Публикации
Современное образование: интеграция цифровых технологий и их влияние на процесс обучения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современное образование: интеграция цифровых технологий и их влияние на процесс обучения
Автор: Елена Александровна Малахова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современное образование: интеграция цифровых технологий и их влияние на процесс обучения
Автор: Елена Александровна Малахова
Современное образование: интеграция цифровых технологий и их влияние на процесс обученияФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»Малахова Елена Александровна (преподаватель)Ключевые слова: цифровые ресурсы, образовательные технологии, изобразительное искусство, интерактивные методики Современное образование представляет собой сложную и многогранную задачу, направленную на формирование всесторонне развитой личности. В соответствии с ФГОС акцент делается на развитии универсальных учебных действий, что предполагает не только усвоение материала, но и развитие навыков критического мышления, самостоятельного поиска информации и её использования в реальной жизни. Важно не просто запоминать факты, но и уметь находить решения в нестандартных ситуациях, осваивать новые информационные технологии.Кроме того, меняется подход к образованию: сегодня важно не только стремление к знаниям, но и желание быть успешным в жизни, самостоятельно достигать целей, ориентироваться в сложном информационном пространстве и понимать свои сильные и слабые стороны. Мы воспитываем не просто учеников, но и людей, которые могут стать лидерами, активными и творческими членами общества.Одним из ключевых инструментов достижения целей на уроках изобразительного искусства является интеграция информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Они должны соответствовать требованиям базовой образовательной программы, установленным ФГОС.В рамках проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" и инициативы "Цифровая школа" во всех образовательных учреждениях должны быть созданы условия для обеспечения равного доступа школьников к качественному общему образованию и полноценному использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).Цифровые ресурсы становятся неотъемлемой частью уроков изобразительного искусства, открывая новые горизонты для интерактивных заданий. Учащиеся не только изучают произведения искусства, но и активно участвуют в творческом процессе.Преимущества использования цифровых образовательных ресурсов включают: усиление мотивации к обучению, активизацию познавательной активности учащихся, проведение занятий на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, привлечение большого количества учебных материалов, обеспечение высокой степени дифференциации и индивидуализации обучения, повышение качества обучения, расширение возможностей самостоятельной деятельности, формирование навыков проектной и исследовательской деятельности, обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, цифровым музеям и другим информационным ресурсам.Виртуальная галерея является мощным инструментом арт-образования, открывающим учащимся мир различных художественных стилей и направлений. Она позволяет изучать как работы известных мастеров, так и современных художников, что расширяет кругозор учащихся и вдохновляет их на собственное творчество. Использование цифровых выставочных ресурсов делает уроки искусства более доступными и интерактивными, что повышает заинтересованность учащихся в предмете.Виртуальные экскурсии предоставляют уникальную возможность для интерактивного взаимодействия с посетителями. Многие виртуальные музеи предлагают функции детального просмотра картин, навигации между залами и доступа к дополнительным материалам, включая аудиокомментарии и видеоматериалы к выставкам. Особый интерес представляет возможность "погружения" в произведения искусства с использованием виртуальных технологий. Экскурсию можно дополнить комментариями преподавателя, который выделяет важные элементы композиции, особенности цвета и формы, а также объясняет символическое значение деталей. Такие экскурсии пробуждают интерес к искусству, стимулируют более глубокое изучение произведений искусства и проведение исследовательской деятельности, побуждая учащихся больше узнавать об истории каждого экспоната.Использование интерактивных заданий с цифровыми ресурсами на уроках искусства развивает творческие и аналитические способности учащихся. Такие задания, как создание виртуальных выставок или использование цифровых инструментов для анализа произведений искусства, помогают улучшить художественные навыки, развить читательскую грамотность и способность воспринимать и интерпретировать произведения искусства. Такие подходы повышают уровень вовлеченности, осмысленности и инициативы учащихся, создавая условия для эффективного и многогранного обучения.