Публикации
"Никто не забыт. ничто не забыто"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Никто не забыт. ничто не забыто"
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Никто не забыт. ничто не забыто"
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна
Проект для детей старшего дошкольного возраста«Никто не забыт, ничто не забыто»«Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепеннойважности, и нет необходимости этодоказывать. Но как воспитать этулюбовь? Она начинается с малого – с любвик своей семье, к своему дому.Постоянно расширяясь, эта любовьк родному, переходит в любовь, к своемугосударству, к его истории, его прошломуи настоящему, а затем ко всемучеловечеству»Д.С.ЛихачевТема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина – Россия. В ней живет много людей разных национальностей, но любой из них вправе сказать: "Я – россиянин!". Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов "Родина", "патриот", "патриотизм", мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства своей страны. Но, главное, мы должны научить этому наших детей. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 5 – 6 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из услышанного и увиденного, делать выводы.Вид проекта: познавательный, взросло – детский, долгосрочный.Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний о роли родного города в годы Великой Отечественной войне, о городах – героях.Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Сейчас осталось мало ветеранов Великой Отечественной войны и дети не могут получить информацию из первых уст, от непосредственных участников тех событий. Наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.Цель: Формировать нравственно – патриотические чувства у детей, основанные на расширении представлений о родном городе в годы ВОВ и городах – героях, городах воинской славы.Задачи:Способствовать воспитанию у ребенка нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, ветеранам войны. Дать детям представления о жизни и деятельности родного города Новосибирска в годы Великой Отечественной войны. Расширять представления о Великой Отечественной войне в процессе знакомства с городами – героями и городами воинской славы. Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага. Развивать познавательные, творческие способности детей в процессе практических деятельностей, вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности. Развивать коммуникативную функцию речи: обратить внимание на правильность построения предложений в рассказах о городах – героях. Совершенствовать взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта. Ресурсное обеспечение проекта:Мультфильмы: «Василек» «Салют» «Солдатская сказка» Подборка познавательной и художественной литературы; Интерактивная доска; Ноутбук; Цветной принтер; Бумага для принтера; Ламинатор; Бумага для ламинатора; Раскраски; Диски с записями песен о войне; Акварельные краски, клей, цветная бумага, альбомы, ножницы, пластилин, цветные карандаши; Фотографии; Альбом для «Книги памяти»; Материал для оформления стенда. Методы реализации проекта:наглядный: просмотр мультипликационных фильмов, альбомов, картин, фотографий; словесный: беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, прослушивание песен чтение стихов, сказок, рассказов, заучивание стихотворений с детьми; практический: сюжетно – ролевые игры, продуктивная деятельность. Этапы работы над проектом:1 этап – подготовительный:Метод трех вопросов о родном городе в годы войны: «Что мы знаем?»; «Что хотим узнать?»; «Как это можно узнать?». Подбор информации для консультации «Как рассказать нашим детям об этой великой войне». Сбор информации для стенда «Что и как рассказывать детям о войне». Сбор информации об участниках и ветеранах ВОВ для создания «Книги памяти» и стенда «Бессмертный полк». Привлечение родителей к сбору информации об орденах и медалях ВОВ. Подбор мультипликационных фильмов; Подбор песен о войне; Создание и обсуждение совместного плана работы с родителями, выбор возможных источников информации;Подбор наглядного и методического материала; 2 этап – основной:Беседа о предстоящем празднике «9 мая – День Победы»; Рассматривание иллюстраций и фотографий о Великой Отечественной войне; Просмотр мультимедиа о Новосибирске в годы войны. Прослушивание фронтовых песен «Священная война», «Катюша», «День Победы». Просмотр мультфильма «Василек». Консультация для родителей «Как рассказать нашим детям об этой великой войне». Организация в группе выставки книг о Великой Отечественной войне. Привлечь родителей к оформлению «Книги памяти». Чтение рассказов и стихов о войне, заучивание стихотворений о войне. Просмотр мультфильма «Солдатская сказка». Ручной труд «Открытка к 9 мая!». Оформление стенда «Что и как рассказывать детям о войне». Презентация детско – родительских проектов «Города – герои на карте России». Лепка «Военная техника». Подготовка к выставке творческих работ «Юбилей Победы». Экскурсия в «Зал боевой славы» музея Калининского района. Беседа после посещения музея. (Приложение 1) Просмотр мультфильма «Салют». Оформление стенда «Бессмертный полк». Оформление «Книги памяти». Экскурсия с родителями в Павловский сквер, к Монументу Славы во время майских праздников. Викторина «День Победы». (Приложение 2) этап – заключительный: Выставка творческих работ «Юбилей Победы». Праздник «Наш долг живым и павшим», посвященный 70-летию Победы. План проведения мероприятий.