Публикации Интегрированное занятие в средней группе по формированию основ финансовой грамотности «Сказочные финансы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие в средней группе по формированию основ финансовой грамотности «Сказочные финансы»
Автор: Шелехова Ольга Леонидовна

Автор: Шелехова Ольга Леонидовна. Интегрированное занятие в средней группе по формированию основ финансовой грамотности ©Сказочные финансыª Актуальность: Сказки помогают выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, умение рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, соотносить понятия ©хочуª и © могуª. Сказки оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют в настоящее время. Они способствуют повышению финансовой грамотности обучающихся. Цель – формирование у дошкольников начального представления о финансовой грамотности. Задачи: 1. Формировать финансовое сознание детей посредством сказки. 2. Способствовать формированию основ финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар). 3. Дать представление о накоплениях. . Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий ©труд-продукт-деньгиª. Развивающие: 1. Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; 2. Развивать память, мышление, воображение; 3. Расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека. Воспитывающие: 1. Воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность; 2. Воспитывать финансовую культуру; 3. Воспитывать уважение к труду . Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Предварительная работа: 1. Чтение художественной литературы; 2. Беседы ©Что такое деньгиª, ©Покупкиª, ©Зачем копить деньгиª; 3. Дидактические игры по финансовой грамотности. 4. ПросМатериалы и оборудование: колокольчик, ©билетыª- геометрические фигуры из картона, ноутбук, музыкальная колонка, проектор, карточки-задания с шаблонами по количеству детей, конструктор Лего, монетки, три ёмкости с крупой (манная, гречневая, пшено), обручи, имитации денег – купюры и монеты, копилка-банка. Ожидаемые результаты: в результате использованного материала, дети узнают, зачем нужны деньги, что нужно сделать, чтобы их заработать, где можно хранить деньги. Смогут составлять бюджет исходя из полученных средств, а также совершать покупки. Ход занятия. Звучит колокольчик, дети собираются в круг. Воспитатель: Ребята, возьмёмся за руки. Это наш круг радости. Посмотрим друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями. А, теперь повторяйте за мной: Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ) Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу) Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперёд, пальцы как лучики) Делиться счастьем добром. (руки в стороны) Ну вот, у нас отличное настроение и мы можем отправляться в путешествие. Но, сначала, я хочу спросить у вас, откуда берутся вещи (игрушки, продукты, одежда)? - Ответы детей. Воспитатель: Конечно, всё это мы можем купить в магазине. Что мы должны дать продавцу? - Ответы детей. Воспитатель: Правильно, деньги. А, откуда берутся деньги? - Ответы детей. Воспитатель: Да, деньги зарабатывают взрослые на работе, деньги можно подарить, деньги можно выиграть в лотерею, а ещё можно найти клад. Так давайте сейчас отправимся в путешествие по сказкам и узнаем, у кого из сказочных героев были деньги. Поедем мы на автобусе. (Детские стульчики стоят в форме автобуса). Воспитатель: Но сначала нам нужно купить билеты. В нашем случае деньгами будут ваши ответы на мои загадки. (Воспитатель каждому ребёнку задаёт загадку, после ответа отдаёт билет ребёнку. Билетами будут служить геометрические фигуры разных цветов. Такие же фигуры наклеены на стульчиках. Дети выбирают себе место согласно купленным билетам). Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом… Кем же были эти Маленькие дети? Семеро козлят Покупала самовар, А спасал ее комар. муха-Цокотуха И зайчонок, и волчица - Все бегут к нему лечиться. доктор Айболит В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. красная шапочка Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? три медведя Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. Дюймовочка Кто любил играть и петь? Два мышонка - Круть и... Верть Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали? репка Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался... Колобок А теперь про чей-то дом Разговор мы заведём. В нем богатая хозяйка Припеваючи жила, Но пришла беда нежданно Этот дом сгорел дотла! Кошкин дом Воспитатель: Усаживайтесь поудобней, а, чтобы нам было весело ехать, споём песенку. (Звучит песня ©Песенка друзейª Автор С. В. Михалков) Воспитатель: Вот мы и попали в первую