Публикации «Коммуникативный метод как средство обучения говорению на английском языке"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Коммуникативный метод как средство обучения говорению на английском языке"
Автор: Юлия Леонидовна Рознер

«Коммуникативный метод как средство обучения говорению на английскомязыке младших школьников».Обучения иностранному языку способствует развитию у учащихся культуры общения. Это формирует языковые навыки (фонетические, грамматические, лексические), их использование в речевой деятельности.Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. На начальном этапе обучения иностранному языку говорение выступает и как средство, и как самостоятельная цель обучения. Говорение на уровне репродукции языковых и речевых образцов используется для закрепления фонетических, лексических и грамматических навыков.Говорение может реализовываться в форме монолога или диалога. Диалогическая речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Диалоги явно преобладают на занятиях по иностранному языку как форма общения более естественная в учебных ситуациях, особенно на начальных ступенях обучения. При обучении диалогу особое внимание следует уделить такой характеристике диалогической речи, как реактивность. Необходимо тренировать учащихся в быстроте реагирования на привычные речевые стимулы (на приветствие/прощание, на вопрос о самочувствии, на вопрос о том, что он/она делает или собирается делать и т. д.). На начальном этапе целесообразно идти от заучивания простейших диалогов или диалогических единств к их последующему комбинированию, трансформации в соответствии с новой речевой задачей или ситуацией общения. В процессе диалогического высказывания учитель контролирует уровень сформированности лексико-грамматических навыков. Он применяет разнообразные средства, помогающие выявить уровень владения иностранным языком. Такими вспомогательными средствами могут быть: 1. Картинки (дополнить диалог, глядя на картинки) 2. Образец (составить диалог по образцу, выбирая нужные слова из данных) 3. Ситуация (составьте диалог, используя ситуацию…) 4. Подсказка учителя (наводящие вопросы) 5. Управляемый диалог 6. Неподготовленный диалог на основании слов, данных учителем 7. С опорой на тему; 8. С опорой на ключевые слова 9. С опорой на текст. Система упражнений для обучения диалогической речи включает в себя:подготовительные упражнения, которые составляют материально - операционную основу говорения (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование);Например, учащимся дается текст, который необходимо прочитать, а затем переделать его так, чтобы получился рассказ о себе.My name is Helen. I am 10. I live in London, England. I go to school  It is big and nice. I am in the 4th form.В данном упражнении учащиеся будут проделывать трансформации на лексическом уровне (меняя имя, возраст, класс, город и т.д.). Данная лексика в дальнейшем послужит базой для диалога.Условно – коммуникативные упражнения, которые связаны с решением конкретной коммуникативной задачи. В ходе данных упражнений ученики развивают умения реплицирования (произнесение стимулирующую и реагирующую реплики), соотнесения действий друг с другом (утверждение - переспрос, вопрос - ответ), т. е. поддержания двусторонней активности. Например, учащимся дается список вопросов. 1. Can you draw?2. Can you dance?3. Can you swim?4. Can your mother cook?  5. Can your father drive? 6. Can your sister / brother ride a bike?7. Can you ski?Один из собеседников держит карточку с вопросами в руке, задает вопросы своему партнеру и записывает (запоминает ответы). Задача второго собеседника – быстро и адекватно отреагировать на вопрос. Далее учащиеся меняются ролями. Затем оба собеседника представляют классу полученные результаты.Таким образом, свободное владение иностранным языком невозможно без развития и совершенствования лексико-грамматических навыков как единого целого, поскольку лексико-грамматические навыки лежат в основе коммуникативного высказывания и составляют коммуникативную компетенцию говорящего. Исходя их этого, словарный запас учащегося, как активный, так и пассивный, должен постоянно пополняться, обогащаться новыми лексемами в «сопровождении» новых грамматических конструкций, необходимых для обогащения речи и свободного владения иностранным языком. Овладение новой лексикой состоит из этапов: ознакомление (введение, объяснение); первичное закрепление в употреблении; включение лексических единиц в речевую деятельность. С учетом развития современных технологий, наибольшей эффективности можно добиться в случае использования возможности компьютера на всех перечисленных этапах обучения лексике.Игры для обучения монологической форме говорения учащихся начальных классов.По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, игры делят на языковые и речевые. Использование языковых игр на уроках английского языка у младших школьников представляется основополагающим и наиболее востребованным в обучении. Как показывает практика, существует множество вариаций языковых игр: - грамматические игры с целью научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; развить речевую активность и самостоятельность учащихся; - лексические игры с целью тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию учащихся; познакомить учащихся с сочетаемостью слов; - фонетические игры с целью тренировать учащихся в произношении английских звуков; научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения; формирование навыков фонетического слуха.Игры в учебном процессе очень важны для последующего формирования и активизации у учащихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности. Игровые технологии - одна из уникальных форм обучения, позволяющая сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне, а также и будни в процессе изучения языка, сохранить и развить учебную мотивацию. Игры для обучения монологической форме говорения учащихся:1. Что изображено? Цель: обучение монологическому высказыванию на основе карточек.Ход игры: учитель раскладывает на столе карточки по определенной теме вниз картинками. Игроки поочередно подходят к столу, выбирая одну из карточек, далее показывая ее классу и описывая ее. Например, если карточки по теме еда, то описание может быть следующим: It is a lemon. It is yellow. It is sour and it isn’t sweet.2. My family.Цель: развитие умения составление рассказа о семье на основе монолога-образца. I have a family. My family is not big. I have got a mother. I have got a father. I have got a brother. I like my family.3. Моя любимая игрушка. Цель: развитие умения описания предмета, связного монологического высказывания. My favourite toy is a teddy bear. It is not big. It is brown and black. My teddy bear has got big blue eyes, a small black nose and a red mouth. It has got two arms and two legs. His feet are big.Следующий вид игр – это коммуникативные игры. Они способствуют обучению общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Данные игры имеют ситуативную обусловленность и связь с реализацией одного-двух речевых намерений. Роли в этих играх как могут быть даны, так и нет. Зачастую в них даны воображаемые ситуации Важное место в данном виде игр – роль учителя. Учитель по возможности должен незаметно для учащихся управлять игрой. Он не должен брать на себя активной роли. Более того, он остается активным наблюдателем, рекомендует что-либо, но не навязывает своего решения.У меня есть животное Цель: развитие умений описания животных и действий, связанных с ними; развитие умений связного, логического высказывания.Ход игры: учитель раздает учащимся следующие карточки с названиями животных: rabbit, cat, dog, hen, pig, goat, sheep, duck, cow, horse, mouse, kitten, puppy, bird, hamster. Также учитель раздает учащимся карточки со следующими пунктами: 1) animal;2) its colour; 3) its size;4) what it eats; 5) what it drinks; 6) how many times a day it eats and drinks;7) how it moves;8) how long you have got it. Основываясь на вышеприведенных пунктах, учащимся необходимо составить высказывание о животном, которое они получили на карточке.Говорение может выступать в форме монологического и диалогического высказывания.Задача обучения говорению на начальном этапе обучения - научить младших школьников называть лица, предметы, животных и действия с ними; давать им количественную, качественную и временную характеристику в учебных, игровых и реальных ситуациях общения. Речевые умения на данном этапе обучения: сообщить о себе, друге, членах семьи (имя, что умеет делать, какой он/она); назвать действия, выполняемые человеком, животным; сообщить о местонахождении человека, животного, предмета; указать время действия; запросить информацию о том, что это и (или) кто это; сколько кому лет; какой он (она, оно).
-