Публикации
Психофизические особенности слабовидящих и слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями, ТМНР и их особые образовательные потребности.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психофизические особенности слабовидящих и слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями, ТМНР и их особые образовательные потребности.
Автор: Ганяк Людмила Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психофизические особенности слабовидящих и слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями, ТМНР и их особые образовательные потребности.
Автор: Ганяк Людмила Ивановна
Психофизические особенности слабовидящих и слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями, ТМНР и их особые образовательные потребности.Ганяк Людмила Ивановнаучитель-олигофренопедагогОГКОУШ № 39, г. Ульяновск Для слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности обучающегося в семье и обществе сверстников. При этом каждый слепой, имеющий тяжелое нарушение зрения в сочетании с другими первичными нарушениями, имеет своеобразную, специфическую картину развития. Уровень психического развития обучающихся данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи. Особенности психического развития слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, слуховое и осязательное восприятие обучающихся характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У обучающихся данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, ригидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности. У слепых с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР значительно снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможности длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме внимания. Социальная незрелость слепых обучающихся проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР характерна низкая заинтересованность в общении со сверстниками и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. У большинства слепых данной группы выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у одних обучающихся в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других - в вялости, пассивности. У всех слепых обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения. Кроме того, у них имеет место недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоциональные реакции чаще всего неадекватны, не пропорциональны по своей динамике воздействиям окружающего мира, имеют место быстрые переходы от одного настроения к другому. Часто у обучающихся нарушены волевые процессы: они безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели, неспособны адекватно оценивать свои поступки. Независимо от состояния зрения и времени потери (нарушения) зрения слепые с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) значительно отстают в физическом развитии, что выражается в низких антропометрических показателях (рост, масса тела, окружность грудной клетки), нарушении осанки, малом объеме двигательных умений и навыков. Значительное недоразвитие двигательной сферы выражается в снижении точности движений головы, рук, тела, в отсутствии пластичности и координированности движений. У них наблюдается множество лишних нецеленаправленных движений, неумение объединить отдельно выполняемые движения в единое слитное целое. У обучающихся значительно снижены такие показатели как сила, быстрота и выносливость. Они испытывают значительные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, они очень быстро утомляются, у них чрезвычайно снижена работоспособность. Серьезные нарушения психомоторики затрудняют развитие простых форм деятельности (например, навыков самообслуживания). Слепые обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР требуют постоянного ухода со стороны взрослых, сопровождения в ежедневных бытовых ситуациях, они полностью зависимы от взрослых. Данной группе обучающихся не зависимо от состояния зрительного анализатора характерно снижение произвольного и непроизвольного запоминания, наличие неотчетливых и мало дифференцированных представлений, наличие трудностей при воспроизведении событий. У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурной неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Им характерен замедленный темп связной речи и имеют место качественные ее особенности: вербализм, формализм речи, трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, бедность словарного запаса. У подавляющего большинства слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР наблюдается нарушение строения деятельности, проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия. Им характерно некритичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, практическое отсутствие познавательных интересов. Картина трудностей и возможностей слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР к школьному возрасту значительно различается в зависимости от того, получал ли обучающийся адекватную специальную коррекционную помощь. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки обучающихся вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых вторичных и последующих отклонений в развитии. Наличие особенностей психофизического развития, обусловленных сочетанием слепоты с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обусловливает наличие у обучающихся особых образовательных потребностей:организацию максимально раннего специального обучения, которое должно начинаться сразу же после выявления сочетанных первичных нарушений развития; учет потребности во введении специальных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, которых нет в содержании образования обучающегося с сохранными возможностями здоровья; использование специальных методов и средств обучения, "обходных путей", необходимых для обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей; потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды; в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательной организации; в пролонгированном обучении, выходящем за рамки школьного возраста; в согласованных требованиях, предъявляемых к обучающемуся со стороны всех окружающих его людей; в совместной работе педагогических работников, а также родителей (законных представителей) обучающихся в процессе его образования; специальную организацию всей его жизни, обеспечивающей развитие компенсаторных процессов в условиях образовательной организации и в семье; развитие самостоятельности и большей независимости от близких взрослых в повседневной жизни; формирование потребности в общении, овладении средствами коммуникации со сверстниками и взрослыми; навыков самообслуживания и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни; обучение использования специальных технических средств, способствующих ориентировке в окружающем мире, налаживанию общения со сверстниками и взрослыми; целенаправленное социальное, эмоциональное, познавательное, моторное развитие обучающегося; организацию обучения и воспитания: слепых обучающихся с остаточным зрением, с учетом зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможность коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузок; слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии), имеющих тотальную слепоту или светоощущение - возраста утраты зрения и времени жизнедеятельности в условиях слепоты, режима тактильных и физических нагрузок; целенаправленное развитие деятельности сохранных анализаторов, формирование компенсаторных способов деятельности; профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции сенсорных, предметных и пространственных конкретных и обобщенных представлений; формирование умений и навыков поэтапного обследования предметов; широкое использование специальных приемов организации учебно-практической деятельности (работа по инструкции, приемы пошагового обучения); обеспечение доступности учебной информации для осязательного, слухового и зрительно-осязательного (для слепых с остаточным зрением) восприятия обучающимися; предъявление информации в наглядно-образной форме; целенаправленное развитие мотивационно-потребностной сферы, речевой деятельности; коррекции нарушений в двигательной сфере; нивелирование негативных и поведенческих проявлений и профилактика их возникновения; целенаправленное формирование предпосылок учебной деятельности, базовых учебных действий. Особые образовательные потребности слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР обусловливают необходимость разработки СИПР, которая разрабатывается на основе адаптированной основной образовательной программы и нацелена на образование слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР с учетом их уровня психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. Целью реализации СИПР является включение слепых обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение обучающимся самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.