Внедрение инновационных цифровых технологий значительно повышает эффективность образовательного процесса. Одним из ярких примеров такого подхода является использование QR-кодов на уроках, что создает интерактивную и увлекательную образовательную среду. QR-коды и мобильные сканеры упрощают доступ к онлайн-ресурсам, файлам и дополнительным материалам, превращая урок в динамичное интерактивное действо.Использование QR-кодов на уроках, особенно в формате квестов или игр, повышает вовлеченность учащихся и эффективность обучения, превращая процесс освоения материала в увлекательное приключение. Интерактивный поиск ответов, скрытых в QR-кодах, развивает самостоятельность, критическое мышление и способствует лучшему самоконтролю. Коды быстрого отклика выступают в качестве эффективного инструмента для распространения информации и поддержки самостоятельной работы учащихся.На уроках различной методической направленности использование QR-кодов помогает улучшить контроль и организацию учебного процесса, что позволяет быстро отслеживать выполнение заданий и групповых проектов. Мгновенная обратная связь позволяет проверить правильность заданий и делает процесс обучения более вдумчивым, мотивируя учащихся к активному участию в образовательном процессе, развивает чувство ответственности и стимулирует самостоятельную работу.В контексте смешанного и дистанционного обучения интерактивные проекты становятся важным инструментом привлечения учащихся и быстрого контроля за их пониманием материала. Они позволяют быстро оценить усвоение знаний, эффективно повторить или закрепить изученное. Сервисы для конструирования интерактивных заданий, такие как LearningApps, предоставляют учителям возможность легко и гибко создавать такие задания, превращая процесс обучения в динамичное и увлекательное занятие.Платформа LearningApps.org обладает большим потенциалом для улучшения и обогащения содержания уроков, особенно в рамках современных педагогических подходов. Она позволяет создавать интерактивные задания, учитывающие различные стили обучения и индивидуальные особенности учащихся. В частности, создание интерактивных тестов и викторин, таблиц совпадений, хронологических линеек по истории искусства помогает разнообразить образовательный процесс. Такие задания, как сравнение художников с их работами или реконструкция композиции, превращают процесс запоминания фактов в более увлекательное и эффективное занятие, что повышает интерес учащихся к изучаемому предмету и улучшает усвоение материала.LearningApps.org предоставляет прекрасные возможности для практического закрепления знаний о композиции, цвете и форме. Используя эту платформу, вы можете создавать интерактивные упражнения, в которых учащиеся могут экспериментировать с размещением объектов, выбирать гармоничные цветовые сочетания или анализировать формы. Разнообразие видов деятельности в рамках работы с интерактивным конструктором помогает перевести теоретические знания в практическое поле, развивая у учащихся наблюдательность и творческое мышление. Кроме того, платформа поддерживает командную работу, что позволяет учащимся совместно создавать интерактивные проекты, такие как виртуальные галереи или путеводители по музеям. Это способствует развитию навыков командной работы и формированию аналитического подхода к изучению материала.Цифровые образовательные ресурсы, объединяющие визуальные образы произведений искусства, текстовую информацию и аудиоматериалы, оказывают сильное эмоциональное воздействие, способствуя формированию художественного вкуса и расширению знаний учащихся в области культуры и искусства. Возможности наглядного представления материала, быстрая проверка знаний и разнообразие организационных форм работы делают цифровые образовательные ресурсы более эффективными, чем традиционные методы обучения, открывая новые горизонты преподавания и вовлекая учащихся в учебный процесс.Таким образом, цифровые образовательные технологии обеспечивают качественный скачок в развитии культурной компетентности учащихся, помогают формировать их ценностные ориентиры. Современные цифровые ресурсы не только сэкономят учителям время на разъяснение материала, но и помогут наглядно продемонстрировать его, повысят интерес учащихся к предмету и, как следствие, будут способствовать улучшению качества образования в целом. Все это подтверждает необходимость активного использования цифровых технологий в современной школе.Список литературы:1.Глухова Н.В. О подготовке учителя изобразительного искусства в области компьютерной графики. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) ART 1260 (Июль 2008 г.) 2.Гриншкун, Краснова: Современная цифровая образовательная среда. Ресурсы, средства, сервисы. Монография. М.: — «Проспект», 2023 г. - 216 с.3.Пономаренко Е.В., Рузина Е.И., Шкваря Л.В.: Цифровые технологии в образовании, науке, территориальном развитии. Опыт Франции и России. Коллективная монография. М.: — Издательский дом "Научная библиотека", 2019г. —200 с.4.Канунникова, Т. А. Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве и педагогике / Т. А. Канунникова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 28-31. — URL: (дата обращения: 16.11.2024).