Публикации
Развитие российской церковной археологии после реформ Петра Великого
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие российской церковной археологии после реформ Петра Великого
Автор: Александра Владимировна Астанина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие российской церковной археологии после реформ Петра Великого
Автор: Александра Владимировна Астанина
Развитие российской церковной археологии после реформ Петра ВеликогоАстанина А.В., преподаватель истории ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж»Учреждение Святейшего Синода свелось к упразднению патриаршества и на место коллеги стал Святейший Синод . Таким образом патриаршее управление в Русской Церкви было заманено Синодальным. К деятельности Синода привлекались различные учреждения не только церковные но и светские. Проводились совместные совещания , конференции где обсуждались различные дела как церковные, так церковно-гражданские и даже частично затрагивались дела государства. Со временем Синод получил власть законодательную, административную, судебную. Законодательно Синод мог иметь право издавать указы, касающиеся веры и церкви, которым подчинялись иерархи церкви. В части административной власти обсуждались вопросы об открытии новых епархий и викариатств, новых должностей и учреждений по церковному управлению, суду и хозяйству, новых духовно-учебных заведений. Синод занимался утверждением кандидатов на епископские кафедры, утверждал и увольнял настоятелей и настоятельниц монастырей, начальников духовных заведений, разрешал вопросы о снятии священнослужительского и монашеского чина и канонизацией.[1,115]По своему замыслу Петр I дал определение Синоду « Правительствующий», тоесть исполняющий правительственные функции и присвоил титул государственной верховной власти. Петр не побоялся по новому взглянуть на рожденное им детище, понять его высокую природу и мысленно поставить его в системе государственной на высокую ступень рядом с Сенатом[2,325]. Существовало двоевластие царя и патриарха, Святейший Синод был задуман как коллегия, управляющая религиозными делами, но при этом Петр объявил себя «главою Церкви» [1,113]. Возглавлял церковными делами Обер-прокурор. Должность Обер-прокурора была учреждена 11 мая 1722г, когда Петр издал указ: В Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер-прокурором, и дать ему инструкцию ,применяясь к инструкции генерал-прокурора» [1,131]. Сфера деятельности Синода постепенно расширялась, в его подведомства входили вспомогательные учреждения- центральные и местные: Канцелярия Св. Синода- для формального производства дел и письмоводства, контора школ и типографий с 1721по 1726 г., контора судных дел 1722-1726г., контора инквизиторских дел и многие другие дела которые были в подведомства Синода. В Синодальный период русская церковь развивала разные направления, привлекая внимание верующих. Масштабной деятельностью стала миссионерская. Благодаря миссионерской деятельности русская церковь начала расширять свои приделы, а труды миссионеров были направлены на борьбу с язычеством. Борьба велась в разных уголках Российской провинции: Казанский край, калмыцкие улусы, Урал, Каспий, Сибирь, Кавказ и азиатские государства- Китай и Япония . Путем привлечения иноверцев и язычников в лоно православия. Таким образом, произошло расширение пределов церкви. Значительные успехи миссионерская деятельность имела на Кавказе. Политические обстоятельства Кавказского края были причиной упадка христианства. Так как на Кавказе шла Кавказская война 1817-1864 г. Православной России XVIII предстояла серьезная миссия деятельности на Кавказе. Для этих целей в 1851 году возник первый церковно-археологический комитет в Рязани. Вторым по времени возникновения был Подольский епархиальный историко-статистический комитет (1863-1903). В 1880-е было создано 8 церковно-археологических учреждений, в 1890-х гг. - 9, за период 1900-1910 гг. - 16, а за 1911-1914 гг. - 23. Таким образом, церковно-археологические общества и комитеты были созданы почти во всех епархиях, и к 1917 г. в России насчитывалось свыше 50 подобных обществ (Комарова И.И., 1992, с.65). Постепенно создавались и другие общественные организации, так 1860 в Тифлисе было создано общество восстановления православного христианства на Кавказе. Цель общества заботиться об усилении и развитии христианских учреждений на Кавказе. Восстановление древних христианских храмов и монастырей, учреждались специальные школы для продвижения миссионерской деятельности.[1]. В этой не простой миссии учувствовали разные церковные организации и люди православного вероисповедания. Известными миссионерами были Семион Никольский (Рис. 1.). Он описал в своей монографии первые десять лет правления епархиального церковно-археологического общества.