Публикации
Проект: "Любовь к миру, в котором мы живём."
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект: "Любовь к миру, в котором мы живём."
Автор: Осмолкина Ольга Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект: "Любовь к миру, в котором мы живём."
Автор: Осмолкина Ольга Васильевна
Паспорт проектной работыПроект: Любовь к миру, в котором мы живём. Экологическое воспитание.Авторы проекта: Воспитатель 1 кв.категории: Осмолкина Ольга Васильевна.Возраст участников: дети 6-7 лет.Срок реализации: Сентябрь 2023 г. – май 2024 г.Цель: Формирование бережного отношения к природе в сочетании с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая двор, участок детского сада, улицу родного посёлка.Задачи: Освоение экологических представлений:1.Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. 2.Знать характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений. 3.Знать правила поведения в природе и соблюдать их.Развитие познавательных умений и творческих способностей:1. Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы.2. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.3. Обогащать и расширять словарь воспитанников.4. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.5. Развивать желание пользоваться специальной терминологией.6. Развивать умение отражать в рисунках увиденное, используя различные способы и средства изображения, в том числе и нетрадиционные способы рисования.7. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.8. Развивать творческое мышление, коммуникативные навыки у дошкольников.Овладение умениями ухода за живыми существами:1. Знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.2. Владеть элементарными навыками ухода за растениями и домашними животными3. Накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным.Актуальность: Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.Воспитание активной творческой личности невозможно без соприкосновения с природой. А без сотрудничества детского сада и семьи невозможно решить никакие вопросы воспитания и развития ребенка. Поэтому в нашем детском саду мы уделяем много внимания воспитанию любви к родному краю. Стараемся вызвать чувство гордости за него и желание узнать новое об его истории, а так же воспитанию любви к природе нашего края и к тому, что окружает ребенка, близко ему со дня рождения, учим сохранять и приумножать богатство родной земли. Достопримечательности озера Байкал изучаем по интернету, журналам «Сибирячок», сказкам и легендам… Дети в своих мини-интервью рассказывают о первых впечатлениях путешествий на озеро с родителями по фотографиям.Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, были способными в доступной форме себя выразить, необходимо наполнить жизнь детей яркими, красивыми, радостными впечатлениями. Для этого окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными. Даем доступные возрасту средства выражения. В нашей совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантливых и заурядных – все мы, как умеем, лепим, рисуем, сочиняем, играем, помогаем друг другу, делимся впечатлениями, радуемся удачам и достижениям.Познавательный интерес к озеру развиваем у детей в различных образовательных мероприятиях: например с нерпой - чудом Байкала мы знакомились на занятиях, некоторые родители возили детей на Байкал, там ходили на экскурсию в «Нерпинарий», а затем мы сочиняли коллективные сказки и их иллюстрировали. Так же мы провели с родителями конкурс плакатов на тему «Мы защитим Байкал»; проводили беседы о чудо-озере; тем самым, мы систематизировали и обобщили знания об озере, его обитателях и растениях. Этим начинаем осознанно развивать основы экологической культуры, а самые главные помощники в наших мероприятиях это родители воспитанников.Опираясь на методические разработки, собственные знания, разрабатываем новые приёмы обучения экологической компетентности, которые применяем в разновозрастных группах ДОУ и предлагаем свои методики по ознакомлению детей с экологией.Краткое содержание проекта (аннотация): В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в ДОУ. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.Особенностью Проекта «Любовь к миру, в котором мы живём» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности.С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.Проект ориентирует деятельность воспитателя на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях со взрослыми.Формы активизации: Конспекты занятий, бесед, праздников, развлечений. Консультативный материал для родителей. Картотека экологических игр. Подборка музыкального материала по теме проекта. Подборка стихотворений и литературы по теме проекта. Рисунки детей – экологические альбомы по русским народным сказкам. Создание альбома сказок, сочинённых детьми, на экологическую тему с иллюстрациями детей. Организация ежегодного похода в парк на «День здоровья». Подготовка участка для прогулок – озеленение, высадка цветов. Посадка деревьев на территории детского сада – «Аллея выпускников». Совместное с детьми изготовление кормушек для зимующих птиц. Совместное с детьми участие в конкурсах поделок из природного и бросового материала: «Дары осени», «Краски осени», «Удивительное из ненужного», «Новый год у ворот» и т.д.Прогнозируемые результаты: 1. Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений об экологическом воспитании.2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к охране природы.3. Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.4. Формирование у детей представлений о разнообразии животного мира и растений Прибайкалья.5. Развитие мыслящей личности, с развитыми навыками экологического поведения, творческой, самостоятельной, не растерявшей доброты и сострадания.Принципы работы с детьми:Сотрудничество детей, родителей, педагогов в совместном процессе экологического воспитания дошкольников, создание единого коллектива «дети – родители – сотрудники ДОУ».Формирование бережного отношения к природе в сочетании с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми.Результат:Тематические выставки детских работ: “Чудо-озеро Байкал”, “Голоса леса” экспозиции детских работ из бросового материала (вторичных ресурсов) в экологическом уголке на тему “Волшебные руки”; «Дары Осени»; «Витамины на нашем столе»;Изготовление альбомов с детскими сказками и рисунками “Экология”: «Сказки про Нерпёнка», «Добро побеждает зло», «Осторожен, будь в лесу», «Маленькие и лохматенькие».Изготовление кормушек для зимующих птиц.Отчёт о реализации проекта «Любовь к миру, в котором мы живём» Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.В рамках реализации проекта «Любовь к миру, в котором мы живём» проводились следующие мероприятия. В сентябре 2021 года педагоги совместно с воспитанниками и родителями обсудили план мероприятий по реализации проекта. Каждый внёс своё предложение о том, что может сделать, чем помочь. Провели акцию «Красная книга животных родного края», «Красная книга растений родного края», в рамках которой изготовили самодельные Красные книги животных и растений. Данная акция позволила обратить внимание на необходимость сохранения природы родного края.В октябре прошел утренник «Осенняя прогулка». На празднике дети перевоплощались в разных персонажей: в ежика, белочку, медведя, мышку, зайчика, овощей; пели песни, исполняли танцы, играли в веселые игры, отгадывали осенние загадки, рассказывали стихи. В октябре в нашем детском саду проводится выставка детско-родительского творчества «Осенняя фантазия». И этот год не стал исключением, причём родители, заранее начали собирать шишки, орешки, листья, заготавливать овощи и прочий природный материал. Для изготовления поделок использовали семена, плоды, листья, ветки. Поделки в этом году получились интересные и разнообразные. В ноябре родители вместе с детьми делали кормушки для птиц, а затем в течении зимы подкармливали птиц на своём участке. Познакомила детей с самой маленькой и самой большой птицами нашего края, рассказала о зимующих и перелётных птицах, об их привычках. Рассказала о некоторых представителях пернатой планеты, об интересных моментах из жизни птиц. Дети активно отвечали на вопросы литературной викторины, дружно вспоминали пословицы и поговорки о птицах. Родители организовали и провели мастер-класс «Птицы наши друзья» для детей. Дети делали птиц из природного материала, заготовленного родителями заранее; из бумаги (оригами); картинки из цветной бумаги (аппликация).Одним из результатов работы стало: Изготовление альбомов с детскими сказками и рисунками о птицах Прибайкалья.В декабре в рамках экологического проекта «Любовь к миру, в котором мы живём» в нашем детском саду была организована творческая выставка «В лесу родилась елочка», она показала, насколько творчески подошли родители к оформлению своих елочек используя самые разнообразные материалы: ленты, новогодние шары, мишуру, салфетки и др. Для привлечения внимания детей и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев, в период Новогодних праздников была организована акция «Берегите ёлочку». С детьми проведена беседа о необходимости сохранения хвойных деревьев, для родителей подготовили познавательную информацию «Берегите леса», «Ель и люди», «Давайте позаботимся о будущем!».В январе в течение месяца родителям и детям было дано задание по изготовлению игрового оборудования для детей из бросового материала. Родители наших воспитанников с удовольствием откликнулись на нашу просьбу и сделали игровое оборудование на развитие движений, оборудование для сюжетно-ролевых игр. На занятиях по ручному труду и в свободное время делали с детьми игрушки из коробок от молока, чая; героев для домашнего театра. В течение месяца дети приносили свои поделки из дома, показывали своим друзьям играли с ними.В феврале работа была направлена на формирование знаний по сохранению природы, проведено открытое занятие для родителей «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!», занятия по рисованию «Экологические знаки в природе».В марте оформили выставку плакатов «Берегите природу!». Это был месяц экспериментов. Вместе с детьми проводили эксперименты с водой, снегом и льдом. Организовали огород на окне. Родители и дети дома и в детском саду посадили семена цветов для цветника детского сада, наблюдали за прорастанием семян. На окне проращивали лук, говорили о пользе овощей и фруктов для здоровья человека.22 марта отметили День воды. В этот день поговорили о важности чистой воды для сохранения жизни на Земле.Апрель и май благоприятные месяцы для наблюдения за изменениями в природе. В это время проводили наблюдения, через рисование отмечали происходящие изменения в природе, читали художественную литературу, провели развлечение «Весна-красна», викторину «Природа родного края весной», изготовили книжки-малышки «Признаки весны», организовали выставку рисунков «Весна пришла».В течение года посещали виртуальные экскурсии для дошкольников о природе Прибайкалья, об интересных фактах о жизни животных, о важности сохранения природы. Дети смогли увидеть птиц и зверей родного края.Результатом реализации проекта стало:Тематические выставки детских работ: “Чудо-озеро Байкал”, “Голоса леса” экспозиции детских работ из бросового материала (вторичных ресурсов) в экологическом уголке на тему “Волшебные руки”; «Дары Осени»; «Витамины на нашем столе»; Изготовление альбомов с детскими сказками и рисунками “Экология”: «Сказки про Нерпёнка», «Добро побеждает зло», «Осторожен, будь в лесу», «Маленькие и лохматенькие» и др.; Изготовление кормушек для зимующих птиц. Считаю, что данное экологическое направление должно быть одним из приоритетных направлений в работе с дошкольниками, так как это перспективная и наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.