Публикации Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие в Воронежский заповедник»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие в Воронежский заповедник»
Автор: Заречнева Елена Петровна

Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в Воронежский заповедник».Цель: Познакомить детей с историей создания, природоохранной деятельностью Воронежского заповедника, его вкладе в сохранение бобров.Задачи:- Закрепить представление детей о том, что такое заповедник и для чего их создают.- Познакомить детей с Воронежским заповедником, с историей его создания, с животными, обитающими в заповеднике нашего края.- Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь и охранять.- Закрепить знания о Красной книге.- Развивать познавательный интерес, память, мышление, умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и внешним видом животного.- Расширять лексический запас, совершенствовать общую моторику, вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью.- Закреплять умение детей собирать картинку из нескольких частей.- Закрепить представление детей о безопасном поведении в природе, о соблюдении мер предосторожности и умении избегать опасностей.- Воспитывать бережное отношение к природе.- Закреплять правильное произношение звука [Р] словах и предложениях.- Закреплять навык согласования существительного с числительными.- Воспитывать умение слушать друг друга и анализировать ответы друг друга; воспитывать самоконтроль за речью.Оборудование: Интерактивный комплекс «Теремок»; Презентация «Воронежский заповедник»; иллюстрации животных, овощей; загадки, «Пазл-эмблема», музомпозиция «Звуки леса», коробка с красной книгой, эмблема Воронежского заповедника.Ход занятия:1.Оргомент. Введение в тему занятия.Перед началом занятия дети приветствуют друг друга. Приветствие сопровождается движениями:- Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)- Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)- Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки вниз)- Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)- Ребята, присаживайтесь. Сегодня утром мне почтальон принёс посылку. Давайте посмотрим, что внутри? (внутри Красная книга).– Как вы думаете, что это? (Красная книга).– Почему она так называется?– Для чего она нужна? (в Красную книгу записывают редкие исчезающие виды животных и растений, для того, чтобы их не истребляли).– Виды, занесенные в Красную книгу, находятся под охраной государства.– Ребята, а почему исчезают растения и животные на земле? (ответы детей).– Многие животные на земле исчезают потому, что им становиться или негде жить, или нечего есть. А что же нужно сделать, чтобы животным и растениям было место для обитания?– Для того, чтобы сохранить редких животных, интересные растения, просто красивые места на земле, люди создают заповедники.– Как вы думаете, что такое заповедник? (ответы детей).Слайд №1Заповедник – это дом для животных и растений. Где их жизни ничего не грозит: ведь в заповеднике нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. Человек не может выстроить дом, вырубить лес, построить фабрику или завод. За этим следят сотрудники лесной охраны заповедника – государственные инспекторы или лесники. Заповедники есть во всех странах. В нашей стране их больше 100. Недалеко от города Воронеж расположен Воронежский заповедник. Сейчас я предлагаю познакомиться с ним поближе.2. Основная часть. - Предлагаю вам закрыть глаза, чтобы волшебная музыка нас перенесла в заповедник. (звучит музыка леса)Слайд № 2-3- История Воронежского заповедника началась много лет назад, в далеком 1927 году. (Изображение музея-заповедника) - А кто главный зверек в этом заповеднике вы узнаете, когда отгадаете загадку:Загадка №1В тихой заводи речной Он построил дом весной. Без пилы и топора Дом построен у… (бобра)(из красной книги демонстрируется первая картинка - Бобра)Слайд №4- Правильно! На одной из лесных речек с красивым названием Усманка, недалеко от Воронежа, ученые-биологи нашли несколько семей бобров (изображение реки Усманки).- Этих животных осталось совсем мало. Их убивали, чтобы получить красивую и теплую шкуру (изображение бобров)- Найденных бобров надо было как-то спасать, вот ученые и предложили создать в этом месте заповедник для бобров. Ведь их осталось очень мало, и без помощи человека этим животным было уже не обойтись (изображение бобров).- Решили поймать несколько бобров. Соорудить им удобные вольеры, кормить и ухаживать за ними. Ведь даже в неволе у бобров могут родиться малыши-бобрята. Когда же бобрята вырастут и окрепнут, можно будет отпустить их на волю – пусть живут. - Так в Воронежском заповеднике был создан знаменитый бобровый питомник.- А бобр является символом Воронежского заповедника. Его изображение находится на эмблеме заповедника. Вместе с ним изображено еще одно животное. Отгадайте какое:Загадка №2Трав копытами касаясь,Ходит по лесу красавец.Ходит смело и легко,Рога раскинув широко… (Олень)3. Дидактическая игра: «Собери пазл».- А теперь предлагаю вам собрать пазл и посмотреть на эмблему Воронежского заповедника.- Ребята, в заповеднике охраняются не только бобры и олени. В заповедном лесу растет более тысячи видов растений, насекомых, нашли убежище самые разные птицы и животные. Предлагаю вам встать и немного отдохнуть. А потом мы с вами узнаем, кто же еще живет в заповеднике.Слайды презентации: №7,8,9,10.4. Физкультминутка минутка «Мы в заповеднике, друзья» (выполняется под музыку «Звуки природы»):Мы в заповеднике, друзья (шагаем).И все мы дружная семья (обнимаем себя) Деревья выстроились в ряд (встать по стойке смирно)И каждой встрече с нами рад (киваем головой)Вот это гибкостью своею тешит взгляд (наклоны в стороны)А это высится сурово, как солдат (руки вверх)Одно - раскидистые ветки простирает (руки в стороны)Другое - на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки)5. Знакомство с норными животными.- В заповеднике много и других животных. Я хочу вас сегодня познакомить с животными, которые живут в норках. Отгадайте загадки и вы узнаете, какие это животные.Загадка 3.За лето, нагулял жирок,И запасы сделал впрок,А осенью ложится в спячку,Но, он не суслик, он - …(Сурок)Загадка 4.Он идёт не торопливо,Зацепил хвостом он сук.Полосатый он, красивый.Хозяйственный…(Барсук)Загадка 5На спине плывёт зверёк,Он пловец отличный,Рыбу ловит без сетей,Ловко, очень быстро! (Выдра)- Умнички, молодцы, все загадки правильно отгадали!6. Дидактическая игра «Кто лишний».- Ребята, как вы думаете, какое из этих животных лишнее и почему? (Олень, потому что в названии этого животного нет звука [Р] )- Молодцы, верно!7. Дидактическая игра «Чей детёныш».- Ребята, у меня в красной книге остались еще картинки животных. И это их детёныши: бобра, барсука, выдры, сурка. Давайте с вами им поможем найти своих мам и назовем у кого кто? (Ответы детей)У бобра – бобрята. У Барсука – барсучата. У выдры – выдрята. У сурка сурчата.8. Дидактическая игра «Посчитай Барсуков».- Ребята у меня в красной книге остались ещё барсуки. Давайте их дружно посчитаем: Один барсук, два барсука, три барсука, четыре барсука, пять барсуков. (Считают хором)9. Дидактическая игра «Покорми животных».- Ой, а наши норные животные ведь голодные! Давайте каждого животного покормим. Будем выбирать им еду и говорить, кто что ест.1. Выдра ест морковку. 3. Бобр ест картофель. 4. Сурок ест кукурузу. 5. Барсук ест перец.10. Игра «Что хорошо, а что плохо?».- Какие вы молодцы, ребята, вы всех норных животных накормили, детёнышей мамам вернули. А скажите, пожалуйста, нужно в заповедниках беречь природу? (ответы детей). Правильно, охранять родную природу надо и не только в заповеднике, а каждый уголок нашей с вами богатой земли!- Я предлагаю вам встать и поиграть в игру «Что хорошо, а что плохо?». Я буду читать предложения, если вы считаете, что это хорошо – хлопаете в ладоши, если считаете, что это плохо – прячете руки за спину.1. Костер в лесу. 2. Мусор в лесу. 3. Вырубка леса. 4. Посадка деревьев. 6.Охота на животных. 7. Развешивание кормушек. 8. Посадка деревьев. 9. Не рвать цветы. 10. Создание заповедников. 11.Нарушать тишину леса. 12. Разорять птичьи гнёзда и муравейники. 13. Разжигать в лесу костры.9. Итог занятия.- Ребята вам понравилось в заповеднике? (ответы детей)- А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем: «Вокруг себя обернись, в детском саду окажись». (под музыку возвращаются обратно)- Ребята, давайте вспомним, как называется дом, где живут редкие животные (заповедник).- А в какую книгу они были записаны? (красную)- Предлагаю вам вспомнить и назвать норных животных, которые живут в Воронежском заповеднике (ответы детей).- Правильно, молодцы!- Я хочу вам подарить на память подарок о «путешествии» в Воронежский заповедник – эмблему с изображением бобра и оленя.