Публикации
Актуальность взглядов К.Д. Ушинского в современном образовании
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальность взглядов К.Д. Ушинского в современном образовании
Автор: Щепетнова Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальность взглядов К.Д. Ушинского в современном образовании
Автор: Щепетнова Елена Николаевна
Актуальность взглядов К.Д. Ушинского в современном образовании Щепетнова Е.Н., учитель-дефектологМБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ»,г.Старый Оскол, Белгородская об.Духовно-нравственное воспитание – есть единый механизм, включающий много жизненных аспектов, и ключевым моментом, во всей этой системе, является социальная среда, в которой воспитывается ребенок. Взаимодействие людей разностороннее и разноплановое, человек в процессе жизни вступает в социальные, культурные, экономические и религиозные связи, и в каждой из этих сторон присутствует морально-этическая сторона, нормы, правила, духовно-нравственная составляющая – все, что складывалось в определенный уклад многовековой историей. Отсюда следует, что для формирования духовно-нравственной личности необходимо знание истории, культуры и традиций той страны, в которой воспитывается и растет человек. Ушинский Константин Дмитриевич был первым, кто предложил ввести в систему образования понятие «народность» и «общественность» и рассматривая образование именно с этой позиции[1, 88]. Говоря об общественно следует выделить основные критерии, который Ушинский выделил, говоря о социальности образования: Общественное образование – есть неотъемлемая часть социума; Только при «одновременном движении всего общества» и совместными усилиями возможно движение воспитания; Только основываясь на нормах общества, его мнении и, развиваясь в соответствии с ним воспитание может иметь большое значение; Самостоятельное развитие воспитания возможно только в том случае, если общественное мнение указывает на цель, средства и методы воспитания [2, 71]. Движущим фактором, считал педагог, в формировании духовно-нравственных качеств, должна стать национальная культура, ценности и приоритеты, мировоззрение, православная вера, традиции, нравы и уклад родной страны. Понятия «национальная культура» и «традиции» тождественны понятию «духовно-нравственное», овладение всеми этими знаниями может сделать ребенка крепче духом, уважающим и уважаемым, любящим и любимом, творцом своей жизни, ответственным и самоотверженным для своей страны – все это, делая каждого из нас сильными духом, а соответственно и телом, способно вести по пути созидания и сотворчества к развитию нашей страны.На сегодняшний момент взгляды К.Д. Ушинского на систему воспитания являются актуальными, и соответственно, их внедрение в современное образование будут иметь важное значение для всего образования в целом. Опыт последних лет показал, что, к сожалению, подрастающее поколение мало интересуется историей, традициями и культурой своей страны. Повсеместно процветает аморальное поведение, употребление алкоголя и наркотиков, замена понятий и приоритетов, поменялись идеалы – все это ведет к пропасти, духовному обнищанию и, неминуемой гибели страны, поскольку не останется верных, любящих и уважающих, сострадательных и самоотверженных, патриотов страны, людей со стойким стержнем веры и духовно-нравственной составляющей. В соответствии с этом, возникла достаточно кризисная ситуация, когда необходим поиск новых средств и методов, направленных на формирование духовности и возрождения культурных традиций. И взгляды К.Д. Ушинского, как нельзя, кстати, являются тем спасительным ключиком, открывающим двери в новую светлую жизнь, потому, что, как нам всем давно известно «новое, хорошо, забыто старое». Учитель русских учитель – Константин Дмитриевич создал свою систему воспитания и развития детей, уделяя большое внимание знанию истории родного края, культуры, традиций, православному воспитанию. Ушинский уделял большое значение трудовой деятельности и считал необходимым приобщение к труду с раннего возраста. Константин Дмитриевич создал свою систему обучения педагогов, ввел понятие «наставников и наставничества», по его системе выучилось не одно поколение будущих педагогов. В честь Ушинского К.Д. и его заслуг введена медаль, которой награждают ведущих педагогических и общественных деятелей. Перу Ушинского принадлежат множества поучительных сказок и рассказов для детей с нравственной подоплекой, которые учат дружбе, любви, заботе, вере и труду. Им создано множество методической литературы, учебников и хрестоматия.Константин Дмитриевич Ушинский внес огромный вклад в систему воспитания и обучения детей, но самое главное, что на сегодня важно и необходимо для возрождения духовно-нравственной составляющей для нашей страны, – это введение в систему образование знаний православия, культуры, народных традиций, фольклора – все, что складывалось за многовековую историю нашей страны, и что всегда, в любых ситуация помогало справляться нам даже с самыми трудными жизненными ситуациями. Это было важно во времена К.Д. Ушинского – важно, и особенно важно, сейчас, в наше сложное время, когда все и везде требует перемен и обновления, и, где особенно необходимы перемены, возврат к нормам и правилам наших предков – это наше образование, новое, то есть «старое», уже много лет назад, зарекомендовавшее себя воспитание подрастающего поколения, как будущую опору и оплот своей страны.Список литературыУшинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1945., с.88 Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - М.-Л., 1948. - Т.2., с.71. Щепетнова Е.Н. Педагогические идея в святоотеческом богословии и православном воспитании К.Д. Ушинского// Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 48.04.01 Теология, НИУ «БелГУ», Институт общественных наук и массовых коммуникаций, кафедра философии и теологии, 2020., с.69.