Публикации "Никто не забыт. ничто не забыто"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Никто не забыт. ничто не забыто"
Автор: Кошкова Марина Геннадьевна

Проект для детей старшего дошкольного возраста«Никто не забыт, ничто не забыто»«Воспитание любви к родному краю,к родной культуре, к родному городу,к родной речи – задача первостепеннойважности, и нет необходимости этодоказывать. Но как воспитать этулюбовь? Она начинается с малого – с любвик своей семье, к своему дому.Постоянно расширяясь, эта любовьк родному,  переходит в любовь, к своемугосударству, к его истории, его прошломуи настоящему, а затем ко всемучеловечеству»Д.С.ЛихачевТема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы  поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина – Россия. В ней живет много людей разных национальностей, но любой из них вправе сказать: "Я – россиянин!". Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы наши потомки не забыли значения слов "Родина", "патриот", "патриотизм", мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства своей страны. Но, главное, мы должны научить этому наших детей. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 5 – 6 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из услышанного и увиденного, делать выводы.Вид проекта: познавательный, взросло – детский, долгосрочный.Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний о роли родного города в годы Великой Отечественной войне, о городах – героях.Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Сейчас осталось мало ветеранов Великой Отечественной войны и дети не могут получить информацию из первых уст, от непосредственных участников тех событий. Наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.Цель: Формировать нравственно – патриотические чувства у детей, основанные на расширении представлений о родном городе в годы ВОВ и городах – героях, городах воинской славы.Задачи:
  • Способствовать воспитанию у ребенка нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, ветеранам войны.
  • Дать детям представления о жизни и деятельности родного города Новосибирска в годы Великой Отечественной войны.
  • Расширять представления о Великой Отечественной войне в процессе знакомства с городами – героями и городами воинской славы.
  • Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.
  • Развивать познавательные, творческие способности детей в процессе практических деятельностей, вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
  • Развивать коммуникативную функцию речи: обратить внимание на правильность построения предложений в рассказах о городах – героях.
  • Совершенствовать взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.
  • Ресурсное обеспечение проекта:
  • Мультфильмы:
  • «Василек»
  • «Салют»
  • «Солдатская сказка»
  • Подборка познавательной и художественной литературы;
  • Интерактивная доска;
  • Ноутбук;
  • Цветной принтер;
  • Бумага для принтера;
  • Ламинатор;
  • Бумага для ламинатора;
  • Раскраски;
  • Диски с записями песен о войне;
  • Акварельные краски, клей, цветная бумага, альбомы, ножницы, пластилин, цветные карандаши;
  • Фотографии;
  • Альбом для «Книги памяти»;
  • Материал для оформления стенда.
  • Методы реализации проекта:
  • наглядный: просмотр мультипликационных фильмов, альбомов, картин, фотографий;
  • словесный: беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, прослушивание песен чтение стихов, сказок, рассказов, заучивание стихотворений с детьми;
  • практический: сюжетно – ролевые игры, продуктивная деятельность.
  • Этапы работы над проектом:1 этап – подготовительный:
  • Метод трех вопросов о родном городе в годы войны: «Что мы знаем?»; «Что хотим узнать?»; «Как это можно узнать?».
  • Подбор информации для консультации «Как рассказать нашим детям об этой великой войне».
  • Сбор информации для стенда «Что и как рассказывать детям о войне».
  • Сбор информации об участниках и ветеранах ВОВ для создания «Книги памяти» и стенда «Бессмертный полк».
  • Привлечение родителей к сбору информации об орденах и медалях ВОВ.
  • Подбор мультипликационных фильмов;
  • Подбор песен о войне;
  • Создание и обсуждение совместного плана работы с родителями,
  • выбор возможных источников информации;
  • Подбор наглядного и методического материала;
  • 2 этап – основной:
  • Беседа о предстоящем празднике «9 мая – День Победы»;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий о Великой Отечественной войне;
  • Просмотр мультимедиа о Новосибирске в годы войны.
  • Прослушивание фронтовых песен «Священная война», «Катюша», «День Победы».
  • Просмотр мультфильма «Василек».
  • Консультация для родителей «Как рассказать нашим детям об этой великой войне».
  • Организация в группе выставки книг о Великой Отечественной войне.
  • Привлечь родителей к оформлению «Книги памяти».
  • Чтение рассказов и стихов о войне, заучивание стихотворений о войне.
  • Просмотр мультфильма «Солдатская сказка».
  • Ручной труд «Открытка к 9 мая!».
  • Оформление стенда «Что и как рассказывать детям о войне».
  • Презентация детско – родительских проектов «Города – герои на карте России».
  • Лепка «Военная техника».
  • Подготовка к выставке творческих работ «Юбилей Победы».
  • Экскурсия в «Зал боевой славы» музея Калининского района.
  • Беседа после посещения музея. (Приложение 1)
  • Просмотр мультфильма «Салют».
  • Оформление стенда «Бессмертный полк».
  • Оформление «Книги памяти».
  • Экскурсия с родителями в Павловский сквер, к Монументу Славы во время майских праздников.
