Публикации Экологическое воспитание дошкольников как способ формирования чувства любви к малой родине.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание дошкольников как способ формирования чувства любви к малой родине.
Автор: Карпенко Татьяна Владимировна

Экологическое воспитание дошкольников как способ формирования чувства любви к малой родине.Как любой другой, так и родной край имеет свое богатство, свои достопримечательности – исторические, культурные и природные. Знать и оберегать свою малую родину долг человека, поэтому очень важно дошкольника, уже, пусть и маленького, но гражданина своей страны, воспитывать в них любовь и бережное отношение к родному краю через знакомство с природой. Таким образом, прививая экологическую культуру и любовь к природе.У детей мировосприятие начинает активно развиваться на этапе старшего дошкольного возраста. Они начинают приобретать знания о природе, понимание того, что такое родина и как можно ее оберегать и заботиться о ее обитателях, какие бывают явления. В этот период закладывается ответственность поведения, любовь и бережность по отношению к окружающей среде, именно это и делает экологическое воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса. Приобщить детей к экологической культуре помогают национальные сказки, загадки, наблюдения за растительным миром и животными, беседы. Благодаря этим самым первым шажочкам, пусть не большим, но значимым, для детей начинается подъем по лестнице познания и знакомства с природой родного края. С возрастом интерес становиться больше и обширнее и для большего понимания природы Луганской Народной Республики необходимо изучать флору и фауну республики.Для правильного экологического воспитания воспитатели могут использовать разные формы работы. Можно начать с наблюдения и экскурсий, заканчивая тематическими занятиями и играми. Более действенным методом является продуманная организация прогулок на улице. Воспитатели могут использовать разнообразные формы работы для экологического воспитания, начиная с наблюдений и экскурсий на природу, и заканчивая тематическими занятиями и играми. Одним из наиболее действенных методов является организация прогулок на свежем воздухе, где дети имеют возможность наблюдать за изменениями в природе в разные времена года.Например, осенью можно проводить наблюдения за листопадом, рассказывать детям о причинах этого явления, давать задания на поиск и сбор разноцветных листьев для создания поделок. Зимой — обсуждать особенности зимней спячки животных и рассказывать о том, как растения и деревья переживают холода.Неотъемлемым элементом экологического воспитания является использование природного материала образовательных занятиях и творчестве детей. Шишки, ветки, камни, листья, перья можно использовать для создания поделок, аппликаций и рисунков. Например, дети могут сделать осенние панно из листьев, создавая изображения деревьев или животных. Такие занятия развивают и творческие способности, и экологическое сознание, так как дети учатся бережно относиться к природным материалам и осознавать их ценность.Экскурсии – один из важных приемов в обучении. Они могут осуществляться в парки, леса, на реки или к озерам. Дети на практике наблюдают, какие растения растут в их регионе, как они изменяются в зависимости от сезона, как обитают и какие животные. Во время таких экскурсий важно не просто давать детям информацию, но и побуждать их задавать вопросы, рассуждать, находить ответы совместно с педагогом. Еще на занятиях можно использовать дидактические игры экологической направленности, которые способствуют лучшему усвоению материала. Игра «Кто где живет?» помогает детям узнать, какие животные и растения обитают в разных природных зонах, а также развить навыки классификации. Играя, дети закрепляют знания о природе, учатся отличать полезное поведение от вредного. Другая полезная игра — «Экологический светофор», где детям предлагаются различные ситуации (например, пикник в лесу, загрязнение водоема, спасение птенца), и они должны решить, какое поведение будет правильным в этих ситуациях.Особое внимание в процессе экологического воспитания следует уделять развитию эмоциональной сферы ребенка. Через сказки и рассказы, презентации и стихи о природе можно формировать у детей чувство эмпатии, ответственности за живые существа. Чтение, например, рассказов о животных, которые сталкиваются с трудностями из-за человеческой небрежности, может вызвать у детей желание помогать природе и сопереживание. Такое воспитание чувств — важная часть экологического образования, так как помогает детям осознавать не только рациональные, но и эмоциональные аспекты взаимодействия с окружающей средой.Воспитатели могут и должны развивать у детей старшего дошкольного возраста навыки экологического поведения. Это можно реализовывать через участие в конкурсах, акциях и проектах. Например, организация коллективных мероприятий, таких как уборка территорий, посадка деревьев, цветов помогает детям почувствовать свою причастность к охране природы. Такие мероприятия должны сопровождаться обсуждением значимости тех или иных действий, что поможет детям глубже осознать важность бережного отношения к природе. Вот так, экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста пробуждает и прививает понятия экологии, ответственности, бережного отношения к родному краю через ознакомление с природой родного края — это комплексная работа, которая включает в себя игры, наблюдения, экскурсии, участия в различных мероприятиях, творческие задания и воспитание чувства ответственности за окружающий мир. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы не только дать детям знания о природе, но и сформировать у них личностную мотивацию к заботе о ней. Именно так можно заложить основы экологической культуры, которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни.