Публикации
ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЛОЖНОСТИ, ПЛЮСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЛОЖНОСТИ, ПЛЮСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Автор: Михайлова Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЛОЖНОСТИ, ПЛЮСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Автор: Михайлова Елена Владимировна
ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЛОЖНОСТИ, ПЛЮСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫМихайлова Елена ВладимировнаЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум»г.КемеровоПроблема профессиональной ориентации школьников стоит острым углом не только перед заинтересованными учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования, но и перед учителями школ, родителями, руководством области и самими учащимися.Правильный выбор профессии и учебного заведения играет большую роль для экономики страны, но, прежде всего, для будущего специалиста. От выбора зависит его желание учиться, стать профессионалом, работать в выбранной отрасли и приносить пользу обществу и Родине.Если до недавнего времени формат профориентационной работы каждым учебным заведением был отлажен и ежегодно совершенствовался (беседы, психологические тесты, игры, погружение в профессию, учебные комбинаты / курсы, чемпионаты, квесты и многое другое), то 2020 год и угроза распространения COVID-19 внесли свои коррективы. Очное общение практически сведено к нулю и необходимо осваивать цифровую среду для профессиональной ориентации. И в этом есть свои плюсы и минусы. Отрицательные стороны (сложности) виртуальной профориентации:Привлечение и удержание внимания слушателей. Молодежи свойственно параллельно с просмотром основного контента «листать» социальные сети, играть, неформально общаться между собой на отвлеченные темы; Выстраивание обратной связи / диалога. К сожалению, немногие имеют возможность или желание включить видеосвязь, общаться с помощью микрофона (как правило, молодым людям таким образом сложно выразить свою мысль); Взаимодействие с руководством школы (либо с ответственным сотрудником за профориентацию). Большая загруженность учителей и плотный график дистанционных занятий становятся препятствием для нахождения общеудобного времени подключения и решения организационных вопросов; Нахождение нового интересного формата профориентации. Не просто донести информацию, а организовать интерактив – погружение в профессию. Данная сложность заключается в специфике презентуемой специальности, а также в отсутствии специальных навыков (опыта) цифровой компетенции педагогов; Налаживание бесперебойной работы для подключения большого количества слушателей (высокая скорость интернета, надежный сервер и т.д.). Но в любой ситуации можно увидеть и положительные моменты:Одновременный охват большой аудитории из разной местности (не только города Кемерово, но и всей Кемеровской области – Кузбасса). Более того, дистант позволяет поучаствовать в профориентации любого учебного заведения без его очного посещения, например, обращаясь к мировому опыту других стран – виртуальные дни открытых дверей проводят даже такие известные университеты как Кембриджский и Оксфордский, главное для участия – знать иностранный язык; Возможность привлечь к профориентации не только учащихся и их родителей, но и работодателей; Раскрутка социальных сетей и сайта учебного заведения; Проведение виртуальной экскурсии, не мешая учебному процессу; Экономия материальных ресурсов (при условии, что вы не проводите дорогостоящие опыты онлайн, не разрабатываете специализированную онлайн платформу профориентации); Отработка цифровых профессиональных компетенций, разработка новых виртуальных программ профориентационной работы. Много интересных примеров дистанционных технологий в профориентации можно привести и не только в России, но и за рубежом: Бостонский университет получил премию Консорциума Слоана за выдающиеся достижения в области онлайн-обучения и премию Американской ассоциации дистанционного образования за лучшие практики XXI века, в том числе за работу со школьниками; Привлечение к профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Яркий пример такой профориентации Northwestern University – Северо-западный частный университет Чикаго, который разрабатывает инновационные идеи по созданию инклюзивной образовательной среды. Как видно из всего перечисленного, многие ситуации могут быть для одних отрицательным моментом, а для других, наоборот, положительным – шансом и возможностью что-то изменить, научиться новому. Вышеуказанный перечень неисчерпывающий, для каждого учебного заведения или преподавателя он может быть индивидуальным.Рассмотрим основные пути решения проблем онлайн профориентации, а также опыт Кемеровского кооперативного техникума.Таблица 1 – Обобщенный опыт решения проблем, возникающих в ходе дистанционной профориентации школьниковПроводя профориентационную работу в формате онлайн, вы развиваете навыки самодисциплины, составления онлайн комментариев, поиска информации и современных методов / технологий профориентирования, работы методом «открытия», просмотра или чтения в зависимости от необходимости, концентрации на итогах, а не на времени и т.д. Это те навыки, которые будут нужны и полезны как учащимся - работникам 21 века, так и преподавателям. Профориентация онлайн станет постоянной и неотъемлемой частью будущего выбора профессии и рода деятельности молодежи.Список использованных источников:Всероссийский портал профориентации и подготовки к ЕГЭ /ГИА. Электронный ресурс - Михайлова Е.В. Современные педагогические инструменты и технологии, применяемые в обучении студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2017. – С. 77-79