Публикации " О чистоте русского языка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " О чистоте русского языка"
Автор: Гягяева Светлана Витальевна

« О ЧИСТОТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА…»Гягяева Светлана Витальевна ,учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №11 им. А.В. Кривоноса с.Свободного, Краснодарский край Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести.Это строчки из стихотворения Вадима Шефнера. Не случайно именно с этих слов я хочу начать своё рассуждение. Мы поговорим сегодня и о силе слов, и о чистоте русского языка. Я считаю, что в настоящее время просто необходимо не только говорить о том, что происходит с нашим языком, но даже кричать, если хотите, чтобы привлечь внимание учёных-лингвистов, Министерство образования, общественность к назревшей проблеме. Ведь она не возникла на пустом месте. Эта проблема. Она, как опухоль, развивалась незаметно в нашем обществе. А теперь выросла до таких размеров, что видно даже невооружённым глазом.Итак, вернёмся к нашему эпиграфу. В этих словах, как мне кажется, заключена огромная сила. Можно ли убить человека словом? Думаю, что Да. Можно ли словом повести за собой полки? И опять ответ: «Да». Но что для этого нужно? «Совсем немного»,- скажете вы. И будете правы. Нужно просто владеть речью. Грамотно владеть.Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории». Или вот ещё. «Берегите чистоту языка, как святыню!Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Какие прекрасные слова И.С. Тургенева. Они звучат как напутствие всем нам, потомкам. Он, как будто бы предвидел, что будет претерпевать наш русский язык в XXI веке.Обращали ли Вы внимание на то, как мы говорим? По речи человека мы можем судить о его культуре, образовании, ценностях, а, возможно, и о личных качествах. Как часто мы, сами того не замечая, используем язык очень неосторожно. В настоящее время наш язык засоряется не только непонятными иностранными словами, но и нецензурной лексикой, которая вошла в наш мир и прочно обосновалась. Даже в школе на перемене можно слышать от учеников нецензурные выражения. Причём некоторые из них не понимают даже значения данных слов. А почему произносят? А все говорят…Раньше образцом для подражания было телевидение. Голос диктора звучал, как эталон образца. Ведь над его выступлением работала целая команда. Одни писали текст, другие – исправляли, редактировали, третьи - утверждали. Теперь мы не можем рассматривать радио, телевидение, кино, театр в качестве образца. Потому что и с экранов наших телевизоров льётся на нас и на наших детей пародия на русский язык. Уже никого не интересует правильность речи, постановка ударения…Это всё просто неинтересно, да и денег на этом сегодня уже не заработать. А вот сказать так, чтобы все удивились, да ещё и заинтересовались. Вот это – да.Русский язык нещадно уродуется. И причин этого несколько.Во-первых, это слова-заимствования. Те, которые появились у нас в России, как надоедливые квартиранты. Но уезжать они не хотят, а пустили уже «корни». И наша молодёжь с энтузиазмом подхватила их. «Менеджер», «Рисепшен», «Секондхэнд», «Холдинг», «Супермаркет»… Продолжать можно бесконечно. Но легче от этого не станет. Уже вывески магазинов пестрят иностранными словами. Названия многих русских фирм и компаний пишутся по-английски. Зачем? Ведь у нас так много красивых слов. И всем эти иностранным словечкам есть перевод. Хочется задать вопрос: «Зачем Вы преклоняетесь перед всем иностранным? Где Ваша гордость? Где, в конце концов, Ваше чувство патриотизма?»Каждый из нас понимает, что язык – это то, что принадлежит народу. То, чем гордиться должен каждый русский человек. Помните, как было у Маяковского: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин». Когда-то мы учили эти строки наизусть и гордились своим языком. Каждый из нас понимает, что язык не стоит на месте. Какие-то слова уходят из употребления, а какие-то приходят. Это неологизмы. Но сейчас вопрос не в этом. А в преклонении перед всем иностранным. Ведь во всём должна существовать разумная мера. Иностранные слова заполонили всё свободное пространство. И опять хочу обратиться к нашему классику. Помните, как у И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Это достояние, переданное нам нашими потомками». А ведь эти строки есть в школьной программе. И не просто для ознакомления, а для заучивания наизусть. Так что же с нами произошло? Замена слов русского языка на иноязычные приводит к потере образности мышления, умению фантазировать, воображать. Мы теряем не только язык. Мы теряем культуру. Мы теряем молодёжь.Иноязычные слова часто сравнивают со словами-паразитами, которые входят в нашу жизнь и прочно занимают то место, где раньше было исконно русское слово. Не случайно именно сейчас в школах ввели такой предмет, как «Русский родной язык». Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому родному языку являются:1) воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;2) приобщение к литературному наследию своего народа;3) формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;4) осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;5) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;6) получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.Я считаю, что это замечательно.Но мы продолжаем говорить о проблемах, связанных с чистотой русского языка, и о путях их решения.Итак, во-вторых. Сквернословие. Оно захлестнуло нашу повседневную разговорную речь, кино, театры. Что же такое сквернословие? Одни считают, что это недостаток, связанный с воспитанием. Другие – это болезнь, которая захватила человека и держит. Думаю, что правы и те и другие.Чем же оно опасно? И нужно ли так серьёзно к этому относиться?Чтобы ответить на поставленные вопросы, предлагаю Вам выйти на улицу и немного погулять по улицам своего города. Можно даже днём. Прислушайтесь к тому, что говорят люди. Как они это говорят. И Вы поймёте, что сквернословие принимает угрожающие формы, оно охватило почти все возрасты, «крепкое словцо» проникло глубоко в наше подсознание. И это, как не страшно, становится болезнью уже не одного человека или группы людей, а всего общества. Ещё 20 лет назад могли ли позволить себе молодые люди выражаться нецензурно в присутствии пожилого человека? А в присутствии девушки? Да сейчас и девушки наравне с парнями «на нём говорят». Они уже не могут построить простое предложение, не употребив плохого слова. Тут, конечно, можно обратиться к родителям. И задать им вопрос: «Как же так?» Но, думаю, что пользы мы не ощутим. «А школа?»- спросите Вы. Работаем, прикладываем массу усилий, чтобы наши дети стали культурнее, говорили правильно, не искажали наш русский язык. Даже каждый год 9-классники сдают зачёт по русскому языку в виде Собеседования. Тут они и читают, и пересказывают, и блещут своими монологами, рассказывая истории о летнем отдыхе. А потом опять возвращаются «на круги своя».Здесь нет универсальных рецептов излечения от сквернословия. Я думаю, что это будет возможно, если общество само будет повышать свой культурный уровень. Но вся ответственность при этом ляжет, прежде всего, на плечи каждого человека.И опять на ум приходят слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык…». Эти слова призывают нас, будущих потомков, бережно относится к своему языку, обращаться со словами с осторожностью и ответственностью. Ведь язык, как живое существо, живёт и развивается. Но может погибнуть. И всё это зависит только от нас с вами. От того, насколько бережно мы к нему относимся. Ведь язык – это сокровище человеческой мысли и опыта. И сейчас, в трудное для страны время, у русского языка должны быть свои святыни, свои эталоны…Только тогда он будет жить нормальной жизнью. Наша с вами задача – не растерять богатство русского языка. Любой русский человек должен стремиться к тому, чтобы не только сохранить культурное наследие своих предков, но и преумножить его. Язык – это наше оружие. И владеть им надо уверенно и умело. Без русского слова не будет русского народа, забудется русская культура, а без неё не вспомниться прошлое, а без прошлого нет, и не будет будущего!Мы должны гордиться нашим русским языком!«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое». К.Г. Ушинский.