сказку. Посмотрите, кто же это. - Ответы детей. (На слайде Муха-Цокотуха) Воспитатель: Давайте вспомним, какими словами начинается сказка. (Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар…) - Ответы детей. Воспитатель: Правильно. Предлагаю вам сейчас тоже найти монетки. (На столе стоят три ёмкости с манной крупой, гречневой крупой и пшеном. Дети руками нащупывают монетки и вытаскивают их) Воспитатель: Молодцы, вы нашли все монетки. Давайте посчитаем сколько их. (Дети считают). Уберём их в кошелёк. Воспитатель: Отправляемся в следующую сказку. Все в автобус. (Воспитатель следит, чтобы дети заняли свои места, согласно билетам) (Звучит песня ©Песенка друзейª Автор С. В. Михалков) Воспитатель: Мы приехали в следующую сказку, какую? (На слайде девочка с кувшинчиком) - Ответы детей. Воспитатель: Это сказка ©Дудочка и кувшинчикª. В ней девочка Женя пошла за ягодой, а сама ленилась наклоняться и заглядывать под каждый кустик. Тогда дедушка Гриб предложил ей дудочку, которая играла и ягодки появлялись из-под листиков. Но в замен он попросил кувшинчик. И всё равно, никакая дудочка не поможет, если ты ленивый. Важно быть трудолюбивым и настойчивым человеком, только благодаря упорству и трудолюбию, можно получить желанный результат. Давайте покажем девочке, что мы совсем не ленивые. Физминутка. А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать Надо глубже приседать. (Приседания) Нагулялся я в лесу Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте) Воспитатель: Продолжаем наше путешествие, занимаем места в автобусе. Поехали! (Звучит песня ©Песенка друзейª Автор С. В. Михалков) Воспитатель: Остановка, выходите из автобуса. В какую же сказку мы попали? (На слайде Буратино) - Ответы детей. Воспитатель: ©Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?ª - зазывала его Алиса. ©Конечно, хочу! А как это делается?ª - отвечал Буратиноª. Так лиса Алиса и кот Базилио обманывали Буратино, желая выудить у него 4 золотых. Кот Базилио и лиса Алиса поведали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а только поверить в чудо. Главный персонаж – Буратино - совершил финансовую ошибку, доверившись двум мошенникам — лисе Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. Предлагаю вам немного поработать, построить домики по образцу. А платить за правильно выполненное задание я буду словом ©Молодецª. (На столах лежат детали от конструктора Лего и карточки с образцами построек по количеству детей) Воспитатель: Какие домики у вас получились красивые, молодцы! Давайте похлопаем в ладоши друг другу. Отправляемся в путь. Рассаживаемся поудобней. Песню запевай! (Звучит песня ©Песенка друзейª Автор С. В. Михалков) Воспитатель: Вот и конечная остановка, кого мы видим на экране. Из какой сказки? (На слайде госпожа Белладонна из ©Приключения поросёнка Фунтикаª) - Ответы детей. Воспитатель: Хоть и была Белладонна вредной старушкой, но у неё была мечта накопить миллион монет. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги ©на потомª. А как вы думаете, зачем люди копят деньги. - Ответы детей. Воспитатель: А, где можно хранить, копить деньги? - Ответы детей. Воспитатель: Правильно в копилках, на счете в банке, в кошельке. И мы сейчас поиграем в игру, которая называется ©Копилкаª (Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты, (можно распечатать на принтере и вырезать), на пол кладётся два больших обруча – копилки для купюр и для монет, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч). Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в автобусе! (Звучит песня ©По дороге с облакамиª Слова: Александр Вратарев. Музыка: Владимир Быстряков). Рефлексия. Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали? - Ответы детей. Воспитатель: Откуда у героев были деньги? - Ответы детей. Воспитатель: Какие выводы вы сделали для себя в нашем путешествии? - Ответы детей. Воспитатель: Я предлагаю вам наполнить нашу копилку и говорить: ©Сегодня мне понравилось…ª (дети по очереди бросают в копилку(банка) имитацию монет и проговаривают, что им понравилось на занятии). Используемая литература 1. Стахович Л.В., Семенкова Е.В. ©Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказокª Москва 2019 г. 2. Абрамов С.А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для педагогов/Волгоград ГБОУ СПО ©ВТЭКª 2015 г. 3. Стахович Л., Семенкова Е., Рыжановская Л., ©Читаем и обсуждаемª Пособие для воспитателей. Вита-Пресс 2020 г. 4. Стахович Л., Семенкова Е., Рыжановская Л., ©Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольниковª Издательство ©ВАКОª 2019 г. 5. Котюсова И.М., Лукьянова Р.С ©Экономика в сказках и играхª Пособие для воспитателей.