Публикации
«Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями обучающихся»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями обучающихся»
Автор: Пантюк Алита Музаффаровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями обучающихся»
Автор: Пантюк Алита Музаффаровна
Психолого- педагогическая программа профилактики«Уроки общения» для учащихся начальной школыВозраст обучающихся: 7-10 летСрок реализации программы: 8 месяцевАвтор – составитель:Пантюк Алита Музаффаровна,педагог-психологЯрославль, 2024ОГЛАВЛЕНИЕ1. Пояснительная записка………………………………………………….….................32. Учебно-тематический план …………………………………………………………..53. Содержание …………………………………………………………………………....54. Обеспечение ………………………..…….…………..……………………....................8 4.1. Методическое обеспечение …………………………………………………….....8 4.2. Материально-техническое обеспечение ……………………………....................8 4.3. Информационное обеспечение ……………………………………………….......85. Контроль образовательных результатов ……………………………..........................96. Список информационных источников ………………………………. … ............... ...97. Приложение 1…………………………………………………………………………...10Пояснительная записка Известно, что основой благополучия, социальной активности и успешности личности является эффективное общение, умение представить себя, установить необходимые контакты.Общениеявляется составляющей частью всех видов деятельности (игры, обучения, труда), обеспечивая их успешность. Таким образом, включая ребенка в качественное общение, обучая его основам и стимулируя его развитие, можно оказать положительное воздействие на становление личности ребенка, в том числе и на его социализацию.Младший школьный возраст (7-10 лет) - это один из самых ответственных периодов жизни ребенка, этап самопознания, осознания себя как личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения детей к различным видам деятельности. Вместе с тем, это самый благоприятный период для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации,находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение,самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. И поэтому формирование навыков конструктивного общения, расширение социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в этот период является актуальным.Актуальность программы обусловлена высокой потребностью в повышении психологической культуры школьников. В современных условиях приоритетной задачей государственной образовательной политики становится компетентностный подход, развитие ключевых компетенций детей. В решении этой задачи педагогам начальной школы требуется качественное психологическое обеспечение образовательного процесса, развитие психологической грамотности младших школьников, что является хорошим ресурсом для развития у них личностных, познавательных, организационных компетенций. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существенные стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребёнка в социальную среду, усвоение социального опыта учащимися образовательного учреждения. Программа «Уроки общения» имеет социально-гуманитарную направленность, реализуется в соответствии с требованиями следующих документов:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»;5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"»;8. Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования Центр внешкольной работы «Глория». Цель: формирование у обучающихся навыков общения с одноклассниками, управления собственными эмоциями, корректного их выражения.Задачи:Образовательные задачи:познакомить младших школьников с элементарными правилами общения; мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить у них интерес к внутреннему миру человека; обучить умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей; обучитьпониманиювзаимосвязимеждупоступкамилюдейижизненным опытом, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей; обучить поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций. Развивающие задачи:развивать навыки рефлексии,способность к самоанализу,умение отвечать за свои поступки; развивать умение осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми; развивать умение понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении; познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении простейшими способами разрешения конфликтов; развивать навыки сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения; развивать умение добиваться успеха без соперничества; развивать самоуважение и уважение к другим людям; формировать навыки эмпатиии сопереживания; Воспитательные задачи:содействовать сплочению и развитию детского коллектива (воспитание доброжелательного отношения друг к другу, воспитание культуры человеческого общения); воспитывать правильное понимание истинных человеческих ценностей; создавать атмосферу психологического комфорта, защищенности, психологической поддержки обучающихся. ОжидаемыерезультатыПо окончании ознакомления с курсом предполагается, что у обучающихся сформируются:мотивация на самопознание и самоизменение, интерес к своему внутреннему миру; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; усвоение моральных ценностей:«дружба»,«настоящий друг», «индивидуальность», «понимание друг друга»,«толерантность»,«сопереживание»,«сочувствие». способность к саморегуляциии принятие ответственности за свои поступки; умение формулировать собственное мнение и позицию; умениедопускатьвозможностьсуществованияразличныхточекзрения,втом числе не совпадающих с собственной; умение ориентироваться на позицию партнера в общении взаимодействии; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;умение предвидеть последствия коллективных решений; умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; умение задавать вопросы; умение строить понятные для партнера высказывания. Особенности организации образовательного процессаНаправленность программы: профилактическая Форма обучения: очная.Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академических часа. Состав группы: 12-15 человек.Адресат программы: возраст детей 7-10 лет, в группы принимаются все желающие, без отбора.2.Учебно- тематический план3. Содержание программыРаздел 1. Введение в мир общенияЦель раздела – пробудить интерес к психологии общения, самопознанию и рефлексии; показать важность развития навыков взаимодействия и сотрудничества; настроить обучающихся на осмысление своих отношений с окружающими, на развитие собственных коммуникативных возможностей.Тема 1. Мы рады встрече. Введение. Общее представление о психологии. Понятие общения в психологии.Тема 2. Что можно узнать о себе. Как человек узнаёт об окружающем его мире и о самом себе. Какой я? Моё настроение. Палитра моих эмоций и чувств. Мои интересы и увлечения. Мои желания и мотивы. Мои мечты.Тема3. Моиспособности. Яумеюфантазировать и сочинять.Фантазии и ложь.Что я умею хорошо делать? Я уверен в своих способностях. Самооценка. Формирование позитивного отношение к своему «Я». Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства в общении.Раздел 2. Психология отношенийЦель – научить обучающихся осознавать причины своих ссор и конфликтов; развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества; содействовать осознанию качеств, необходимых для эффективно взаимодействия; содействовать осознанию ценности теплых эмоциональных отношений между людьми.Тема 4. Я в школе. Я и моя школа. Портрет третьеклассника. Что такое лень? Как справляться с «Немогучками». Хочу всё знать! Я и мой учитель. Формирование школьной мотивации.Тема 5. Я в семье. Моя семья. Я и мои родители. Эмоциональные аспекты общения в семье. Когда мы ссоримся с родителями. Я умею просить прощения. Почему родители наказывают детей? Взрослые и дети: пути взаимопонимания. Мама – надёжный защитник.Тема 6. Как разрешать конфликты мирным путём? Осмысление своихотношений с окружающими, развитие собственных коммуникативных возможностей, способы разрешения конфликта.Тема7. Качества, важныедляобщения. Научить обучающихся осознаватьпричины своих ссор и конфликтов; развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества.Тема 8. Я с друзьями. Я и мои друзья. Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка. Как помириться с другом? Развитие способности к эмпатии, сопереживанию. Формирование позитивного отношения к сверстникам.Тема 9. Это дружное слово «Вместе». Хорошо ли бытьодному? Как работать вместе слаженно? Что такое сотрудничество? Что мешает договориться? Я умею договариваться с людьми. Коллективная работа. Мы умеем действовать сообща.Тема10. Понимание–шаг к сотрудничеству. Учимсяпониматьдругдруга.Приёмы понимания друг друга. Умение слушать и слышать других людей. Правила «хорошего слушания». Приём «Пара фраз». Что помогает и мешает понимать друг друга. Я умею понимать другого.Тема11.Средстваобщения. Вербальныеиневербальныесредстваобщения. Речь. Невербальные способы эмоционального самовыражения: мимика, жесты, поза, интонация, движения человека, походка. Гимнастика для лица. Умение понять эмоции другого человека. Умение передать своё эмоциональное состояние.Тема12. Приглашение к общению. Как устроено общение?Что такое личное психологическое пространство и его границы? Какое расстояние между собеседниками помогает общению? Доверительное и формальное общение. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции. Организация пространства для разговора.Вступление в контакт. Правила знакомства. Разговор. Активное слушание. Завершение общения. Выход из контакта.Тема 13. Кто я? Мои силы и возможности. Мои способности. Мой характер. Мой выбор, мой путь. Мои чувства и действия.Тема14.Мой внутренний мир. Уникальность моего и твоего внутреннего мира. Кого я могу впустить в свой внутренний мир? Как помочь себе, когда на душе плохо? Моё детство: я расту. Я изменяюсь. Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Хочу вырасти здоровым человеком. Кто такой интеллигентный человек? Хочу вырасти интеллигентным человеком.Тема15.Что такое «идеальное Я»? Кто такой свободный человек? Права и обязанности школьника. Что такое «право на уважение»?Тема 16. Общение в разных жизненных ситуациях: сочувствие. Сочувствие и сопереживание. Чувства другого человека. Проявление сочувствия. Понимание и активное выражение эмоционального переживания других людей.Тема 17. Общение в разных жизненных ситуациях: извинение. Учимся говорить честно о проступке. Когда опасен гнев? Зачем человеку чувство стыда? Почему трудно признать свою вину? Извинение.Тема 18. Общение в разных жизненных ситуациях: просьба. Обращение с просьбой. Что помогает общению в ситуации просьбы? Что помогает общению в ситуации просьбы?Тема 19. Общение в разных жизненных ситуациях: отказ. Мои потребности и потребности других. Вежливый отказ. Общение в ситуации вежливого отказа.Раздел3.Сокровища и тайны дружбыЦель раздела – познакомить с содержанием понятия «дружба», помочь осмыслить ценность дружеских отношений.Тема 20. Поведение в конфликте. Как люди воспринимают друг друга. Психологические проблемы общения. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как разрешать конфликты мирным путём? Учимся справляться с чувством обиды.Тема 21. Учимся пониматьдруг друга. Причины ссор и конфликтов, экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества.Тема 22. Правила доброжелательного общения. Понятие «дружба», ценность дружеских отношений.Тема 23. Общение с радостью. Что помогает и мешает общению. Приём «Я- высказывание». Поддержка и доверие в общении.Тема24.Как мы все похожи! Психические процессы и понимание людьми другдруга.Тема25.Какие мы все разные! Стереотипы понимания другого человека, общение имежличностные отношения.Тема26.Настоящий друг. Понимание чувств другого человека, положение собеседников в пространстве и комфортное общение.Тема27.Умею ли я дружить? Развитие способности к эмпатии, сопереживанию.Формированиепозитивногоотношенияксверстникам.Тема28.Трудностивотношенияхсдрузьями. Настоящий друг. Умею ли я дружить?Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка. Как помириться с другом?Тема29.Скажимне,кто твойдруг… Умеюлия дружить? Уникальностьмоегои твоего внутреннего мира. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?Раздел4.Поддержка вобщенииЦель раздела – развивать стремление к освоению навыков оказания психологической поддержки; развивать навыки оказания психологической поддержки.Тема 30. Комплимент – это … Что такое комплимент, научить обучающихся распознавать комплименты и делать их; развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества.Тема31.Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? Мои способности. Мойхарактер. Мой выбор, мой путь. Мои чувства и действия.Тема 32. Давайте говорить друг другу комплименты! Научить обучающихся распознавать комплименты и делать их; развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества.Тема 33. Сочувствие и сопереживание Сочувствие и сопереживание. Чувства другого человека. Проявление сочувствия. Понимание и активное выражение эмоционального переживания других людей.Раздел 5. Подведение итогов. Тема 34. Подведение итогов. Какие правила общения помогают дружить? Я человек, с которым приятно общаться.4.Обеспечение программыУспешной реализации программы способствует методическое и материально-техническое обеспечение.4.1. Методическое обеспечениеУчебно-воспитательный и образовательный процессы строятся на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого обучающегося.Принципы обучения:отбор содержания учебного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; последовательность в подаче– «от простого к сложному»; сочетание лекционной и практической деятельности. Основные методы работы.Структура занятия включает в себя следующие типы работы:беседа и объяснение; игра; упражнения; задания на самоанализ и рефлексию, самооценку; разбор иллюстраций и наглядных пособий; сочинение детьми сказок; чтение специально подобранных текстов и психологических сказок. В структуру занятия входят три части:разминка; работа по теме; подведение итогов. Условия реализации программыМатериально-техническое обеспечение кабинет для занятий; наглядные материалы; диски с релаксационной музыкой; канцелярские принадлежности (белая и цветная бумага, белый и цветной картон, фломастеры, цветныеипростыекарандаши,ручки,краски,кисти,клей,альбомдлярисования, ватман). 4.3. Информационное обеспечение программыОсуществляется посредством информирования общественности о предоставляемых услугах через сайт учреждения, рекламная информация распространяется по учреждениям – социальным партнерам. Педагог- психолог, реализующий программу, знаком с нормативно-правовыми документами, использует в работе методические, справочные, периодические, научно-популярные издания, Интернет-ресурсы.5.Контроль образовательных результатовТекущий и итоговый контрольОбразовательные результаты освоения программы складываются из результатов развития следующих критериев: развитие коммуникативных навыков, развитие эмоционально- волевойсферы учеников, формирование адекватной самооценки детей, развитие социальных эмоций.Для оценивания уровня сформированности того или иного качества у обучающихся применяется:- наблюдение,- опрос,Начальный или входной контроль проводится с целью определения уровня развития детей в процессе учебно- воспитательной деятельности Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела). Промежуточный контроль–с целью определения результатов обучения. Итоговый контроль–с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (на конец срока реализации программы). Критерии и показатели оценки уровня освоения программыоцениваются по трём показателям: высокий, средний и низкий уровень на основе наблюдения за обучающимися6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВГрейсК. Психология развития.СПб.2000г. Психогимнастика в тренинге/Подред.Н.Ю.Хрящеевой.СПб.2001 г. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Карадашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков для учащихся 1 – 11 классов. Ярославль. 2001 г. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред.И.В. Дубровиной. М.2007 г. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.1995 г. СмолкинА.М.Методыактивногообучения.М.2001г. ФопельК.Чтобыдетибылисчастливы.М.Генезис.2006г. Шейнов В.П.Искусство убеждать. М.2004г. Чистякова М.И.Психогимнастика.М.19995г. Энкельман Н.Б.Преуспевать срадостью.М.2003г Приложение 1Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Уроки общения»