Публикации Особенности взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования
Автор: Михеева Наталья Владиславовна

Особенности взаимодействия семьи и учреждениядополнительного образования2024 год был объявлен в России Годом семьи. Такое решение принято для популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей.«Семья — это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности» В.В. ПутинИ естественно, особое внимание уделено вопросу взаимодействия образовательных учреждений с семьей.Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Дополнительное образование, по мнению ряда экспертов, является наиболее выигрышной площадкой для взаимодействия педагогов и родителей. Прежде всего, потому что дополнительное образование из всех видов и форм образования наиболее близко к семейному воспитанию.В деле воспитания семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в формировании детской личности. В семейном общении человек учится жить в обществе, узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».Дополнительное образование, со своей стороны, позволяет ребенку развиваться в комфортной многовекторной среде, формируя ключевые жизненные компетенции.Дополнительное образование и семейное воспитание направлены на формирование понимания основных национально-культурных ценностей народа, уникального способа его жизнедеятельности, сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, обеспечения индивидуальной самоидентификации и гражданской идентичности.И родители, и педагоги дополнительного образования призваны транслировать детям систему ценностных кодов, единых для российской культурной традиции, обеспечивающих преемственность связи между прошлым и будущим русской национальной культуры.И тут мы снова выходим на тему единства действий педагогов и родителейПотому что объединение усилий педагогов и родителей позволяет достичь синергетического эффекта в решении задач воспитания подрастающего поколения.В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Это может быть:
  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
  • система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения дополнительного обравзоания, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
  • совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:
  • воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;
  • просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
  • коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;
  • охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.
  • Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:
  • Родительское собрание
  • Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний»
  • Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей
  • Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации
  • Вечера вопросов и ответов
  • Диспут, дискуссия
  • Встречи родительской общественности с администрацией учреждения
  • Родительский клуб
  • Родительский тренинг
  • Организация совместной деятельности родителей и детей.Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ воспитанников и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.Ещё недавно родители могли и не знать, на какие кружки ходит их ребёнок. Но современные средства связи (телефон, мессенджеры), информационная открытость (госпаблики, социальные сети) дают больше возможностей для установления взаимодействия с семьёй.Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.