Публикации Профилактика преступности несовершеннолетних сотрудниками полиции

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика преступности несовершеннолетних сотрудниками полиции
Автор: Игебаева Язгуль Айратовна

УДК 34. Игебаева Я.А.Профилактика преступности несовершеннолетних сотрудниками полицииАннотация: в статье рассматриваются основные вопросы, связанные с деятельностью сотрудников полиции, связанной с предупреждением совершения различных правонарушений несовершеннолетними. Кроме этого, анализу подлежит специфика данного вида деятельности. Предлагаются адекватные пути реформирования существующей системы в области работы с несовершеннолетними. Ключевые слова: профилактика девиантного поведения, профилактика преступности несовершеннолетних, профилактика преступности несовершеннолетних.Всякое правонарушение, а уж тем более крайняя его степень, преступление, есть явный, непреложный индикатор, своего рода лакмусовая бумажка, наглядно демонстрирующая, во-первых, конечно же, несовершенство природы любого человека, но, что более важно, показывающая недостатки функционирования государства и общества в современных условиях. На сегодняшний момент, общая профилактика правонарушений, в том числе и преступлений, есть гарант стабильного функционирования демократического, правового, социального государства и прогрессивного общества, которые заботятся о своих гражданах и членах путем недопущения домогательств до их прав, свобод и законных интересов. Едва ли не самыми опасными преступлениями, совершаемыми различными группами и слоями населения, являются преступления, совершаемые несовершеннолетними, как особой социальной группы, как той частью населения любой страны, в том числе и Российской Федерации, что составляет будущий «человеческий фонд», гарантию развития страны и общества в обозримом и далеком будущем, тем более, если такое развитие предполагает постепенное и поступательное реформирование существующей системы, ее улучшение и движение к истинным идеалам демократизма, гласности, ситуации обеспечения прав и свобод человека и гражданина, что, безусловно, является насущной задачей и проблемой всего мирового сообщества, в том числе, и Российской Федерации.Как отмечают различные ученые и исследователи по данному вопросу, такого рода проблемы, связанные с преступностью именно в несовершеннолетней среде, связаны с актуальными и по сегодняшний день проблемами в плане экономической и социальной нестабильности в стране, а также с постоянной пропагандой культа материальных ценностей и их превалирующим положением над идеалами образованности, порядочности и прочих действительных ценностях человека и общества в целом[5]. То же самое подтверждается и официальной статистикой, например, только за период с января по август 2018 г. было предварительно расследовано, в частности аж 1334 тяжких преступления, совершенных несовершеннолетними преступниками или же при их соучастии [4]. В связи с этим, невероятно актуальными являются вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов по вопросам профилактики преступного поведения, особенно, в детской и подростковой среде. К тому же, само законодательство и деятельность государственной системы Российской Федерации подталкивает нас к тому, чтобы изучать вопрос профилактики преступности в среде несовершеннолетних в качестве отдельной проблемы, поскольку в том же Уголовном кодексе РФ имеется целая глава, посвященная уголовной ответственности несовершеннолетних, что наглядно демонстрирует желание государства выделить данную социальную группу и измерять ее с помощью особенных критериев [1]. Сюда же, уже в более конкретизированном виде, можно отнести и федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где указаны конкретные меры по деятельности, посвященной профилактике преступности в среде несовершеннолетних как особой, специфичной социальной группы [2]. Анализируя данные нормативно-правовые акты, представленные выше, представляется возможным выделить основные задачи, стоящие перед органами внутренних дел, работающими в данной сфере:1. Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;2. Выявление и устранение причин и условий, им способствующих;3. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;4. Поддержка семьи и взаимодействия с ней, т.е. проведения комплекса мероприятий по выведению семьи из социально опасного положения;5. Применение индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;6. Оказание государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;7. Обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних [6]. Изучение данных нормативно-правовых актов дает нам понять, что подобного рода деятельность предполагает охват невероятно широких направлений деятельности, предполагая участие в ней едва ли не всего массива работников органов внутренних дел, а также иных структур. В целях конкретизации изучения данной отрасли и демонстрации конкретной работы по данному направлению представляется необходимым выделить, в качестве наглядного примера, сотрудников полиции как конкретных представителей государственной системы в сфере контроля и надзора, разрешения данного рода проблем и вопросов. В данной среде можно выделить следующие функциональные подразделения, непосредственно занимающиеся профилактикой правонарушений, а именно: ЦВСНП (центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей), ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних), УУП (участковые уполномоченные полиции), ППС (патрульно-постовая служба), ОУР (отделы уголовного розыска). Конечно же, особняком здесь стоят ЦВСНП и ПДН, как специализированные органы, занимающиеся данной деятельностью, в то время как прочие органы призваны оказывать помощь вышеуказанным в их, без сомнения, нелегком деле. Деятельность сотрудников полиции по данному направлению деятельности регламентируется, кроме уже перечисленных, и более специализированными нормативно-правовыми актами, в частности, приказами МВД России, где устанавливаются конкретные цели, задачи и направления, по которым следует осуществлять подобного рода деятельность [3]. Основными методами и формами работы, конечно же, являются индивидуальная профилактическая деятельность, которая, прежде всего, заключается в контроле и учете неблагополучных семей, как перманентной среды для возникновения подобного рода социальных эксцессов. В рамках такой деятельности предполагается индивидуальная работа сотрудников полиции-инспекторов как с самими несовершеннолетними, так и с их родителями или законными представителями, то есть, с их непосредственным социальным окружением. Помимо индивидуальных бесед, сюда включается и деятельность по передаче соответствующей информации в органы местной власти, курирование отдельных подростков и детей в плане оказания им необходимой медицинской помощи, обеспечение условий их адекватного обучения и воспитания, возможные начальные и подготовительные меры по возможному изъятию детей из неблагополучных семей. Конечно же, сюда можно отнести и работу, связанную с организацией различного рода мероприятий, пропагандирующих законное и правовое поведения в данной неблагополучной или потенциально неблагополучной среде, например, лекции в образовательных организациях или же попытка влияния через средства массовой информации, пропаганду здорового образа жизни, спорта и прочее. Сотрудники полиции, работая в данном направлении, обязаны изучать саму личность ребенка, выявляя потенциальных правонарушителей, анализируя при этом и отсекая доступ к ним различного рода вредным источникам негативного влияния. К группам риска здесь относят лиц, уже «пойманных» за правонарушениями самой различной направленности, условно осужденных, вернувшихся из воспитательных и прочих учебных заведений, ведущих явный антиобщественный образ жизни. В целях контроля ситуации необходимо контролировать данные «группы риска». ставить на учет потенциально опасных социальных элементов и проводить с ними особую индивидуальную работу, при этом, конечно же, всячески взаимодействуя с иными подразделениями, органами власти и прочими общественными и государственными структурами. Стоит отметить и то, что подобная работа должна проводиться с учетом особенностей еще не сформировавшейся психики ребенка или подростка, что накладывает огромную ответственность на характер и форму применяемых мер. Важно, чтобы профилактика была именно профилактикой, а не предупредительным клеймением или выставлением в негативном свете загодя. Отметим, что сотрудники полиции занимаются этой деятельностью, основываясь, прежде всего, на правовом воспитании и перевоспитания личности, способствовании формированию морально-нравственных ориентиров в поведении [8, с.82]. Конечно же, сотрудники полиции, действующие в данной сфере, обязаны систематически совершенствовать свои профессиональные навыки, увеличивая свою компетентность в грамотном разрешении подобных вопросов. Видится логичным совершенствование системы подготовки начинающих и переподготовки уже высококвалифицированных кадров с соответствующим образованием и опытом работы. Тем более, такая возможность предоставляется в рамках современного российского высшего образования, например, направления «Социальная работа», «Социальная педагогика» и многое другое [7]. Подводя итог, следует сказать, что деятельность по профилактике преступности в молодежной среде на территории Российской Федерации ведется самым активным образом, однако, первоочередной целью, стоящей как перед государством, так и перед обществом, должно являться, прежде всего, устранение причин возникновения подобных правонарушений на макроуровне, куда можно отнести социальную, экономическую, политическую, духовную сферу и их функционирование, в целом, а только затем устранение и нивеллирование причин. Список литературы1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 июня 1996 г. - № 25 - Ст. 2954.2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г.) // «Российская газета» от 30 июня 1999 г.3. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 11. 17.03.2014.4. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: (Дата обращения: 02.10.2018). 5. Бельский А.И. Предупреждение преступности несовершеннолетних / А.И. Бельский, Р.С. Ягодин, П.А. Волков // Ленинградский юридический журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: (Дата обращения: 04.10.2018). 6. Козлов С.С. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений. 7. Профессия «Инспектор по делам несовершеннолетних». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: (Дата обращения: 06.10.2018). 8. Щеглова А.Н. Особенности ранней профилактики преступности несовершеннолетних / А.Н. Щеглова // Науч. портал МВД России. – 2009. – № 3. – С. 82.