Ожидаемые результаты:Для детей:Знакомство с жизнью и деятельностью родного города Новосибирска в годы Великой Отечественной войны. Расширение представлений о Великой Отечественной войне в процессе знакомства с городами – героями и городами воинской славы. Воспитание уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага. Развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе практических деятельностей, вызывание эмоционального отклика на результат своей деятельности. Совершенствование взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта. Для педагогов:Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.Развитие творческих способностей в процессе практических деятельностей. Самореализация, повышение творческого потенциала. Для родителей:Оптимизация детско – родительских отношений. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).Подведение итогов по проекту:Разработанный и реализованный проект «Никто не забыт, ничто не забыто» показал свою эффективность и значимость не только для детей и педагогов, но и для родителей. Для детей:Познакомились с жизнью родного города во время войны (были эвакуированы заводы и фабрики, открыты госпитали, промышленность перестроена на выпуск военной техники); Дети познакомились с городами – героями нашей страны и с городами воинской славы; Узнали о своих близких родственниках, участвовавших в войне во время сбора материала для «Книги памяти» и стенда «Бессмертный полк»; Рассмотрели ордена и медали Великой Отечественной войны, которыми награждали всех участников войны; Сформировано чувство уважения к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за свой родной город». Для педагогов:Собран необходимый материал для осуществления проекта: оборудование для сюжетно – ролевых игр, оформления альбомов для ознакомления детей с некоторыми вопросами темы; Подобрана и изучена литературу по теме проекта (познавательная, методическая, художественная); Повысилась компетентность педагогов в использовании современных педагогических технологий в образовательной деятельности. Для родителей:Приняли активное участие в сборе материала об орденах и медалях Великой Отечественной войны; Предоставили фотографии родственников, участников войны, для оформления «Книги памяти» и стенда «Бессмертный полк»; Подготовили вместе с детьми проекты «Города – герои на карте России» (14 проектов). Повысился уровень активности и вовлеченности родителей в деятельность ДОУ. Список использованных источников и литературыАлександрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. Белоусова Л.Е. Навстречу Дню победы. Цикл тематических бесед – рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Санкт – Петербург: Детство – Пресс 2010. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационный материал / Санкт – Петербург: Детство – Пресс 2012. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы / Москва: Аркти, 2003. День Победы. Наглядно – дидактическое пособие. Для детей 3 – 7 лет/ Москва: Мозаика – Синтез 2010. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под редакцией Л.А. Кондрыкинской. Москва: Сфера 2003. Картотека сюжетных картинок. Выпуск 40. С днем Великой победы: Тематический сценарий и картинный материал / Санкт – Петербург: Детство – Пресс 2015. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / Москва: Сфера 2003. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / Москва Электронные ресурсы (дата обращение март 2015) (дата обращения март 2015) (дата обращения апрель 2015) (дата обращения апрель 2015)Приложение 1Вопросы к беседе с детьми:Какой праздник наша страна отмечает 9 мая? Победу над кем одержали? Кто первым встретил врага в первые дни войны? Какие рода войск? Какие рода войск сражались на фронтах? Назовите героев - новосибирцев, сражавшихся во время войны? Какие подвиги они совершили? Почему люди в войне стояли насмерть? Кто из героев вам особенно запомнился и почему? Как современники хранят память о погибших в годы войны? Какие памятники погибшим в нашем городе вы знаете? Чем награждали героев во время войны? Какую боевую технику вы знаете? Объясните поговорку русского народа: «Фронт и тыл – родные братья, и крепче в мире нет родни?» Приложение 2Викторина для детей «День Победы»1. Почему нужно защищать Родину?2. Когда началась Великая Отечественная война?3. Кто был инициатором начала войны?4. Какую роль сыграл Новосибирск в годы войны?5. Какие вы знаете города – герои?6. Как вы думаете, почему наша страна добилась победы?7. Продолжите пословицу:Родина-мать – надо её …(защищать).Один в поле … (не воин).За край родной иди бесстрашно …(в бой).Человек без Родины как …(соловей без песни).Когда народ един – он …(непобедим).8. Каких героев – новосибирцев вы знаете?9. Какие произведения о Великой Отечественной войне вы знаете?10. Какие вы знаете песни о Великой Отечественной войне?11. Какие вы знаете награды Великой Отечественной войны? 12. Чем знаменит день 24 июня 1945 года?