Публикации
"Формирование здорового образа жизни детей и учащейся молодежи"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование здорового образа жизни детей и учащейся молодежи"
Автор: Кузнецова Екатерина Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование здорового образа жизни детей и учащейся молодежи"
Автор: Кузнецова Екатерина Михайловна
Кузнецова Екатерина МихайловнаГБОУ «ШКОЛА № 112 Г.О. ДОНЕЦК»«Формирование здорового образа жизни детей и учащейся молодежи»«Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто».СократАннотацияФормирование здорового образа жизни детей имеет важное общественное значение, поскольку сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание здорового поколения - задача, от решения которой во многом зависит развитие и потенциал государства. В данной работе будут рассмотрены методы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта.Ключевые слова: дети, здоровье детей, здоровый образ жизни детей, формирование здорового образа жизни детей.АктуальностьПроблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.Чаще всего в формировании здорового образа жизни ложится в основу практика социальной работы, осуществляемой сегодня различными службами, учреждениями, общественными организациями, работающими с детьми, подростками и молодежью.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. При этом ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.Как целостная система, ЗОЖ складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, или трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. В целом структура ЗОЖ включает в себя следующие компоненты:оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим дня, психофизиологическую регуляцию, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек. Культура здоровья - это компонент социокультуры. У людей, ведущих ЗОЖ, изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни; исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков.Здоровый образ жизни - это способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации.В действительности, здоровый образ жизни у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.Каждый школьник, учащийся и студент должен знать, что основными критериями здорового образа жизни являются: гигиеническая обоснованность поведения человека, физиологически оптимальный режим труда, достаточная двигательная активность, отказ от вредных привычек, рациональное питание, правильно организованный, направленный на восстановление сил отдых, полезные для личности, семьи, общества формы досуга, оптимальные межличностные отношения и т.д.Последовательное приобретение учащимися знаний об основах формирования ЗОЖ позволит акцентировать их внимание на том, что ЗОЖ - это не только специальная деятельность, направленная на осознание необходимости сохранения и совершенствования его здоровья, но и организующее начало для формирования жизненных ценностей на различных этапах развития.В процессе обучения и воспитания, учащиеся начинают понимать, что такое «здоровье индивидуума» (человека) и характеризовать его как динамический процесс приспособления к окружающей среде, который следует рассматривать, как адаптацию организма к различным условиям жизни.Для формирования ЗОЖ очень важно, чтобы каждый обучающийся усвоил, что критериями оценки здоровья являются:- уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе;- отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность;- социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.Установлено, что главными факторами здоровья являются:- движения, обеспечивающие долголетие;- интенсивные физические нагрузки, благоприятно влияющие на функционирование организма;- правильное рациональное питание, обеспечивающее здоровье;- закаливание, являющееся залогом здоровья;- водные процедуры, дающие нам бодрость;- массаж, применяемый для здоровья, уход за телом, профилактика заболеваний.Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. На всех этапах обучения в системе непрерывного образования следует усвоить, что здоровье помогает выполнять наши планы, успешно решать жизненное важные задачи, преодолевать трудности и, если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, здоровый образ жизни обеспечивают ему долгую и активную жизнь.К сожалению, здоровье часто теряется потому, что многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм ЗОЖ. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамия), вызывающей преждевременное старение, другие не соблюдают меру в еде, что приводит к ожирению, склерозу сосудов, в отдельных случаях - к сахарному диабету, третьи не умеют правильно отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот. Эти люди всегда беспокойны, нервны, страдают заболеванием внутренних органов. Определенная часть людей страдают пристрастием к курению и алкоголю, тем самым активно укорачивают свою жизнь.Как известно, понятие «образ жизни» рассматривается как тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации.Для взрослых основными параметрами образа жизни является труд, для учащихся - учеба, а также - быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, различные поведенческие привычки и проявления.По мнению философов, болезнь - есть жизнь, стесненная в своей свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивая полноценное развитие и реализацию возможности индивида, способствует формированию активной жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически развитой личности.Ученые пришли к выводу, что вести свою деятельность по формированию ЗОЖ у учащихся педагог должен с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей и подростков.Возрастными этапами, которые проходит ребенок, являются дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский возраст, и на каждом возрастном этапе следует дать определенный объем знаний о ЗОЖ, выработать соответствующие умение, навыки и положительные привычки по выполнению каждого его компонента.При организации деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни в системе непрерывного образования, следует предусмотреть следующее:- рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;- оптимальная и систематическая физическая активность;- научно-обоснованное, эффективное закаливание;- нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;- комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;- учет и коррекция влияния окружающей среды на здоровье;- вред и польза самолечения;- аргументированная и действенная пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;- формирование у детей и подростков правильных представлений о половом созревании, знаний и мер профилактики СПИДа;- обучение по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.Установлено, что здоровый образ жизни - это наука и искусство помогать людям изменить их образ жизни для достижения состояния оптимального здоровья.Последовательное выполнение всех этих требований ЗОЖ от одной возрастной группы к другой, позволит сформировать у обучающихся твердое убеждение в том, что здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья человека, и что формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.Формирование здорового образа жизни у учащихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих здорового образа жизни у школьников.Наблюдения показывают, что использование различных форм работы с учащимися в воспитательном процессе позволяет им более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.Список использованной литературы:Альбицкий В.Ю., Макеев Н.И. Здоровье-сберегающее поведение подростков // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истор. мед. - 2010. - №2. Боровик Т.Э., Семёнова Н.Н., Степанова Т.Н. Сбалансированное питание детей - основа здорового образа жизни // Педиатр. фармакол. - 2010. - Т. 7, №3. Козлова В.А. Проблемы формирования мотивации студентов на здоровьесбережение // Педагогика, психол. и мед.-биол. пробл. физич. воспит. и спорта. - 2011. - №4. Мельничук Ю.В., Макущенко И.В., Тарапата Н.В., Программа среднего общего образования «Физическая культура 1-11 классы». - Донецкий ИППО, 2017. Павловская Т.А., Зайчиков А.А. Формирование основ здорового образа жизни посредством дополнительного образования // Физ. культ. в школе. - 2011. - №6.