Агафодор Преображенский (Рис. 2) в рассматриваемый период возглавлял Ставропольскую и Кубанскую епархию с 1893 по 1919 гг.По его инициативе в 1894 г было учреждено Ставропольское-епархиальное церковно-археологическое общество, которое открыло при Крестовой церкви Епархиальный музей с археологическим, церковно-историческим и миссионерским отделами. В Ставропольское епархиальное общество входили почетные граждане, которые являлись действительными членами и членами-сотрудниками этого общества. Среди которых: Графиня П.С.Уварова - председатель МАО, Е.Д. Фелицын, профессор Н.В.Покровский, директор Петербургского Археологического института; в том числе протоирей А.П. Яковенков, К.В. Кутепов, священники В.П. Фиалкин, Д.Успенский, С.Никольский, полковник И.И.Братков - атаман Баталпашинского отдела, статские советники Н.Я. Динник, В.С.Воскресенский, А.И. Твалчрелидзе и другие. В основном это священники на местах, настоятели церквей в селах и станицах и представители интеллигенции, ставящие себе целью просвещение народа в вопросах религии, истории церкви, а также изучение и сохранение памятников церковной старины. Большинство из них имело высшее образование и "археологическую жилку", как писал в историческом очерке о деятельности общества его председатель С.Никольский. Среди них был и известный археолог, и историк Северного Кавказа Г.Н. Прозрителев [3, 646-653]. Деятельность Ставропольского епархиального церковно-археологического общества велась по четырем основным направлениям. Первое - собирательно-охранительное, которое состояло в выявлении, разыскании, описании и сохранении письменных памятников в архивах монастырей, духовно-учебных заведений и епархиальных учреждений, а также памятников древности и старины в пределах епархии. Общество также занималось сбором сведений и материалов этнографического характера, охраной и реставрацией памятников. Это направление было преобладающим на рубеже веков в деятельности многих, интенсивно образовывающихся в этот период, церковно-археологических обществ. Составлялись описания церквей и приходов.Второе направление - это музейная деятельность. Музей был открыт в 1900 году при Ставропольском епархиальном церковно-археологическом обществе и первоначально состоял из трех отделов (археологического, миссионерского и школьного).А 30 апреля 1906 г. он был преобразован и получил название Ставропольский епархиальный музей и состоял музей из семи отделов: архив старых дел духовных правлений, археологический, педагогический, церковно-исторический, миссионерский, портретный и библиотека [3]. Устройству древлехранилищ как центров сохранения движимых памятников уделялось большое внимание со стороны Синода. Фонды Древлехранилища постепенно пополнялись. С 1894 по 1899 гг. поступило 102 наименования в количестве 335 экземпляров пожертвований. В разные периоды существования общества преподносились дары и пожертвования. Самыми первыми из них были труды Агафодора Преображенского III и IV выпуск материалов по археологии Кавказа. От М. И. Поповой «Археологическая карта Кубанской области»; брошюра « Древнехристианские храмы и св. Александро-Невской Зеленчукской монастырь»; « Альбом видов древнехристианских храмов». В "Ставропольских Епархиальных ведомостях" 1899 был напечатан "Систематический каталог древлехранилища, учрежденного при Ставропольском церковно-археологическом обществе за четыре года его существования". В каталоге помещено было 91 наименование предметов, распределенных по 7 отделам. Имелись и переписки по нахождению древнейших ценностей епархии. Переписка «О каменном кресте с греческой надписью» найденный на территории Свято-Афонской Зеленчукской пустыни 28 декабря 1899 года. На каменном кресте была видна надпись: От сотворения мира с 521 года, а от Рождества Христова 1012 год.Собрать такую богатую коллекцию древностей Общество смогло только благодаря деятельности своих членов и "лиц, сочувствующих целям Общества на местах". Например, Священник церкви Станицы Тихорецкой отец Александр Кудрин подарил музею «напрестольный» крест из красной меди, выжженный золотом и со скрытым часовым механизмом и рассказал историю появления часов. Был он найден в XIX на горе Арарат в заброшенном армянском или католическом монастыре. Ценность этого креста заключается в скрытом часов механизме. В отдел палеонтологии был передан бивень и зуб мамонта , найденный в селе Московском 1881 году. Священники различных местностей помогали Агофодору собирать различные факты и находки. Священник станицы Холмской кубанской области в 1900 году находясь неподалеку от станицы рассказал, о дольменах и Богатырской хате. Дольмен представляет из себя памятник архитектуры , сложенный из нескольких камней или плит являются жертвенниками и алтарями друидов каменными гробницами доисторической эпохи. Дольмен устраивался на поверхности земли на него сверху насыпался курган , а иногда дольмен воздвигался на вершине кургана или наоборот углублялся в землю и представляли из себя гробницы, родовые и одинокие . Такие дольмены можно увидеть в горах в близь реки Теберды, а некоторые полагают что дольмены это были каменные жилища для карликов. Осознание важности религиозно-культурного и воспитательного значения церковных собраний привело к формированию музея на основе коллекций. Музей Ставропольской епархии помещался в Крестовоздвиженской церкви. Он содержал в себе самые разнообразные экспонаты: от предметов быта из раскопок древних могильников до старинной церковной утвари. Здесь прихожане и жители города могли познакомиться с историей распространения христианства на Северном Кавказе, получить полезную информацию по различным вопросам и проблемам, не ограниченную узкими рамками религиозной тематики. Археологический отдел музея, самый обширный, был представлен предметами быта, орудиями труда, вооружением, погребальным инвентарем, каменными бабами, керамикой, женскими украшениями, предметами конской сбруи, монетами, медалями и орденами. Все предметы заносились в специальную «книгу записи», с точным указанием места, откуда и кем были доставлены. Пополнение музейных фондов осуществлялось разными способами: при объезде епархии, встречая предметы древности, их отправляли в музей; во время миссионерской деятельности, поездок членами общества собирались сведения о предметах старины на местах (ГАСК.Ф.439.Оп.1.Д.3, 190,238). Своей задачей музей ставил ознакомление публики с историей края, с развитием в нем "культуры во всех ее формах и проявлениях". Епархиальный музей способствовал пробуждению интереса к родной истории, к многочисленным памятникам археологии края, их спасению и охране. Музей церковно-археологического общества способствовал решению еще одной задачи, которая представляла собой третье направление в деятельности общества - просвещение населения, пропаганда и распространение историко-археологических знаний и сведений. С этой целью устраивались публичные лекции и чтения, посвященные какому-либо событию из жизни епархии или истории какого-либо археологического памятника с привлечением специалистов, историков и археологов. Общество устраивало также временные и постоянные выставки церковного искусства из фондов епархиального музея.Четвертым направлением была научная деятельность, изучение непосредственно церковной жизни региона, обследование внешнего и внутреннего развития местной церковно-религиозной жизни, изучение местных религиозных обычаев, преданий и обрядов. Территория Ставропольской епархии была большая - 150 тыс.кв.м. В ее состав входили Кубанская область (1 млн.925 тыс.жителей в 1894 г.) и Ставропольская губерния (875 тыс.жителей) (Гедеон, 1992, с.152).Научная деятельность общества заключалась в публикации памятников церковной старины, составление и написание монографий об истории отдельных церквей и монастырей или приходов епархии, в составлении исторических и статистических очерков. Пятое направление в деятельности Ставропольского церковно-археологического общества было связано с издательской деятельностью. Надо отметить, что издательская деятельность церковно-археологических обществ не имела того размаха и значения, как деятельность других обществ, например, губернских ученых архивных комиссий. Многие церковно-археологические общества не имели своего печатного органа и публиковали свои труды в Епархиальных ведомостях. До 1910 г. и на страницах Ставропольских епархиальных ведомостей печатались статьи по истории и археологии Северного Кавказа.Вопрос о создании отдельного печатного органа общества обсуждался не раз. В 1910 г. вышел первый выпуск журнала «Церковная старина на Северном Кавказе». На страницах журнала и Ставропольских епархиальных ведомостей в неофициальной части члены общества печатали пространные исторические очерки по истории и церковной археологии Северного Кавказа, носящие просветительно-научный характер, там же помещались летописи соборов, монастырей, приходов, извлеченные описания и документы из архивов, библиографии по церковной археологии и истории.В заключение благодаря деятельности Святейшего Синода произошла активизация церковных приходов, образовались разнообразные церковно-общественные организации, которые оказали большое влияние на социокультурное пространство нашего региона в рассматриваемый период времени.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСмолич И.К. История русской церкви 1700-1917гг. -часть I. С. 511 Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви- том II. Репринтное воспроизведение . YMGA-PRESS. - Париж. 1959.-М.: Наука, 1991.-576 с.. - С.325 Церковно-Археологическое Общество в г. Ставрополе Кавказском//Ставропольские Епархиальные ведомости - Отдел неофициальный. - 1906 г. - № 12,16. – С. 646-653. ГАСК.Ф.198.Оп.1. д.1.л.14