Публикации Олимпиада по финансовой грамотности для детей 5 лет

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Олимпиада по финансовой грамотности для детей 5 лет
Автор: Светлана Ивановна Мельник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Берёзовский детский садМетодическая разработка«Олимпиадные заданияпо финансовой грамотности для детей 5 лет»Подготовила: Мельник Светлана Ивановна, воспитатель 1категории МКДОУ Берёзовского детского сада      Берёзовка, 2024г.Цель: Формирование базовых знаний и навыков обращения с деньгами, а также развитие понимания значимости финансовой грамотности в повседневной жизни. Задания направлены на то, чтобы дети научились различать деньги, понимать их назначение и осознавать важность планирования своих расходов и сбережений.ЗадачиДля достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
  • Познакомить детей с понятием денег:
  • Объяснить, что такое деньги, их виды и как они используются в повседневной жизни.
  • Развить навыки практического обращения с деньгами:
  • С помощью игровых заданий научите детей делать покупки, рассчитывать свои средства и принимать простые финансовые решения.
  • Формировать понимание важности сбережений:
  • Объяснить детям, зачем нужно откладывать деньги и как это помогает в будущем.
  • Развивать навыки общения и сотрудничества:
  • С помощью совместных игр и заданий научите детей работать в команде, обсуждать свои желания и принимать совместные решения.
  • Воспитывать ответственное отношение к деньгам:
  • Научить детей уважать труд других людей и понимать ценность вещей.
  • АктуальностьАктуальность финансовой грамотности на ранних этапах жизни обусловлена следующими факторами:
  • Формирование финансового поведения: исследования показывают, что базовые знания о финансах, полученные в детстве, влияют на финансовое поведение в зрелом возрасте. Дети, знакомые с основами финансовой грамотности, становятся более ответственными взрослыми, умеющими планировать свои финансы.
  • Проблемы финансовой безграмотности: низкий уровень финансовой грамотности среди населения приводит к трудностям в управлении личными финансами и может стать причиной долговых проблем. Важно начинать обучение в раннем возрасте, чтобы предотвратить эти проблемы в будущем.
  • Поддержка государственной политики: в России разработаны стратегии повышения финансовой грамотности населения, в том числе детей. Это подтверждает важность внедрения образовательных программ по финансовой грамотности на всех уровнях образования.
  • РешениеДля решения задач по повышению финансовой грамотности у детей можно использовать следующие подходы:
  • Игровые методы обучения: использование ролевых игр и симуляций (например, «магазин») позволяет детям на практике применять полученные знания о деньгах.
  • Интерактивные задания: Задания, включающие рисование копилок или сортировку «псевдоденег», делают процесс обучения увлекательным и доступным для понимания.
  • Обсуждение реальных ситуаций: Включение в занятия обсуждения реальных жизненных ситуаций помогает детям осознать важность финансовых решений.
  • Сотрудничество с родителями: Вовлечение родителей в процесс обучения способствует закреплению знаний и формированию общей культуры обращения с деньгами в семье.
  • Таким образом, предложенные задания по финансовой грамотности не только развивают у детей необходимые навыки обращения с деньгами, но и способствуют формированию ответственного отношения к финансам с раннего возраста.Задание 1: Узнай, что такое деньгиЦель: Познакомить детей с понятием денег. Описание:Показать детям разные виды денег (монеты и купюры).Попросить детей назвать, что это за предметы.Обсудить, для чего нужны деньги.Вопросы:Что такое деньги?Для чего мы используем деньги?Как вы думаете, почему у денег есть разные номиналы?Задание 2: Игра в магазинЦель: Научить детей основам покупок и оплатыписание:Организовать «магазин» в классе с игрушками и ценниками.Дети получают «деньги» (фантики или бумажки) и должны купить игрушки.Вопросы:Какую игрушку ты хочешь купить?Сколько стоит эта игрушка?У тебя достаточно денег, чтобы её купить?Задание 3: Копилки для сбереженийЦель: Объяснить детям важность сбереженийписание:Расскажите о трёх копилках: «на сладости», «на игрушки», «на будущее».Предложить детям нарисовать свои копилки и что они хотят в них накопить.Вопросы:Что ты будешь откладывать в копилку на сладости?Какую игрушку ты хочешь купить на сбережения?Почему важно откладывать деньги на будущее?Задание 4: Сортировка «фальшивых денег»Цель: Развивать навыки сортировки и понимания ценности денегписание:Подготовить разноцветные бумажные купюры и пуговицы.Попросите детей рассортировать «деньги» по размеру и цвету.Вопросы:Какой цвет у самой большой купюры?Сколько пуговиц нужно, чтобы составить «10 рублей»?Какие купюры ты бы потратил на сладости?Задание 5: История о деньгахЦель: Развивать воображение и понимание истории денегписание:Прочитать детям короткую историю о том, как люди раньше обменивались товарами.Попросите детей придумать свои истории о том, как они бы обменивались вещами.Вопросы:Как ты думаешь, что люди обменивали раньше вместо денег?Если бы у тебя не было денег, как бы ты поделился с другом?Какую вещь ты бы хотел обменять и на что?Эти задания помогут детям познакомиться с основами финансовой грамотности в игровой форме, развивая их интерес к деньгам и экономике.