  • Викторина «День Победы». (Приложение 2)
  • этап – заключительный:
  • Выставка творческих работ «Юбилей Победы».
  • Праздник «Наш долг живым и павшим», посвященный 70-летию Победы.
  • План проведения мероприятий.Ожидаемые результаты:Для детей:
  • Знакомство с жизнью и деятельностью родного города Новосибирска в годы Великой Отечественной войны.
  • Расширение представлений о Великой Отечественной войне в процессе знакомства с городами – героями и городами воинской славы.
  • Воспитание уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.
  • Развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе практических деятельностей, вызывание эмоционального отклика на результат своей деятельности.
  • Совершенствование взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.
  • Для педагогов:
  • Повышение компетентности по использованию современных
  • педагогических технологий в образовательной деятельности.
  • Развитие творческих способностей в процессе практических деятельностей.
  • Самореализация, повышение творческого потенциала.
  • Для родителей:
  • Оптимизация детско – родительских отношений.
  • Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ
  • (активизация родителей).Подведение итогов по проекту:Разработанный и реализованный проект «Никто не забыт, ничто не забыто» показал свою эффективность и значимость не только для детей и педагогов, но и для родителей. Для детей:
  • Познакомились с жизнью родного города во время войны (были эвакуированы заводы и фабрики, открыты госпитали, промышленность перестроена на выпуск военной техники);
  • Дети познакомились с городами – героями нашей страны и с городами воинской славы;
  • Узнали о своих близких родственниках, участвовавших в войне во время сбора материала для «Книги памяти» и стенда «Бессмертный полк»;
  • Рассмотрели ордена и медали Великой Отечественной войны, которыми награждали всех участников войны;
  • Сформировано чувство уважения к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за свой родной город».
  • Для педагогов:
  • Собран необходимый материал для осуществления проекта: оборудование для сюжетно – ролевых игр, оформления альбомов для ознакомления детей с некоторыми вопросами темы;
  • Подобрана и изучена литературу по теме проекта (познавательная, методическая, художественная);
  • Повысилась компетентность педагогов в использовании современных педагогических технологий в образовательной деятельности.
  • Для родителей:
  • Приняли активное участие в сборе материала об орденах и медалях Великой Отечественной войны;
  • Предоставили фотографии родственников, участников войны, для оформления «Книги памяти» и стенда «Бессмертный полк»;
  • Подготовили вместе с детьми проекты «Города – герои на карте России» (14 проектов).
  • Повысился уровень активности и вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.
  • Список использованных источников и литературы
  • Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Белоусова Л.Е. Навстречу Дню победы. Цикл тематических бесед – рассказов для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Санкт – Петербург: Детство – Пресс 2010.
  • Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Демонстрационный материал / Санкт – Петербург: Детство – Пресс 2012.
  • Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы / Москва: Аркти, 2003.
  • День Победы. Наглядно – дидактическое пособие. Для детей 3 – 7 лет/ Москва: Мозаика – Синтез 2010.
  • Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под редакцией Л.А. Кондрыкинской. Москва: Сфера 2003.
  • Картотека сюжетных картинок. Выпуск 40. С днем Великой победы: Тематический сценарий и картинный материал / Санкт – Петербург: Детство – Пресс 2015.
  • Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / Москва: Сфера 2003.
  • Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / Москва
  • Электронные ресурсы (дата обращение март 2015) (дата обращения март 2015) (дата обращения апрель 2015) (дата обращения апрель 2015)Приложение 1Вопросы к беседе с детьми:
  • Какой праздник наша страна отмечает 9 мая? Победу над кем одержали?
  • Кто первым встретил врага в первые дни войны? Какие рода войск?
  • Какие рода войск сражались на фронтах?
  • Назовите героев - новосибирцев, сражавшихся во время войны? Какие подвиги они совершили?
  • Почему люди в войне стояли насмерть?
  • Кто из героев вам особенно запомнился и почему?
  • Как современники хранят память о погибших в годы войны?
  • Какие памятники погибшим в нашем городе вы знаете?
  • Чем награждали героев во время войны?
  • Какую боевую технику вы знаете?
  • Объясните поговорку русского народа: «Фронт и тыл – родные братья, и крепче в мире нет родни?»
  • Приложение 2Викторина для детей «День Победы»1. Почему нужно защищать Родину?2. Когда началась Великая Отечественная война?3. Кто был инициатором начала войны?4. Какую роль сыграл Новосибирск в годы войны?5. Какие вы знаете города – герои?6. Как вы думаете, почему наша страна добилась победы?7. Продолжите пословицу:Родина-мать – надо её …(защищать).Один в поле … (не воин).За край родной иди бесстрашно …(в бой).Человек без Родины как …(соловей без песни).Когда народ един – он …(непобедим).8. Каких героев – новосибирцев вы знаете?9. Какие произведения о Великой Отечественной войне вы знаете?10. Какие вы знаете песни о Великой Отечественной войне?11. Какие вы знаете награды Великой Отечественной войны? 12. Чем знаменит день 24 июня 1945 года?