Публикации «РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОУ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОУ»
Автор: Демина Анна Леонидовна

СТАТЬЯ: «РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОУ»Демина Анна Леонидовна, учитель-логопедГосударственное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи семье и детям «Рука в руке» Аннотация. В статье подробно анализируются аспекты деятельности учителя-логопеда, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в условиях логопедического пункта образовательного учреждения (ОУ).В статье представлены ключевые аспекты коррекционной работы, а также методы и подходы, применяемые для развития речевых навыков у детей с ОВЗ. Кроме того, в статье содержатся рекомендации по организации деятельности логопедического пункта, взаимодействию с родителями и другими специалистами.Деятельность учителя-логопеда, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях логопедического пункта (УО), представляет собой сложный и ответственный процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребёнку.В силу особенностей развития детей с ОВЗ, логопедическая работа должна быть направлена не только на устранение речевых нарушений, но и на всестороннее развитие ребёнка, включающее в себя когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты.Основной вектор деятельности учителя-логопеда в условиях функционирования логопедического пункта заключается в устранении речевых дефектов, свойственных детям с ОВЗ. Эти дефекты могут выражаться в задержках речевого развития, нарушениях звукопроизношения, дефектах грамматического строя речи, проблемах фонематического восприятия и других трудностях, препятствующих успешной коммуникации и социализации ребёнка.В зависимости от специфики и степени выраженности нарушений, логопед разрабатывает индивидуальные коррекционные программы, направленные на устранение конкретных проблем.Важным аспектом деятельности логопеда является применение разнообразных методов и подходов, адаптированных к индивидуальным особенностям каждого ребёнка.Одним из эффективных методов является использование артикуляционной гимнастики, направленной на развитие моторики речевого аппарата. Эти упражнения помогают детям с ОВЗ лучше осознавать и контролировать свои артикуляционные движения, что способствует улучшению произносительной стороны речи.Ещё одним важным аспектом коррекционной работы является развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Для этого используются игры, упражнения на составление предложений, рассказывание и пересказ, которые стимулируют речевую активность детей и развивают навыки связного высказывания.Логопед может включать в занятия специальные карточки, таблицы и иллюстрации, которые помогают детям лучше понимать и усваивать грамматические конструкции и новые слова.Работа по коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ также включает в себя развитие фонематического восприятия и навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. Эти навыки играют ключевую роль в успешном овладении грамотой, поэтому логопед применяет упражнения, направленные на выделение и различение звуков, а также на составление слогов и слов. Эти упражнения помогают детям лучше ориентироваться в звуковой структуре языка, подготавливая их к обучению чтению и письму.Одним из основополагающих аспектов деятельности логопеда в ОУ является тесное сотрудничество с родителями. Родители должны быть активно вовлечены в процесс коррекции, получать рекомендации по работе с ребёнком в домашних условиях, выполнять логопедические задания и упражнения. Регулярные консультации, совместное обсуждение успехов и трудностей способствуют формированию единой образовательной и коррекционной среды, которая способствует более эффективному развитию ребёнка.Сотрудничество с коллегами-профессионалами, такими как психологи, дефектологи и воспитатели, имеет ключевое значение в работе логопеда. Совместная работа позволяет провести всесторонний анализ развития ребёнка, разработать и реализовать комплексные программы коррекции, а также обеспечить всестороннюю поддержку в процессе обучения и развития.Организация работы логопедического пункта в образовательном учреждении предполагает создание особых условий, обеспечивающих эффективное проведение занятий.Логопедический пункт должен быть оснащён всем необходимым оборудованием и материалами, включая зеркала, логопедические зонды, артикуляционные тренажёры, наглядные пособия и дидактические игры.Помещение логопедического пункта должно быть удобным и безопасным для детей, а также создавать комфортную атмосферу для занятий.Таким образом, можно резюмировать, что работа логопеда с детьми ОВЗ, в условиях логопедического пункта ОУ предполагает индивидуальный подход, применение разнообразных методов и приёмов, а также активное взаимодействие с родителями и другими специалистами.Комплексный подход, направленный на коррекцию речевых нарушений и гармоничное развитие ребёнка, способствует успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество и их подготовке к последующему обучению в школе.Список литературы
  • Захарова Т.В., Спиридонова В.Н. Проблема организации логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии / Проблемы современного педагогического образования2022. — С. 157-159.
  • Кудрявцева, А. В. Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода / А. В. Кудрявцева. Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 237-239.
  • Таштандинова, Ю. П. Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО / Ю. П. Таштандинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 535-538.