должен создать условия для того, чтобы обучающиеся могли взять на себя ответственность за свое обучение, сформировать потребность в самостоятельном личном и профессиональном развитии. Для реализации данных задач необходимо использование различных форм и методов работы, способствующих формированию положительной мотивации изучения информатики. Проблема поиска эффективных технологий обучения всегда была и остается актуальной и в настоящее время. К ним можно отнести активные методы обучения.
Под активными методами обучения имеются в виду совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Отличительными особенностями активных методов обучения являются:
– целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
– достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
– самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
– интерактивный характер (от англ. interaction — взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
В своей педагогической деятельности использую различные приемы активных и методов обучения. Это такие приемы, как урок - проблемная лекция, урок - практическое занятие, урок - игра, метод проектов и др.
Применение современных компьютерных технологий повышает интерес обучающихся к предмету. Для проведения такого урока необходимо мультимедийное оборудование и интерактивная доска, компьютеры с выходом в Интернет. Изложение нового материала осуществляется с помощью презентации.
Для закрепления и проверки знаний целесообразно использовать компьютерное тестирование. Тестовый контроль выполняет три основные взаимосвязанные функции:
– диагностическую - выявляет уровень знаний, умений, навыков;
– обучающую - мотивирует обучающихся в активизации по усвоению учебного материала;
– воспитательную - организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, способствует формированию стремления развить свои способности. Компьютерное тестирование ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, при этом практически исключается субъективизм преподавателя. В работе со студентами помогает метод проблемного обучения, который позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создаёт условия для саморазвития личности, что, в конечном счёте, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников центра, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Организация и проведение различных конкурсов, олимпиад, также является хорошим инструментом для мотивации обучающихся. Обучающиеся нашего центра ежегодно участвуют в олимпиадах (внутри центра и региональной), дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Таким образом, применение активных методов обучения дает положительный результат при изучении информатики. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества обучающихся. Но независимо от применяемых методов обучения главная задача преподавателя создать на уроке атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Необходимо оценивать и поощрять пусть даже минимальные успехи каждого обучающегося.
Список литературы:
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 2022.
Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб., 2021 - 59 с.
Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Смирнов. — М., 2021.
Сабойдалова М. А. Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках Информатики и ИКТ // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. - Москва: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 120–124.