Публикации
Урок русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
Автор: Тупикина Татьяна Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
Автор: Тупикина Татьяна Алексеевна
Урок русского языка в 6 классе
Тема : Фразеологизмы
Цель урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: Не валяй дурака!,
Не бей баклуши! или Заруби себе на носу!
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
2. Актуализация
Давайте вспомним основные изученные понятия в разделе Лексика.
3. Формирование новых понятий и способов действия
Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге От двух до пяти, лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, бить баклуши - бездельничать, зарубить на носу - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение. Такие словосочетания называются несвободными.
Давайте посмотрим отличия свободных и несвободных словосочетаний, именно такие несвободные словосочетания и есть фразеологизмы.
Прочитайте словосочетания и определите, какое из них употреблено в свободной форме, а какое - в несвободной.
Составим два предложения со словосочетаниями любой строки и разберём их синтаксически. А теперь давайте дадим определение фразеологизма
Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – выражение и логос – учение.
Запись в словарик: Фразеология – от греч. фразис – выражение и логос – учение – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.
Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), коломенская верста (очень высокий), мухи не обидит (добрый).
4.Закрепление пройденного материала.
1)Откроем учебники упр.100 стр.48
2)-- Что не вырубишь топором? (Что написано пером, не вырубишь топором)
-- Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
-- Что бьют бездельники? (Бьют баклуши)
-- На каких ножках избушка? (Избушка на курьих ножках)
-- Кого тянут за хвост? (Тянуть кота за хвост)
-- Когда цыплят считают? (Цыплят по осени считают)
3) Соедините разбросанные части фразеологизмов. (на карточках)
Кататься как куры не клюют
Как кот зимуют
Денег назубок
После дождичка наплакал
Где раки сыр в масле
Знать в четверг
Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)
Кататься как сыр в масле,
Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь
Денег куры не клюют
неимоверно много даже с избытком
Как кот наплакал.
Очень мало
После дождичка в четверг
неизвестно когда исполнится.
Знать назубок
превосходно выучить что-либо
Где раки зимуют
Проучить, жестоко наказать кого-либо
Запишем эти фразеологизмы.
Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, После дождичка в четверг Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
- Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.
4) Минутка для шутки
Каждый ученик по очереди берёт карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные– угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
1.Стоять на задних лапках.
4.Не находить места.
2.В рот воды набрал.
5.Намылить шею.
3.Попасть не в бровь, а в глаз.
6.Зарубить на носу.
4) Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
(Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) душа в душу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) грош цена
5) в час по чайной ложке 5) как кошка с собакой
6) профессор кислых щей 6) молоко на губах не обсохло голове
7) засучив рукава 7) на всех парах
5) В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение? Проверим
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
6) А сейчас мы с вами немного отдохнём и посетим с вами фразеологический зверинец
- Голоден, как …(волк)
- Труслив, как ...(заяц)
- Здоров, как …(бык)
- На ухо наступил… (медведь)
- Смотрит, как …(баран) на новые ворота
- Грязный, как … (свинья)
- Колючий, как … (еж)
-Хитёр как лиса
-Изворотлив как уж
- Надут как индюк
- Упрям как осёл
-Болтлив как сорока
Родственники за рубежом Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?
(как две капли воды)
Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?
(Как сыр в масле катается)
Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский?
(Как свои пять пальцев)
Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские?
(У него денег куры не клюют)
Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы?
(Зарубить себе на носу)
Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы?
(Он тебе в подмётки не годится)
После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ?
(Искры из глаз сыплются)
7) Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.
5. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам: -
О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)
Что такое фразеологизм?
Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)
Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)
Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)
В чем преимущество богатой речи? (образность, выразительность, точность, логичность речи, окружающие слушают с интересом)
6. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение, иллюстрирующее фразеологизм.
Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.
Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.
Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)
Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)
Пожелание удачи в чём-либо
(В добрый час, ни пуха ни пера)
5
Тема : Фразеологизмы
Цель урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: Не валяй дурака!,
Не бей баклуши! или Заруби себе на носу!
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. И мы не будем удивляться, а поможет нам тема нашего урока.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
2. Актуализация
Давайте вспомним основные изученные понятия в разделе Лексика.
3. Формирование новых понятий и способов действия
Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге От двух до пяти, лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, бить баклуши - бездельничать, зарубить на носу - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение. Такие словосочетания называются несвободными.
Давайте посмотрим отличия свободных и несвободных словосочетаний, именно такие несвободные словосочетания и есть фразеологизмы.
Прочитайте словосочетания и определите, какое из них употреблено в свободной форме, а какое - в несвободной.
Составим два предложения со словосочетаниями любой строки и разберём их синтаксически. А теперь давайте дадим определение фразеологизма
Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – выражение и логос – учение.
Запись в словарик: Фразеология – от греч. фразис – выражение и логос – учение – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.
Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), коломенская верста (очень высокий), мухи не обидит (добрый).
4.Закрепление пройденного материала.
1)Откроем учебники упр.100 стр.48
2)-- Что не вырубишь топором? (Что написано пером, не вырубишь топором)
-- Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
-- Что бьют бездельники? (Бьют баклуши)
-- На каких ножках избушка? (Избушка на курьих ножках)
-- Кого тянут за хвост? (Тянуть кота за хвост)
-- Когда цыплят считают? (Цыплят по осени считают)
3) Соедините разбросанные части фразеологизмов. (на карточках)
Кататься как куры не клюют
Как кот зимуют
Денег назубок
После дождичка наплакал
Где раки сыр в масле
Знать в четверг
Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)
Кататься как сыр в масле,
Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь
Денег куры не клюют
неимоверно много даже с избытком
Как кот наплакал.
Очень мало
После дождичка в четверг
неизвестно когда исполнится.
Знать назубок
превосходно выучить что-либо
Где раки зимуют
Проучить, жестоко наказать кого-либо
Запишем эти фразеологизмы.
Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, После дождичка в четверг Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
- Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется – фразеологический.
4) Минутка для шутки
Каждый ученик по очереди берёт карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные– угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
1.Стоять на задних лапках.
4.Не находить места.
2.В рот воды набрал.
5.Намылить шею.
3.Попасть не в бровь, а в глаз.
6.Зарубить на носу.
4) Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
(Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) душа в душу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) грош цена
5) в час по чайной ложке 5) как кошка с собакой
6) профессор кислых щей 6) молоко на губах не обсохло голове
7) засучив рукава 7) на всех парах
5) В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение? Проверим
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
6) А сейчас мы с вами немного отдохнём и посетим с вами фразеологический зверинец
- Голоден, как …(волк)
- Труслив, как ...(заяц)
- Здоров, как …(бык)
- На ухо наступил… (медведь)
- Смотрит, как …(баран) на новые ворота
- Грязный, как … (свинья)
- Колючий, как … (еж)
-Хитёр как лиса
-Изворотлив как уж
- Надут как индюк
- Упрям как осёл
-Болтлив как сорока
Родственники за рубежом Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?
(как две капли воды)
Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?
(Как сыр в масле катается)
Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский?
(Как свои пять пальцев)
Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские?
(У него денег куры не клюют)
Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы?
(Зарубить себе на носу)
Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы?
(Он тебе в подмётки не годится)
После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ?
(Искры из глаз сыплются)
7) Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.
5. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса по вопросам: -
О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)
Что такое фразеологизм?
Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)
Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)
Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)
В чем преимущество богатой речи? (образность, выразительность, точность, логичность речи, окружающие слушают с интересом)
6. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение, иллюстрирующее фразеологизм.
Вот наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что он вам понравился, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из трудных ситуаций.
Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.
Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)
Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)
Пожелание удачи в чём-либо
(В добрый час, ни пуха ни пера)
5